Тема 3. Зарубежная музыкальная культура конца XIX-первой половины XX вв.
Тема 1. Зарубежная музыкальная культура XVII-XVIII вв.
План:
1. Художественные направления XVII-XVIII вв., оказавшие влияние на музыку: классицизм, барокко.
2. Итальянская опера. Жанры оперы: серьезная опера (opera-seria), комическая опера (opera-buffa).
3. Титаны итальянской оперы: К. Монтеверди, А. Страделла, А. Скарлатти.
4. Крупные музыкально-драматические жанры: оратории, кантаты, реквиемы, пассионы.
5. Творчество великих музыкантов (И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Страдивари, А. Вивальди)
Литература:
1. Гнедич, П.П. История искусств [Текст] / П.П.Гнедич. – М.: Изд-во Эскмо, 2005.
2. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н.А.Дмитриева. – М.: Просвещение, 2000.
3. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. [Текст] / Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2001.
4. Мартынов, И. Зарубежная музыка XVIII – начала XIX века [Текст] / И.Мартынов. – М., 1976.
5. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. [Текст] / Н.Н.Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособ. для студ. [Текст] / М.В.Соколова. – М.: «Академия», 2004.
7. Другая литература.
Методические рекомендации:
Необходимо акцентировать внимание на художественных направлениях (классицизм, барокко), которые помогут в понимании музыкальных произведений известных композиторов данного периода; также необходимо знать жанры оперы. Презентации (также музыкальные композиции, включенные в презентацию) или использование наглядных пособий (репродукции) помогут студенту при ответе на теоретический вопрос.
Тема 2. Зарубежная музыкальная культура XIX в. Романтизм в музыке
План:
1. Романтизм – идейно-художественное направление пер. пол. XIX в. (общая характеристика).
2. Принцип программности в области инструментальной музыки.
3. Вокальные циклы Франца Шуберта, Роберта Шумана.
4. Фортепианные циклы Ференца Листа.
5. Романтизм в творчестве Фридерика Шопена, Феликса Мендельсона, Гектора Берлиоза.
Литература:
1. Гнедич, П.П. История искусств [Текст] / П.П.Гнедич. – М.: Изд-во Эскмо, 2005.
2. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н.А.Дмитриева. – М.: Просвещение, 2000.
3. Друскин, М. Зарубежная музыка первой половины XIX века [Текст] / М.Друскин. – М., 1964.
4. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. [Текст] / Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2001.
5. Мартынов, И. Зарубежная музыка XVIII – начала XIX века [Текст] / И.Мартынов. – М., 1976.
6. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. [Текст] / Н.Н.Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001.
7. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособ. для студ. [Текст] / М.В.Соколова. – М.: «Академия», 2004.
8. Другая литература.
Методические рекомендации:
Необходимо выделить основные особенности романтизма, оказавшие непосредственное влияние на создание различных музыкальных композиций пер. пол. XIX в.
Студентам необходимо разработать презентации, посвящённые творчеству выдающихся музыкантов. Презентация должна содержать не менее 20 слайдов. Обязательны слайды с указанием исполнителя и используемой литературой. Рекомендуется прослушать следующие музыкальные композиции: Франц Шуберт «Прекрасная мельничиха», Роберт Шуман «Любовь поэта», Ференц Лист «Годы странствий», Фридерик Шопен «Желание», Феликс Мендельсон «Итальянская» и «Шотландская» симфонии, Гектор Берлиоз «Фантастическая» симфония или другие.
Тема 3. Зарубежная музыкальная культура конца XIX-первой половины XX вв.
План:
1. Реализм – идейно-художественное направление втор. пол. XIX в. (общая характеристика).
2. Особенности оперного веризма: П. Масканьи «Сельская честь», Р. Леонкавалло «Паяцы», Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан».
3. Особенности экспрессионизма: А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн.
4. Неоклассицизм в музыке 20-30-х гг. XX в.
5. Музыкальное искусство Рихарда Штрауса («Дон Жуан», «Дон Кихот», «Макбет»).
Литература:
1. Алексеева, Л., Григорьев В. Зарубежная музыка XX века [Текст] / Л.Алексеева. – М., 1986.
2. Гнедич, П.П. История искусств [Текст] / П.П.Гнедич. – М.: Изд-во Эскмо, 2005.
3. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н.А.Дмитриева. – М.: Просвещение, 2000.
4. Друскин, М. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века: Очерки [Текст] /М.Друскин. – М., 1969.
5. Друскин, М. О западноевропейской музыке XX века [Текст] / М.Друскин. – М., 1973.
6. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. [Текст] / Л.Г.Емохонова. – М.: Академия, 2001.
7. Мартынов, И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века [Текст] / И.Мартынов. – М.,1970.
8. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. [Текст] / Н.Н.Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001.
9. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособ. для студ. [Текст] / М.В.Соколова. – М.: «Академия», 2004.
10. Другая литература.
Методические рекомендации:
Необходимо выделить основные особенности реализма, оказавшие непосредственное влияние на создание различных музыкальных композиций втор. пол. XIX в.
Сделать таблицу, в которой будут отражены особенности веризма, экспрессионизма, неоклассицизма:
«Музыкальные направления к. XIX-н.XX в.»
Основные направления в музыке к. XIX-н.XX в. | Особенности направлений | Основные представители и их музыкальные произведения |
Студентам необходимо разработать презентации, посвящённые творчеству выдающихся музыкантов. Презентация должна содержать не менее 20 слайдов. Обязательны слайды с указанием исполнителя и используемой литературой.