Этапы подготовки и проведения ролевой
игры
1.Этап планирования требует от преподавателя определения цели ролевой игры, выбора формы ее проведения, т.е. способа разыгрывания содержания ситуации и действий участников игры, подготовки ее методического оснащении (инструкций, карточек с описаниями ролевых характеристик, оборудования, необходимого для ее проведения.
2.Доигровой этап предполагает непосредственное взаимодействие преподавателя с участниками игры с целью их инструктирования, распределения ролей, подготовки пространства для разыгрывания.
3.Собственно игровой этап представляет собой погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с их трактовкой ролей и опытом игрового взаимодействия. Этот этап предполагает ротацию в форме поочередного проигрывания участниками одной и той же роли, повтора ситуации с разным составом участников, сменой ролей и т.п.
4.Четвертый этап включает в себя рефлексию полученного игроками опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, реализации намеченных целей, и подведение ведущим итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями и личностными позициями участников.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (CASE-STUDY)
ОБВИНЦЕВ Г., ПРУЖИНИН
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Названный метод характеризуется следующими признаками:
ü наличие конкретной ситуации;
ü разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;
ü публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
ü подведение итогов и оценка результатов занятия.
Критерии, отличающие кейс от других учебных занятий:
1. Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.
2. Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.
3. Проверка. Одна из форм проверки – выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.
4. Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.
5. Наиболее распространенная модерация работы с кейсом. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.
Виды ситуаций:
ü Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.
ü Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
ü Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
ü Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Таблица 1
Этапы проведения case-study
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
До занятия | 1.Подбирает кейс (конкретную ситуацию). 2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3.Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Получает кейс и список рекомендованной литературы. 2.Готовится к обсуждению ситуации. |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит группу на подгруппы. 3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями. | 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других. 3. Принимает или участвует в принятии решений. |
После занятия | 1. Оценивает работу студентов. 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. | Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме. |