Особенности словоизменения существительных множественного числа
Наиболее усвоенными у старших дошкольников с ЗПР являются формы именительного, дательного и предложного падежа множественного числа. У некоторых детей отмечаются ошибки в употреблении творительного и родительного падежа множественного числа.
Наименьшие трудностиу детей отмечаются при дифференциации форм единственного и множественного числа именительного падежа существительных.
В экспрессивной речи формы именительного падежа единственного числа используются правильно всеми детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Употребление формы именительного падежа множественного числа у дошкольников с ЗПР часто сопровождается большим количеством ошибок.
Наиболее типичными ошибками являются следующие:
1) замена форм множественного числа на -ja формами на -ы, -и (платьи, деревьи, листы, платы, глазы, ведры, зеркали). При этом иногда отмечается смешение твердого и мягкого конечного согласного корня (платы, зеркали). Предпочтение, отдаваемое формам на -ы/-и, можно объяснить тем, что эти формы являются более продуктивными;
2) употребление вместо множественного числа единственного числа существительного в именительном падеже (ружье, стул, одеяло, зеркало);
3) употребление во множественном числе уменьшительно-ласкательной формы исходного существительного (листочки, глазки, пеньки, домики, яблочки, зеркаль-цы);
4) замена флексии на более продуктивное окончание -ы/-и с одновременным нарушением акцентуации (зеркалы, окны, глазы);
5) замена флексии на продуктивное окончание -ы/-и с одновременным нарушением акцентуации и чередования (ведры);
6) нарушение акцентуации (глаза, платья, зеркала). Часто у дошкольников с ЗПР отмечается стремление сохранить неподвижное ударение и тем самым единый звуковой облик основы слова в разных его формах;
7) недостаточная дифференциация твердого и мягкого согласного корня, что проявляется в смешениях окончаний -ы/-и (рукы, скамейкы);
8) нарушения чередования при сохранении основы единственного числа (ужи, пени);
9) искажение звуковой структуры корня с одновременной заменой флексии (ружва, соловики).
Таким образом, грамматическое значение множественности представлено в импрессивной речи детей с ЗПР, однако довольно часто дети неправильно оформляют его в речи. При этом замены флексии осуществляются преимущественно внутри парадигмы форм именительного падежа множественного числа. Это свидетельствует о том, что у детей с ЗПР даже подготовительной группы усвоение системы окончаний множественного числа еще не закончено.
Среди форм словоизменения существительных множественного числа наиболее трудным является употребление формы родительного падежа множественного числа. Это связано с тем, что парадигма форм родительного падежа множественного числа дифференцируется с учетом признака рода (стволов, кукол, деревьев) и включает большое количество непродуктивных форм (окон, пней, ключей).
В большинстве случаев дети с ЗПР смешивают формы мужского и женского, мужского и среднего рода (руков, окнов, собаков, куклов, одеялов), употребляя вместо форм женского и среднего рода форму мужского рода. Таким образом, у дошкольников с ЗПР выделена и усвоена форма родительного падежа множественного числа мужского рода (продуктивные формы). Формы существительных родительного падежа множественного числа женского и среднего рода выделяются и усваиваются позднее.
Характерными ошибками при употреблении существительных родительного падежа множественного числа являются следующие:
1) замена продуктивным окончанием -ов всех других типов окончаний: в этом находит свое проявление тенденция к унификации форм во множественном числе (одеялов, лампов, листов, деревов, бочков, курицов, мячов, мышов);
2) отсутствие беглого гласного (кукл);
3) нарушение чередования одновременно с неправильным воспроизведением окончаний (тарелк, перий, пенев);
4) использование нулевого окончания вместо нормативного окончания -ов/-ев;
5) замена окончанием -ей продуктивных окончаний -ов/-ев или нулевого окончания (арбузей, домей, куколей, лис-тей);
6) употребление существительного в именительном падеже множественного числа как с нормативным, так и с ненормативным окончанием (много платьи, много бочки, много ули, много глазы);
7) замена словоизменения словообразованием (глазик, мячик, мышки, листик, яблочков, лампочек).
Таким образом, большое количество ошибок при употреблении форм родительного падежа множественного числа связано с вариативностью грамматических форм данного падежа. В то же время дошкольники с ЗПР долго не усваивают правила подклассов и пользуются наиболее продуктивными, частотными окончаниями.
У определенной части дошкольников с ЗПР неусвоение сложных форм словоизменения (падежных форм множественного числа, предложно-падежных конструкций) может быть обусловлено несформированностью грамматических значений. Вместе с тем, большинство дошкольников в импрессивной речи дифференцируют указанные формы. В то же время в экспрессивной речи эти дети заменяют правильную грамматическую форму другой формой слова: форму множественного числа заменяют формой единственного числа (на крышах — на крыше, листья — лист) — в этом случае не учитывается признак множественности; форма одного падежа заменяется формой другого падежа (над колясками — над колясках) — в этом случае отмечается неточность дифференциации падежных значений; окончания формы женского и среднего рода заменяются окончанием формы мужского рода (кукол — куклов, одеял — одеялов) — в этом случае смешивается грамматический признак рода существительного.
По уровню усвоения форм словоизменения дошкольники с ЗПР старшего возраста не достигают не только уровня своих нормально развивающихся сверстников, но и отстают от детей среднего дошкольного возраста с нормальным развитием.
Особенности словоизменения глаголов
Система словоизменения глагола у детей с ЗПР сформирована лучше, чем система словоизменения существительного, что связано с большим объемом и сложностью парадигмы форм существительных.
Допущенные ошибки проявляются, главные образом, в недостаточно точном употреблении глаголов (дети катаются — дети едут, мальчик собирает — мальчик убирает), в нарушении дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует — мальчик рисуют, девочки читают — девочки читает), в нарушении чередования в основе глагола (мальчик бежит — дети бежат; дети бегут — мальчик бегит).
Большое количество ошибок при дифференциации глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода можно объяснить трудностями дифференциации глаголов прошедшего времени по родам, несформированностью обобщенного значения категории рода существительных.
Таким образом, в процессе дифференциации глагольных форм дошкольники с ЗПР проходят те же этапы формирования речевой функции, что и нормально развивающиеся дети, но прохождение этих этапов задерживается во времени и имеет ряд особенностей.
Неспособность различать глагольные формы у детей с ЗПР также обусловлена несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства языка» (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка.
Особенности словоизменения прилагательных
Прилагательные появляются в речи детей с нормальным развитием позднее существительных и глаголов.
В целом формообразование прилагательных вызывает у детей меньшее число ошибок, чем процесс словоизменения существительных. Это отчасти объясняется более простым построением системы парадигмы прилагательного. Отдельные формы прилагательных образуются от единой основы, ударение остается неподвижным, ограничений и запретов на образование форм нет. Данный факт можно объяснить также и более поздним появлением прилагательных в речи ребенка, когда им уже усвоены некоторые правила формообразования существительных.
При согласовании прилагательного с существительным старшие дошкольники с ЗПР пользуются формами как единственного, так и множественного числа, однако часто допускают их смешение. Это обусловлено тем, что каждая из этих форм не связывается в достаточной степени с морфологическими признаками имени существительного. В заданиях на согласование прилагательного с существительным дети с ЗПР в одних случаях правильно употребляют словосочетания (железные замки), а в других существительное и прилагательное употребляются в разных числах {синий варежки, железные замок). Отдельную группу составляют ошибки замены полной формы прилагательного усеченной формой (железны замки, сини варежки).
Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде. Все ошибки, допущенные детьми с ЗПР, можно объединить в две группы.
К первой группе относятся ошибки, указывающие на то, что род прилагательных не соотносится с родом существительных. Дошкольники иногда смешивают формы женского и мужского рода, женского и среднего рода, мужского и среднего рода (красная яблоко, синий ведро, красная шар, синий банка). Наиболее страдает различение и использование формы среднего рода прилагательных.
Вторую группу составляют ошибки, связанные с тем, что полная форма прилагательного заменяется усеченной формой (синя банка, железна замок, красно яблоко, железно ведро).
Даже в подготовительной группе дети с ЗПР испытывают значительные трудности при согласовании прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа.
Характерными ошибками в этом случае оказываются:
1) правильное употребление окончания прилагательного и неправильное употребление окончания существительного, которое чаще всего заменяется на продуктивную флексию -ов существительного мужского рода множественного числа родительного падежа (больших яблоков, еловых Шишков, красных ягодов, больших ветков). Такого рода ошибки, возможно, могут быть связаны с неусвоением значения рода существительных и с большой вариативностью окончаний существительных в родительном падеже множественного числа;
2) правильное употребление окончания существительного и неправильное употребление окончания прилагательного (большие яблок, лесные цветов, красный ягод);
3) замена словосочетанием в именительном падеже множественного числа (лесные цветы, красные ягоды);
4) неправильное употребление окончаний существительного при нарушении согласования прилагательного с существительным (красные ягодов, еловая шишков, лесные цветков);
5) замена словосочетания прилагательного с существительным одним существительным в форме именительного падежа множественного числа (листья, грибы);
6) замена исходного прилагательного другим (в корзине много больших яблок — в корзине много вкусных яблок; в корзине много лесных цветов — в корзине много желтых цветов).
Причиной данных ошибок является недостаточная сформированность у детей речеслуховой па-мят и, а также атрибутивных семантических отношений, хотя формальные предпосылки употребления словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного, у определенной части детей имеются.
Таким образом, при дифференциации грамматических форм в процессе восприятия и порождения речи дети с ЗПР используют лишь некоторые дифференциальные семантические признаки и не используют всю совокупность грамматических значений, позволяющих отличать одну форму слова от другой формы.
Парадигма форм словоизменения у детей с ЗПР очень ограничена, недостаточно устойчива, характеризуется большим количеством смешений флексий.
Одна из главных особенностей речевого онтогенеза заключается в том, что ребенок овладевает системой языка раньше, чем языковой нормой, т. е. общие правила усваиваются раньше, чем частные правила. Поэтому усвоение грамматических форм идет от простых к сложным, от более продуктивных к менее продуктивным.