Дидактика специальной школы представляет собой науку о преподавании и учении, которые относятся к числу ее основных понятий

Дидактика коррекционных учреждений I и II вида

Тема 1. Дидактика как теория обучения и образования лиц с нарушениями слуха

Предмет и задачи дидактики

Школа глухих, которая на современном этапе является общеобразовательным, цензовым учебным заведением, стро­ит учебно-воспитательную работу, исходя из общих теорети­ческих концепций развития современной общеобразовательной системы. В настоящее время дидактика специальной школы глухих и слабослышащих понимается как наука об образовании и обучении, закономерностях, принципах, методах и формах организации учебно-познавательной деятельности детей с недостатками слуха. Дидактика как педагогическая теория обучения отражает динамику обучения, раскрывая его в движении и изменении, и в то же время она включает в себя содержание образования в том виде, в каком оно может существовать в педагогической деятельности, реализуемой в единст­ве преподавания и учения.

Объект дидактики — взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, осуществляемая с использованием специфических средств обучения на основе решения задач об­разования, направленных на удовлетворение потребностей личности в ее развитии и саморазвитии, и в соответствии с социально принятыми нормами общества.

Предметом общей дидактики специальнойшколы является исследование процесса преподавания и учения вместе с ус­ловиями, в которых он протекает, с учетом специфического развития глухих, а также результатами, к которым он при­водит.

Дидактика в своих исследованиях охватывает обучение всем предметам и все уровни учебной работы и поэтому на­зывается общей дидактикой.Кроме общей существуют частные дидактики, исследующие теоретические основы преподавания и изучения тех или иных дисциплин на опре­деленных уровнях обучения.

Определенное своеобразие представляет дидактика начального обучения детей с нарушениями слуха. Она опирается на особенности общего и речевого развития учащихся и в соответст­вии с этим разрабатывает специфические методы обучения основам наук, особенно родному языку, специфические средства общения и организационные формы, направлен­ные на достижение главной цели — высокого уровня разви­тия, обеспечивающего надежную базу для получения общего, полного и профессионального образования.

В задачи общей дидактики входят анализ и описание фак­тов, связанных с выявлением закономерностей, характерных для процесса обучения в специальной школе. Общая ди­дактика включает также анализ и описание дидактических систем, принятых в той или иной стране.

В решении задач дидактика специальной школы опирается на философию, общую педагогику, общую и специальную пси­хологию, социологию, психолингвистику, логику и целый комплекс медицинских дисциплин. Многие задачи, касаю­щиеся принципов, содержания, методов, организационных форм и средств реализации процесса обучения решаются в пределах частных дидактик, осуществляется анализ и опи­сание систем обучения отдельным предметам.

Тема 2. Процесс обучения в специальной школе

Основные понятия процесса обучения

Процесс обучения в специальной общеобразовательной школе для учащихся с нарушениями слуха играет важную роль в образо­вании, воспитании, развитии и подготовке их к труду и жиз­ни в современном обществе. Он характеризуется определен­ными целями и содержанием, методами взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, фор­мами организации, специфическими подходами к развитию индивидуальных особенностей учащихся. Процесс обучения как целенаправленное взаимодейст­вие сурдопедагога и учащихся не сводится лишь к формиро­ванию знаний, умений, навыков с учетом педагогической технологии развивающего обучения. Важно целенаправлен­но формировать способыумственных действий, интенсифи­цировать и стимулировать интеллектуальное развитие ре­бенка, повышать теоретический уровень образования лиц с недостатками слуха.

Дидактика специальной школы представляет собой науку о преподавании и учении, которые относятся к числу ее основных понятий.

Преподавание -это управление сурдопедагогом учебно-познавательной деятельностью учащихся. Оно, в свою очередь связано с понятиями «обучения, образования, самообразования, воспитания».

Обучение представляет собой систематическое, планомерное и непосредственное руководство процессом учения в течение относительно долгого периода.

Наши рекомендации