Дидактика специальной школы представляет собой науку о преподавании и учении, которые относятся к числу ее основных понятий
Дидактика коррекционных учреждений I и II вида
Тема 1. Дидактика как теория обучения и образования лиц с нарушениями слуха
Предмет и задачи дидактики
Школа глухих, которая на современном этапе является общеобразовательным, цензовым учебным заведением, строит учебно-воспитательную работу, исходя из общих теоретических концепций развития современной общеобразовательной системы. В настоящее время дидактика специальной школы глухих и слабослышащих понимается как наука об образовании и обучении, закономерностях, принципах, методах и формах организации учебно-познавательной деятельности детей с недостатками слуха. Дидактика как педагогическая теория обучения отражает динамику обучения, раскрывая его в движении и изменении, и в то же время она включает в себя содержание образования в том виде, в каком оно может существовать в педагогической деятельности, реализуемой в единстве преподавания и учения.
Объект дидактики — взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, осуществляемая с использованием специфических средств обучения на основе решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей личности в ее развитии и саморазвитии, и в соответствии с социально принятыми нормами общества.
Предметом общей дидактики специальнойшколы является исследование процесса преподавания и учения вместе с условиями, в которых он протекает, с учетом специфического развития глухих, а также результатами, к которым он приводит.
Дидактика в своих исследованиях охватывает обучение всем предметам и все уровни учебной работы и поэтому называется общей дидактикой.Кроме общей существуют частные дидактики, исследующие теоретические основы преподавания и изучения тех или иных дисциплин на определенных уровнях обучения.
Определенное своеобразие представляет дидактика начального обучения детей с нарушениями слуха. Она опирается на особенности общего и речевого развития учащихся и в соответствии с этим разрабатывает специфические методы обучения основам наук, особенно родному языку, специфические средства общения и организационные формы, направленные на достижение главной цели — высокого уровня развития, обеспечивающего надежную базу для получения общего, полного и профессионального образования.
В задачи общей дидактики входят анализ и описание фактов, связанных с выявлением закономерностей, характерных для процесса обучения в специальной школе. Общая дидактика включает также анализ и описание дидактических систем, принятых в той или иной стране.
В решении задач дидактика специальной школы опирается на философию, общую педагогику, общую и специальную психологию, социологию, психолингвистику, логику и целый комплекс медицинских дисциплин. Многие задачи, касающиеся принципов, содержания, методов, организационных форм и средств реализации процесса обучения решаются в пределах частных дидактик, осуществляется анализ и описание систем обучения отдельным предметам.
Тема 2. Процесс обучения в специальной школе
Основные понятия процесса обучения
Процесс обучения в специальной общеобразовательной школе для учащихся с нарушениями слуха играет важную роль в образовании, воспитании, развитии и подготовке их к труду и жизни в современном обществе. Он характеризуется определенными целями и содержанием, методами взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, формами организации, специфическими подходами к развитию индивидуальных особенностей учащихся. Процесс обучения как целенаправленное взаимодействие сурдопедагога и учащихся не сводится лишь к формированию знаний, умений, навыков с учетом педагогической технологии развивающего обучения. Важно целенаправленно формировать способыумственных действий, интенсифицировать и стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, повышать теоретический уровень образования лиц с недостатками слуха.
Дидактика специальной школы представляет собой науку о преподавании и учении, которые относятся к числу ее основных понятий.
Преподавание -это управление сурдопедагогом учебно-познавательной деятельностью учащихся. Оно, в свою очередь связано с понятиями «обучения, образования, самообразования, воспитания».
Обучение представляет собой систематическое, планомерное и непосредственное руководство процессом учения в течение относительно долгого периода.