Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОУ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА 827
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
от 10 сентября 2015 г.
Протокол №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя-дефектолога
На 2015-2016 учебный год
составитель:
Учитель-дефектолог
Военная Т.Ю,
Москва, 2015г.
Содержание рабочей программы
Раздел программы | Страница |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1. Пояснительная записка | |
2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей | |
3. Возрастные и индивидуальныеособенности психического развития детей с нарушением развития дошкольного возраста | |
4. Планируемые результаты освоения программы . | |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
1. График организации образовательного процесса. | |
2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности. | |
3. Годовое тематическое планирование работы. | |
4. Система педагогической диагностики и достижения детьми планируемых результатов | |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
1. Оформление предметно-пространственной среды кабинета |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими нарушения в развитии.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Рабочая программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Настоящая рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с нарушением развития.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Основной образовательной программы ГБОУ «Школа»№827 Дошкольного отделения компенсирующего вида №5, исходя из потребностей и возможностей воспитанников.
Основной базой рабочей программы являются:
- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред.
М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;
- Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.
- Методические разработки Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением развития приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
1.Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса;
- определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
-формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с нарушением развития;
3. Преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
4. Подготовка детей к школьному обучению.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников
Принципы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДО. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДО. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.