Способы получения информации о развитии индивидуальности школьников

Должность участников мониторинга Средства получения информации Способы получения информации Формы работы Основная функция
Представитель администрации школы Специальные программы, схемы и т. п. Наблюдение за уроками, внеклассными мероприятиями и др.; Анализ документов Посещение уроков и пр., совещания Контроль за осуществлением мониторинга, координация действий его участников
Учитель Анкеты, схемы наблюдения за учащимися, продукты учебной деятельности Анкетирование, беседы, анализ ученических работ и ответов Уроки и внеурочные мероприятия по предмету Педагогическая диагностика, реализация возможностей учебно-воспитательного процесса в диагностике и коррекции развития индивидуальности
Классный руководитель Схемы наблюдения и сбора информации, результаты диагностики психолога и учителей Анализ и обобщение накопленной информации Совещания с учителями, психологом и др. Руководство педагогическим консилиумом, координация диагностической и коррекционной программ
Психолог Психологические тесты, схемы наблюдения за учебной деятельностью и пр. Тестирование, анкетирование, беседы, наблюдение Индивидуальная и групповая работа с детьми и их родителями Психологическая диагностика
Валеолог Специальные схемы наблюдения за педагогическим процессом, карты здоровья Наблюдение, беседы, медицинское обследование Индивидуальная работа с детьми Участие в педагогическом консилиуме и выработке коррекционной программы
Социолог Специальные схемы наблюдения за педагогическим процессом, за поведением школьников Анкетирование, беседы, наблюдение Индивидуальная работа с детьми Участие в педагогическом консилиуме и выработке коррекционной программы

Первый этап выделяется как подготовительный, в течение которого члены педагогического коллектива анализируют состав учащихся в классе и выясняют, какие группы школьников по уровню и особенностям развития индивидуальности в нем находятся. Это предварительная оценка индивидуальности, которая дается на основе сложившихся у учителей представлений. Основное внимание обращается на тех учащихся, которые составляют группу риска (у них слабо развиты отдельные компоненты сфер, отдельные сферы или индивидуальность в целом). В дальнейшем такие школьники и будут являться объектами оперативного мониторинга (осуществляемого систематически – ежедневно, ежеурочно и т. д.).

В зависимости от степени развитости индивидуальности школьников определяются свойства и качества психики, которые будут подвергаться отслеживанию, согласовываются сроки проведения замеров и т. д. Результатом работы педагогического коллектива на этом этапе является схема мониторинга, отражающая график проведения замеров, осуществляемых учителями, классными руководителями, школьным психологом и др., и способы обработки получаемого эмпирического материала (см. таблицу 12).

В коррекционной работе по саморазвитию, самоизменению могут принять участие подростки в возрасте 14–15 лет. Педагоги и школьный психолог помогают ученику составить программу и подобрать индивидуальные задания, тренинги, упражнения, литературу и пр.

Таблица 12

План мероприятий по мониторингу развития индивидуальности школьников

Сроки Учитель Классный руководитель Школьный психолог Валео-лог Социолог Общие мероприятия
Август Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся, составление предварительного списка группы «риска» Анализ характеристик учащихся, составление предварительного списка группы «риска» Анализ имеющихся данных психологической диагностики учащихся, составление предварительного списка группы «риска» Анализ медицинских показателей учащихся, составление предварительного списка группы «риска» Анализ характеристик учащихся, составление предварительного списка группы «риска» Предварительный педагогический консилиум (составление графика замеров и основных направлений коррекционной работы)
Сентябрь Наблюдение за адаптацией учащихся, подбор диагностических средств Наблюдение за адаптацией учащихся, их межличностными отношениями Наблюдение за психологической адаптацией учащихся Наблюдение за физиологической адаптацией детей Знакомство с семьями детей Составление плана работы на учебный год
Октябрь Педагогическая диагностика тех сфер индивидуальности, которые возможно диагностировать на своем предмете Педагогическая диагностика индивидуальности учащихся своего класса Психологическая диагностика индивидуальности учащихся Проведение замеров физического состояния детей Сбор информации о семьях детей Проведение научно-методических семинаров для педагогов
Ноябрь Подготовка таблиц с обобщенной характеристикой учащихся к педагогическому консилиуму Подготовка характеристик к педагогическому консилиуму Оформление психологических характеристик индивидуальности учащихся Оформление отчетов о здоровье учащихся Подготовка отчетов консилиуму Проведение педсоветов и совещаний по подготовке к консилиуму
Декабрь Участие в педагогическом консилиуме Проведение педагогического консилиума Участие в консилиуме Участие в консилиуме Участие в консилиуме Проведение консилиума
Январь Подготовка к педагогической коррекционной работе с учащимися группы риска» Педагогическая коррекционная программа с учащимися группы риска» Составление психологической коррекционной программы для «группы риска» Замеры физических показателей здоровья учащихся Социальная поддержка неблагополучных семей Проведение научно-методической конференции -Мониторинг развития индивидуальности школьника»
Февраль Проведение коррекционной работы Проведение коррекционной работы Проведение коррекционных занятий Проведение бесед и консультаций с родителями Социальная поддержка неблагополучных семей Проведение плановых педагогических советов и научно-методических объединений
Март Коррекционная работа Коррекционная работа Проведение коррекционных занятий Проведение бесед и консультаций с учителями Социальная поддержка неблагополучных семей Заседания кафедр
Апрель           Проведение открытых уроков по теме мониторинга
Май Проведение дополнительного обследования «группы риска» (выяснение . результатов коррекции) Дополнительная диагностика учащихся «группы риска» Проведение дополнительного психологического обследования учащихся «группы риска» с целью определения эффективности коррекционной работы Осуществление замеров физических показателей и подготовка документации к консилиуму Сбор информации у классных руководителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы Проведение открытых уроков
Июнь Подготовка и участие в педагогическом консилиуме Подготовка и проведение педагогического консилиума Подготовка к консилиуму Участие консилиуме Участие в консилиуме Проведение консилиума

Таким образом, мониторинг развития индивидуальности школьника – не самоцель, а средство оптимизации деятельности всего педагогического коллектива по решению поставленных перед системой образования задач. Мониторинг обладает следующими возможностями:

– возможность отслеживания динамики развития индивидуальности;

– получение учителем представлений о каждом из учащихся;

– возможность успешной, научной дифференциации обучения;

– получение данных для профориентации;

– широкая возможность консультирования родителей, учащихся и педагогов;

– определение зоны ближайшего развития;

– создание групп коррекции для детей с отклонениями в развитии каких-либо сфер;

– конструирование специальных развивающих занятий;

– выработка методов и приемов, необходимых для развития семи сфер;

– консультирование педагогов по вопросам формирования индивидуальности школьников в педагогической деятельности;

– проведение обучающих семинаров для педагогов.

Полноценное осуществление мониторинга возможно только при сотрудничестве учителей, .психологов и валеологов. В каждом учебном заведении для этого потребуется разработка конкретных задач и методов работы.

Информация, получаемая и используемая в мониторинге, является по сути своей одноразовой, пригодной для принятия текущих решений (в этом ее основная и специфическая роль). Однако если эти данные накапливаются, систематизируются, то получается уникальный материал по онтогенетической истории развития индивидуальности, что может обогатить теорию и будет использоваться в прогностических целях.

Последовательное введение мониторинга как необходимого и существенного элемента построения индивидуальности позволит обеспечить реальное единство и взаимопроникновение двух основных аспектов практической психологии, которые на сегодняшний день выступают достаточно разрозненно: психодиагностики и психокоррекции.

Модуль «Технология педагогического мониторинга»

Основные понятия:технология педагогического мониторинга, средства педагогической диагностики. Требования к усвоению понятий:

– иметь представление о технологии мониторинга развития индивидуальности школьника;

– знать и характеризовать основные элементы технологии мониторинга;

– знать средства педагогической диагностики, их отличие от средств психологической диагностики.

Содержательный блок

Дидактический аспект:технология мониторинга развития индивидуальности школьника включает цели, задачи, средства получения и обработки информации, мероприятия, интегрирующие действия участников мониторинга, этапы мониторинга.

Психологический аспект:особенностью мониторинга развития индивидуальности школьника является длительное отслеживание учителем проявлений психических свойств и качеств у каждого ребенка в процессе обучения и оперативное оказание помощи в коррекции психических сфер.

Методический аспект:педагогическая диагностика предусматривает использование педагогических средств, реально сочетающихся с педагогической деятельностью в процессе обучения (схемы наблюдения, анкеты и др.).

Задания

1. Изучите технологию мониторинга развития индивидуальности школьника и определите, что вы уже сейчас можете реализовать, а что требует большей подготовки.

2. Внесите свои предложения по усовершенствованию технологии мониторинга развития индивидуальности школьника.

3. Предложите свой вариант технологии педагогического мониторинга (для любого педагогического объекта).

4. Разработайте свои варианты анкет, схем наблюдения, карт сбора информации и других педагогических средств.

Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсового и дипломного сочинения по одной из следующих тем:

1. Технология педагогического мониторинга в инновационном учебном заведении.

2. Условия проведения педагогического мониторинга.

3. Особенности педагогического мониторинга развития индивидуальности школьника.

4. Педагогические средства диагностики развития индивидуальности школьника.

5. Место мониторинга развития индивидуальности школьника в процессе обучения.

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

• Что включает в себя технология мониторинга развития индивидуальности?

• Какие педагогические средства может использовать учитель для диагностики индивидуальности школьников?

• Чем будут отличаться диагностические педагогические средства, предназначенные для изучения индивидуальности школьников разного возраста (младшего, среднего, старшего)?

• Чем будут отличаться диагностические педагогические средства, предназначенные для изучения обученности, развитости и воспитанности школьников?

• Каким образом обрабатывается, накапливается и используется информация, получаемая учителем в мониторинге развития индивидуальности?

• Что дает учителю и учащемуся мониторинг развития индивидуальности?

• Какие достоинства и какие недостатки вы видите в технологии мониторинга развития индивидуальности?

2. Найдите педагогические ошибки и недочеты:

– «учителю важнее иметь собственноручные данные о развитии индивидуальности школьника»;

– «главное условие педагогического мониторинга – наличие готовых педагогических средств диагностики»;

– «в каждой школе должен быть свой мониторинг».

Педагогический консилиум

Особое место в мониторинге развития индивидуальности занимает педагогический консилиум.Этот способ был разработан Ю.К. Бабанским с целью сбора и переработки информации о развитии учебных возможностей учащихся и включался в систему мер по предупреждению и преодолению неуспеваемости школьников. Ценность педагогического консилиума состояла в том, что с его помощью осуществлялась не только педагогическая диагностика, но и на основе анализа полученных результатов намечались конкретные меры, позволяющие решать проблему предупреждения или преодоления отставания в учении. Школьная практика, использующая данный метод уже около тридцати лет, подтвердила его значимость.

Педагогический консилиум как метод эмпирического исследования носит общий характер, то есть может быть применен не только к изучению учебных возможностей школьников, но и всех других характеристик ребенка, в том числе и индивидуальности. Вместе с этим он носит и комплексный характер, поскольку предусматривает сбор информации, обобщение полученных результатов специалистами разного профиля: педагогами, психологами, валеологами и др.

Педагогический консилиум можно рассматривать как один из ключевых моментов описываемой системы мониторинга, который позволяет максимально интегрировать психологический и педагогический подходы к поиску параметров, наиболее полно описывающих сферы индивидуальности ученика, с учетом которых можно строить индивидуализированное обучение. Опираясь на опыт разработки и применения педагогического консилиума, мы составили свой вариант этого метода, предназначенный для сбора и переработки информации о развитии индивидуальности школьника-подростка.

Методика проведения педагогического консилиума включает следующее:

– цель – обобщить информацию о результатах изучения сфер индивидуальности школьника и выработать коррекционную программу для всех участников мониторинга;

– задачи: 1) представить характерные особенности развития сфер ребенка; 2) внести обоснованные предложения по коррекции индивидуальности; 3) обсудить все предложения и принять решения.

Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения (кроме сообщения результатов своей диагностики). Ведущим является, как правило, заместитель директора или классный воспитатель. Обсуждение фиксируется в стенограмме. Покажем на конкретных примерах учащихся результаты педагогической диагностики и обсуждение на педагогических консилиумах характеристик индивидуальности учащихся.

Таблица 13

Характеристика индивидуальности учащегося 7-го класса Сергея Ч.

Сфера Процессы, состояния Основные особенности развития
Интеллектуальная Внимание Память Мышление   Воображение Неустойчивое Кратковременная развита лучше, чем долговременная Не умеет рассуждать, не владеет логикой, слабое обобщение Слабо развито творческое воображение
Мотивационная Мотивация учения   Мотивация общения Мотивация конфликта Ведущий мотив – социальный, позновательной потребности нет Положительная Агрессивное поведение в конфликтных ситуациях
Предметно-практическая Учебная деятельность Познавательные способности Специальные способности Слабо сформирована в целом Практически не выражаются в учении Спортивные (футбол)
Эмоциональная Самооценка Тревожность Адекватная Незначительная
Волевая   Проявляет настойчивость в спортивных занятиях
Саморегуляция   Контролирует себя в общении слабо, с трудом управляет своими состояниями
Экзистенциальная Позиция в учебной деятельности Жизненная позиция Объектная   Неопределенная, на будущее планов нет

Отчет социолога: Единственный ребенок из полной семьи. Отец (36 лет) – образование среднее специальное, работает слесарем-наладчиком на заводе, мать (33 года) – образование среднее техническое, работает оператором телефонной станции. Уровень дохода – средний. Жилищные условия удовлетворительные. Родители удовлетворены школой, в которой учится ребенок. Высшее образование для ребенка нежелательно. Родители хотят, чтобы сын больше внимания уделял учению. Отношения с ребенком считают удовлетворительными, редкие трудности в общении приписывают подростковому возрасту. Физических наказаний не применяют. Отмечают, что сын учением не заинтересован, однако помогает по дому и увлекается спортом (посещает ДЮСШ по футболу). Приветствуют и поддерживают увлечение сына футболом.

Отчет валеолога: Ребенок не страдает серьезными нарушениями в здоровье и физическом развитии. Хороший иммунитет. Физическое развитие – рост средний, вес нормальный. Половое развитие нормальное. Вегетативная нервная система устойчивая. АД и пульс в норме. Физическая работоспособность не снижена. Группа здоровья – первая. Развита мотивация здорового образа жизни, так как свое будущее связывает со спортом.

Отчет психолога: По данным обследования ученика развитие его индивидуальности характеризуется следующим. Интеллектуальная сфера: а) внимание: устойчивость, распределение произвольного внимания – ниже возрастной нормы; точность внешнего и внутреннего произвольного внимания – в пределах возрастной нормы; б) память: зрительная и слуховая в пределах возрастной нормы, скорость запоминания – нижние пределы возрастной нормы, смысловая память – ниже возрастной нормы; в) воображение: механизмы воображения (агглютинация и комбинирование) – соответственно ниже возрастной нормы и нижние границы возрастной нормы, воссоздающее воображение – нормальное, творческое воображение слабо развито; г) мышление: результаты ШТУР малоуспешные; способность к аналитико-синтетической деятельности, навыки обобщения и абстрагирования – в пределах низкой нормы.

Мотивационная сфера: мотивация учения средняя (отметка значит для него больше, нежели получение знаний), мотивация общения положительная, выражен мотив групповой деятельности и совместной работы; в мотивации конфликта преобладают агрессивные реакции, деструктивная мотивация конфликта.

Предметно-практическая сфера: технические способности и креативность (творческое мышление) развиты слабо, общие способности средние, специальные способности – спортивные (интересуется футболом, ходит на спортивные соревнования, занимается в детской спортивной школе, в свободное время также занимается спортом).

Сфера саморегуляции: управляет своими состояниями с трудом, азартен, личностная рефлексия развита в пределах нормы, адекватно оценивает свои достоинства и недостатки.

Экзистенциальная сфера: объектная позиция в учебной деятельности, жизненная позиция неопределенная, жизненные цели размыты.

Эмоциональная сфера: самооценка адекватная, уровень тревожности в норме (общая тревожность и межличностная – нормальные, уровень школьной тревожности несколько повышен), эмоциональность повышенная.

Волевая сфера: волевая речевая регуляция – ниже среднего, проявляет настойчивость в спорте.

Отчет классного руководителя: Сергей обучается в этой школе с первого класса. Начальную школу закончил в основном удовлетворительно. Я являюсь его классным руководителем с пятого класса и могу охарактеризовать Сергея как доброго, отзывчивого, но очень вспыльчивого подростка. Отношения с одноклассниками удовлетворительные. Если случаются конфликты, склонен обвинять других, однако быстро успокаивается и идет на примирение. Жалоб от учителей на его поведение не поступало, однако многие считают, что учится он не в меру своих способностей. Я пригласила на консилиум учителей по тем дисциплинам, где он испытывает наибольшие трудности.

Учитель русского языка и литературы: Могу согласиться с представленными характеристиками. Что же касается моего предмета, то могу отметить, что особой заинтересованности к предметам моего цикла Сергей не испытывает. Читает мало. Не всегда читает произведения по программе. С трудом запоминает правила. Слабо владеет логикой и обобщением. Воображение также развито плохо. Отвечая у доски, чувствует себя скованно, с трудом подбирает нужные слова. Внимание неустойчивое, часто отвлекается. Однако надо отметить, что он всегда с удовольствием принимает участие в групповой работе и если попросить помочь, то всегда соглашается.

Учитель математики: Сергея считаю в классе слабым учеником. К знаниям не стремится, познавательного интереса не испытывает. Также могу отметить неустойчивость внимания. Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и сравнение) даются с трудом. Но я неоднократно обращала внимание, что если объяснить ему абстрактный смысл задач, и сделать условия задач приближенными, допустим, к спорту, то он справляется с этими задачами значительно легче.

Учитель физического воспитания: Могу характеризовать данного ученика как целеустремленного и волевого. Занятия не пропускает, находится в отличной физической форме. Практически не болеет. Выполняет нормативы выше своего возраста. Ему присущи соревновательность и спортивный азарт. Увлеченный мальчик. У меня сложились с ним теплые, доверительные отношения. Думаю, что если он будет так дальше заниматься, то из него мог бы получиться хороший спортсмен.

Надо отметить, что данный консилиум прошел без особых затруднений и разногласий. Была выработана следующая кор-рекционная программа. Основная задача заключается в изменении позиции ученика в учебной деятельности. Для этого необходимо обеспечить развитие познавательных процессов, экзистенциальной и волевой сфер. Рекомендуется посещение коррекционной психологической группы для развития познавательных процессов. Учителям-предметникам и классному руководителю можно рекомендовать следующее: привлекать ученика к участию в ситуациях совместного обсуждения различных вопросов, особенно с использованием знаний в спортивной области; поручить подготовку серии сообщений о спортивных новостях и выступления в своем классе, в начальной школе и т. д.; поручить разработку или подборку комплекса упражнений для тренировки воли, выступить с сообщением перед школьниками; провести с ним беседу о жизненных планах с целью представлений о себе и своем будущем.

Таблица 14

Характеристика индивидуальности учащейся 7-го класса Анны Ч.

Сфера Процессы, состояния Основные особенности развития
Интеллектуальная Внимание Память Мышление     Воображение Устойчивое Хорошо развита Логично рассуждает, хорошо обобщает, умеет работать с наглядностью, формулировать вопросы и оперировать знаниями Достаточно развито
Мотивационная Мотивация учения   Мотивация общения Мотивация конфликта Заинтересована в положительной отметке, высокая познавательная потребность, легко работает на уроках, любимые области науки – гуманитарные, выражены эстетические интересы Положительная Неагрессивна в конфликтных ситуациях
Предметно-практическая Учебная деятельность Познавательные способности Специальные способности Хорошо сформирована в целом Развиты Искусство и литература
Эмоциональная Самооценка Тревожность Заниженная Повышенная
Волевая   Проявляет настойчивость в учебе, целеустремленна
Саморегуляция   Самокритична, совестлива, хорошо контролирует себя в общении
Экзистенциальная Позиция в учебной деятельности Жизненная позиция Субъектная   Наполнена смысла жизни

Отчет социолога: Аня – единственный ребенок из полной семьи. Отец (36 лет, образование высшее техническое) работает инженером на предприятии. Мать (37 лет, образование высшее) врач поликлиники УВД. Уровень дохода средний. Жилищные условия удовлетворительные. Родители удовлетворены школой, в которой обучается их дочь, высшее образование для девочки желательно. Аня занимается дополнительно в музыкальной школе и ходит в бассейн в оздоровительную группу. Родители требовательны к успехам дочери и в школе, и вне ее. Способности Анны оценивают как высокие, физических наказаний не применяют, но ругают за плохие отметки. Девочка склонна «умалчивать» об отрицательных отметках, что приводит к конфликтам дома. В остальном родители отмечают положительные отношения с ребенком. В свободное время Аня много читает, увлекается литературой и музыкой. Имеет одну близкую подругу – одноклассницу.

Отчет валеолога: Аня страдает определенными нарушениями в здоровье: гастрит, дискинезия желчевыводящих путей, неправильная осанка, сколиоз. Посещает группу здоровья по физкультуре. Часто болеет простудными заболеваниями. Вегетативная нервная система – неустойчивая, вегето-сосудистая дистония. Физическая работоспособность снижена, АД понижено, пульс редкий. Рост и вес в норме. Группа здоровья третья. Мотивация здорового образа жизни развита слабо.

Отчет психолога. Интеллектуальная сфера: а) внимание: устойчивость внимания нормальная, устойчивость внешнего произвольного внимания – возрастная норма, устойчивость внутреннего произвольного внимания и распределение внимания – верхние границы возрастной нормы, устойчивость произвольного внимания в норме; б) память: зрительная – выше возрастной нормы, слуховая – нормальная, скорость запоминания и смысловая память – верхние границы возрастной нормы; в) воображение: механизмы воображения (агглютинация и комбинирование) – выше средней нормы, акцентирование нормальное, воссоздающее и творческое воображение хорошо развиты; г) мышление: результаты ШТУР близкие к успешным. Конкретизация и обобщение хорошо развиты. Задания на анализ выполняются с некоторыми затруднениями, типичные ошибки при установлении логических связей. Наиболее усвоены предметы общественно-гуманитарного цикла, наименее – физико-математического.

Мотивационная сфера: а) мотивация конфликта – преобладают неагрессивные реакции, чувство вины, склонность обвинять себя в создавшейся ситуации; б) мотивация учения – высокая, стремится узнавать новое, выраженный познавательный интерес; в) мотивация общения – стремление к общению в совместной деятельности, желательность сближения с одноклассниками.

Предметно-практическая сфера: а) общие способности – высокий уровень; б) технические способности – ниже среднего; в) креативность (творческие способности) – средняя норма; г) специальные способности – лингвистические и музыкальные, занимается в музыкальной школе, интересуется гуманитарными науками, успешно учится по предметам гуманитарного цикла, читает дополнительную литературу. В свободное время читает, занимается музыкой, посещает театры и выставки. Хотела бы быть врачом.

Сфера саморегуляции: самокритична, совестлива, повышенно рефлексивна.

Экзистенциальная сфера: субъектная позиция в учебной деятельности, определила для себя цели в жизни (будущая интересная работа и карьера).

Эмоциональная сфера: а) самооценка неадекватная (заниженная); б) уровень тревожности повышен, общая и школьная тревожность – несколько повышены, межличностная тревожность – высокая. Конфликтность самооценки, наличие противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Чувство неудовлетворенности и напряженности – на это особенно важно обратить внимание учителям. Видимое благополучие в учебе дается неоправданно высокой ценой и чревато срывами. Риск невроза; в) высокая эмоциональность.

Волевая сфера: волевая речевая регуляция высокая, старается проявлять настойчивость во всех видах деятельности.

Отчет классного руководителя: Анна обучается в этой школе с первого класса. Начальную школу закончила с одной «4» – по математике. Под моим руководством учится с пятого класса. Могу отметить, что девочка очень добросовестна в учебе, явно тяготеет к гуманитарным предметам. Дисциплинированна. Дистантна в общении. В классе одинока, хотя к общению стремится. Хорошо оперирует знаниями, высказывает собственное отношение к фактам и событиям, проявляет творческую самостоятельность в обучении. Не принимает активного участия во внеклассных мероприятиях ввиду сильной занятости. Сегодня на консилиум я решила пригласить двух учителей: математики и учителя русского языка и литературы, мнение которых относительно этой девочки наиболее полярны.

Учитель математики: Могу отметить хорошие внимание и память Анны. Ее бесконфликтность. Однако на моих уроках она безынициативна, старается избегать ответов у доски. Встречает затруднения в самостоятельных работах, в ответах на мои вопросы, из трех возможных заданий (по степени сложности) выбирает самое легкое. Смысл нового с трудом до нее доходит. С ошибками решает задания по аналогии. Логика слабо развита. Пространственное мышление и воображение плохо развиты. Теоремы учит по памяти, применять их не умеет. Надо отметить, что с заданиями по алгебре справляется значительно лучше. Если бы не остальные положительные отметки, то я бы ей смогла бы поставить только слабую тройку. Я бы ей рекомендовала дополнительные занятия по моим предметам.

Учитель русского языка и литературы: Мне очень тяжело слышать отзывы коллеги. Я считаю Аню самой талантливой девочкой в классе. Ее сочинения всегда очень последовательны, удивляют полнотой, она использует дополнительную литературу и критические статьи различных авторов. Ее язык ярок и образен. Знаю, что в классе у нее сложные отношения с другими детьми. Она одинока и очень эмоционально чувствительна, а это, уважаемые коллеги, может привести к серьезным последствиям. Я стараюсь поддерживать ее, как могу. Очень приятно, что на фоне общей литературной серости этого класса встречаются такие дети. Я думаю, что ее стоит перевести в другой класс, где дети более эстетически развиты. Девочка грамотно умеет использовать правила, внимательна, обладает отличной памятью и развитым мышлением, отлично развито творческое воображение, выражены познавательные способности, стремится помогать одноклассникам.

Учитель математики: Я, конечно, разделяю радость Эльвиры Анатольевны, только для меня успехи Ани в русском языке и литературе мало утешительны.

Психолог: Давайте не будем идти на конфликт. Мы договорились воспринимать каждого ребенка таким, каков он есть, а его индивидуальность как уникальность и неповторимость. Кроме того, у девочки повышенная тревожность и мы должны подходить к ней как можно мягче и корректней. Лично я могу предложить для нее коррекционную программу по развитию мышления (всех познавательных процессов), что сможет повысить ее успехи в математике.

Классный руководитель: Абсолютно точно. И мы должны подумать, как помочь этой девочке и как развить ее задатки на своих предметах.

В результате участники консилиума перешли к разработке коррекционных мероприятий. Было решено: провести беседу родителей Ани с психологом на предмет обследования семьи, отношений в семье, особенностей воспитания; провести психологическую коррекцию эмоциональной сферы (тревожности) в индивидуальном порядке; направить на групповые занятия в психологической группе по развитию мышления; поручить Ане совместно со слабыми учениками подготовить литературную викторину; предложить принять участие в математическом КВНе в группе с сильными детьми; поручить выступление с докладами на уроках математики; привлечь Аню к участию во всех ситуациях совместного общения; организовать участие в литературных олимпиадах, литературных гостиных, школьных тематических вечерах.

Таблица 15

Характеристика учащегося 7-го «В» класса Вадима А.

Сфера Процессы, состояния Основные особенности развития
Интеллектуальная Внимание Память Мышление Воображение Неустойчивое Кратковременная, лучше развита, чем долговременная Нормальное, умеет рассуждать Слабо развито творческое воображение
Мотивационная Мотивация учения   Мотивация общения Мотивация конфликта Ведущий мотив – социальный, познавательной потребности нет Положительная Деструктивная
Предметно-практическая Учебная деятельность Познавательные способности Специальные способности Слабо сформирована в целом Практически не выражаются в учении Не отмечены
Эмоциональная Самооценка Тревожность Завышенная Незначительная
Волевая   Не организован, не настойчив, предпочитает подражать
Саморегуляция   Контролирует себя в общении слабо, с трудом управляет своими состояниями
Экзистенциальная Позиция в учебной деятельности Жизненная позиция Объектная   Неопределенная, на будущее планов не имеет

Отчет социолога: Вадим из полной семьи. Младший из двоих детей (старшая сестра Алла, 11 класс). Отец (32 года, образование среднее) работает судовым электромехаником, ходит в море. Мать (31 год, образование высшее техническое) домохозяйка. Уровень дохода – выше среднего. Жилищные условия удовлетворительные, у каждого из детей есть своя комната. Отец воспитанием детей практически не занимается, так как большую часть времени находится в рейсе. Мать не работает по просьбе отца, чтобы уделять больше времени детям. Мать удовлетворена школой, где учатся оба ее ребенка. Высшее образование для сына расценивает как желательное, но не обязательное. Хочет, чтобы он поступил в военное училище. Мальчик нигде дополнительно не занимается. Особых увлечений нет. В свободное время встречается с друзьями, слушает музыку. Способности ребенка мать оценивает как «выше средних», однако не хватает усидчивости и заинтересованности. Вадиму и в школе, и дома ставят в пример старшую сестру-отличницу. Мальчик пытался заниматься теннисом, легкой атлетикой, фотографией, но все бросил. Занятия были кратковременными. Как только возникали какие-либо проблемы или что-нибудь не получалось, сразу терял интерес к занятиям. Мать часто ругает сына, однако основные «воспитательные» мероприятия проводит отец, возвращаясь из рейса. Часто конфликтует со старшей сестрой и матерью, хлопает дверями, ругается, долго помнит обиду. Отца побаивается, так как тот использует физические наказания. Мальчик много времени уделяет своему внешнему виду, старается модно одеваться, требует новую одежду за хорошие отметки, носит серьгу в ухе. Комната Вадима увешана плакатами современных групп. Очень любит смотреть боевики и фильмы ужасов. Несмотря на хорошую успеваемость, часто прогуливает школу.

Заключение валеолога: Вадим не страдает серьезными нарушениями в физическом развитии. Слабая близорукость, рекомендованы очки. Достаточно часто болеет простудными заболеваниями органов дыхания. Рост и вес пониженные. Пульс и АД в норме. Нормально переносит физическую нагрузку. Физическая работоспособность не снижена. Мотивация здорового образа жизни отсутствует.

Отчет психолога: Интеллектуальная сфера: а) внимание – устойчивость внимания, устойчивость внешнего и внутреннего произвольного внимания, в норме. Распределение внимания: нижние границы в норме, устойчивость произвольного внимания в норме; б) зрительная и слуховая в норме, скорость запоминания – нижняя граница нормы, смысловая память в норме; в) воображение: механизмы воображения (комбинирование, агглютинация и акцентирование) – нижняя граница нормы. Творческое и воссоздающее воображение ниже среднего; г) мышление: результаты ШТУР средние по успешности. Наиболее трудный тип логических связей – «причина-следствие», функциональные связи. Типичны ошибки при установлении логических связей. Наименее усвоенная область знания – естественно-научная. Наибольшие сложности испытывает в мыслительных операциях синтеза, анализа и конкретизации.

Мотивационная сфера: а) мотивация учения: познавательная потребность отсутствует, не развита мотивация учения, слабо развита мотивация достижения. С трудом входит в работу, частые отвлечения, мотивационные состояния носят непроизвольный характер; б) мотивация конфликта деструктивная, преобладают агрессивные реакции, стремится нарушать правила поведения, использует обидные высказывания и прочее; в) мотивация общения: стремление к общению в группе по внешкольным интересам, а не учебному сотрудничеству.

Предметно-практическая сфера: а) общие способности – уровень выше среднего; б) технические способности – слегка ниже среднего; в) креативность (творческие способности) – средняя; г) специальные способности – не интересуется какой-либо областью деятельности, ничего не делает для того, чтобы развить себя, какую-либо профессию не выбрал.

Сфера саморегуляции: своими состояниями управляет с трудом, плохо контролирует себя в общении, небрежен.

Экзистенциальная сфера: объектная позиция в учебной деятельности, не определены цели в жизни. Хочет жить в свое удовольствие и иметь много денег.

Эмоциональная сфера: а) самооценка неадекватная (завышенная); б) эмоциональность нормальная; в) уровень тревожности в норме, общая и школьная тревожность в норме, межличностная несколько повышена.

Волевая сфера: волевая речевая регуляция средняя, не организован, трудности не любит.

Отчет классного руководителя: В данном классе Вадим обучается с позапрошлого года. Начальную школу закончил на «4 и 5». Сейчас могу охарактеризовать его как довольно способного ко всем видам деятельности. Но ему очень мешают такие качества, как лень, пассивность, неопределенность в представлении о жизни, агрессивность и т. д. Внеклассными делами не занимается. Отказывает, если даже его попросить. Если испытывает давление со стороны, то или хамит, или соглашается, а потом не выполняет. Систематически прогуливает такие предметы как физкультура, ремесло, музыка и рисование. Изворотлив, друзей в классе практически не имеет, дружит с более взрослыми подростками. На сегодняшний консилиум я пригласила учителей физической культуры и учителя английского языка.

Выступление учителя физической культуры: Мне странно слышать, на мой взгляд, слишком мягкий отзыв о Вадиме. Дело в том, что у нас с ним неоднократно возникали конфликтные ситуации. Он ведет себя просто безобразно. Бесконечно прогуливает уроки. Не реагирует на отрицательные отметки по моему предмету. Не сдает вовремя нормативы. В соревнованиях не принимает участия. Я просила классного руководителя каким-то образом повлиять на создавшуюся ситуацию. Вызывала мать Вадима. Но ситуация не меняется. Я считаю, что таким ученикам, как он, в лицее делать нечего.

Учитель английского языка: Может быть, то, что я скажу о Вадике, у некоторых вызовет удивление, но я могу сказать, что у меня он не пропустил ни одного урока. Часто приходит на факультатив, правда, интересуют его не тексты, которые мы разбираем, а в основном слова песен. Занимается он этим с увлечением, я ему помогаю. У него хорошее произношение. Он не имеет барьера в общении на английском языке. Он никогда мне не хамил, всегда разговаривает с уважением, корректно формулирует свои просьбы. Если бы у него было больше усидчивости и внимательности, то, думаю, он мог бы иметь пятерку без проблем.

Классный руководитель: Большое Вам спасибо, Наталья Александровна. Вы оставили нам надежду, что не все еще так плохо. И значит, у нас есть возможность исправить ситуацию.

Учитель английского языка: Я думаю, что все звучало бы не так плохо, если бы Вы, Ирина Витальевна, раньше обратились бы ко мне по поводу этого ученика.

Классный руководитель: Я очень рада, что мы нашли хорошие стороны у этого ребенка. Думаю, что ситуацию с учителем физической культуры мы сможем урегулировать, если профессионально подойдем к коррекционной программе для Вадима.

В результате Вадиму было рекомендовано следующее: основная задача коррекции заключается в изменении позиции ученика в учебной деятельности. Для этого необходимо обеспечить развитие познавательных процессов, экзистенциальной и волевой сфер; направить в группу психологической поддержки для коррекции мотивационной и интеллектуальной сфер; привлекать Вадима к участию в ситуациях совместной деятельности, особенно с использованием знаний по английскому языку; поручить подготовку серии сообщений о современных музыкальных группах и течениях и выступить с ними на внеклассных мероприятиях; провести серию бесед с валеологом на тему здорового образа жизни и важности спортивных занятий. Определить на этих занятиях наиболее приемлемый вид спортивной деятельности; поддержать положительную мотивацию учения учителям-предметникам; участие в социально-психологическом тренинге общения.

Приведенный выше пример характеристики индивидуальности учащегося и фрагменты педагогического консилиума свидетельствуют о том, что в осуществлении мониторинга развития индивидуальности необходимо стремиться к интеграции диагностической деятельности учителей, психолога, социолога и других педагогов школы с тем, чтобы сделать участие каждого педагога целенаправленным, целесообразным. Это позволит каждому участнику мониторинга осознать свою конкретную роль в диагностической и коррекционной работе с нескольких позиций: 1) с точки зрения ошибок, допускаемых ранее по отношению к развитию, каждого ребенка в процессе обучения; 2) с точки зрения собственного вклада в мониторинг.

Важно подчеркнуть, что участие в педагогическом мониторинге учителя, который, пользуясь своими средствами, целенаправленно изучает особенности индивидуальности школьника на уроках, меняет профессиональную позицию учителя, придает ему большую значимость, а сам процесс обучения благодаря педагогическому мониторингу становится более целостным.

Модуль «Педагогический консилиум»

Основные понятия:педагогический консилиум, методика педагогического консилиума.

Требования к усвоению понятий:

– иметь представление о сущности педагогического консилиума;

– знать методику проведения педагогического консилиума (цели, задачи, процедуру).

Содержательный блок

Дидактический блок:педагогический консилиум – метод обобщения независимых характеристик педагогических явлений и фактов, это основная организационная часть мониторинга развития индивидуальности, выполняет функции информационную, интегрирующую, прогнозирующую.

Психологический блок:объектом педагогического консилиума является внутренний психический мир школьника, особенности развития его индивидуальности, проявляемые в конкретных условиях обучения.

Методический блок:методика проведения педагогического консилиума носит универсальный характер (не зависит от объекта обсуждения), включает целенаправленную деятельность всех участников по составлению коррекционной программы для каждого школьника.

Задания

1. Познакомившись с педагогическим консилиумом, в котором объектом является индивидуальность школьника, подберите другие объекты для других педагогических консилиумов.

2. Если вы выполнили первое задание, то продумайте методику проведения для своего консилиума (что особенного в ней будет?).

3. Представьте, что консилиум проводится на международном уровне (с помощью сети Интернет): что могло бы стать объектом международного педагогического консилиума? Как вы представляете себе процедуру такого консилиума?

Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсового и дипломного сочинения по одной из следующих тем:

1. Педагогический консилиум как часть педагогического процесса.

2. Особенности проведения педагогического консилиума в начальной школе.

3. Роль педагогического консилиума в повышении педагогического мастерства учителя.

4. Динамические свойства педагогического консилиума в системе мониторинга развития индивидуальности школьника.

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

• Что такое педагогический консилиум?

• Каковы факторы появления консилиума в педагогической системе?

• Что может быть объектом педагогического консилиума?

• Какова методика проведения педагогического консилиума, объектом которого является индивидуальность школьника?

2. Найдите педагогические ошибки и недочеты:

– «Консилиум – это когда учителя ищут ответ на вопрос: как быть с учеником Васей»;

– «Ничего-то вы не поняли, дорогая коллега, это у вас на уроках Катя ничем не занимается, а у других – учится»;

– «О Храбровой даже и слышать ничего не хочу – пустышка, а не школьница!».

Литература

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Е. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.

Гребенюк Т.Б., Тучинская Н.А. Мониторинг развития индивидуальности школьника. Калининград, 2000.

Зиверт X. Тестирование личности. М., 1998.

Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакиной, Н.Ф. Радионовой. М., 1991.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.

Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995.

Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб., 1992.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика (методические рекомендации для учителей и практических психологов). М., 1995.

Харин С.С., Ксенда О.Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей (методические рекомендации). Минск, 1995.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.

Наши рекомендации