Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
ГЛАВА 2. НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И СЕМЬИ
2.1. Понятия взаимодействия, сотрудничества
Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Не только Куликова Т.А., но и многие другие педагоги говорили, что новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье; реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Сотрудничество–это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности. Это значит, что каждый член семьи действует со всеми во имя общего блага семьи.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения. (В.Н.Мясищев) [9, c.151].
Взаимодействие детского сада и семьи – двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу. (…..)
- 1 фаза. Открытие.
Задачи. Знакомство с достижениями сторон (семьи и дошкольного образовательно учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.
- 2 фаза. Прояснение ожиданий.
Задачи. Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.
- 3 фаза. Согласование.
Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.
- 4 фаза. Оформление документов.
Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.
- 5 фаза. Проектирование взаимодействия.
Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.
- 6 фаза. Социально-педагогический мониторинг.
Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители – дети», «педагоги – дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.
- 7 фаза. Рефлексия.
Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса.
Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи
ДОУ как открытая образовательная система включает участие в ней всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, представителей общественности и организаций.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Актуальность проблемы воспитания детей в семье на основе этнопедагогических традиций воспитания русского народа остро ощущается в наши дни, когда объективно возрастает роль семьи во всестороннем развитии личности и гражданском становлении. Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, круг близких людей. Нитями она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, богатым воспитательным опытом. В этом направлении неоценима созидательная сила народной педагогики, возрождение семейных традиций, углубление семейно-родственных отношений, возвышение самоценности священного родного очага, родного дома, как высшей нравственно - педагогической ценности. Народ обращается к своим истокам и вековым традиционным средствам сообразного с природой жития. Цель семейного воспитания - содействовать тому, чтобы ребенок стал мудрым и самостоятельным, и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Механизм достижения цели – создание воспитывающей семейно - бытовой микросреды и педагогизация семейно – бытового окружения через возрождение национальных традиций в контексте развития современной теории и практики семейного воспитания.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и ДОУ. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, «открытость внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в ДОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Родители систематически включаются в проводимую образовательно-воспитательную работу ДОУ с детьми.
Таким образом, от участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные или слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
«Открытость ДОУ в наружу» означает, что ДОУ открыто влиянием микросоциума, своего микрорайона, готовь сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, такие как: школа, библиотека, дом культуры.
Создание единого пространства развития ребенка, невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо один от других и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому возникла необходимость в разработке единой программы, которая станет ориентиром, как для воспитателей, так и родителей.
Таким образом, можно сказать, что совместная работа семьи и ДОУ в возрождении этнопедагогических традиций покажет высокую результативность. Уровни воспитанности и облученности воспитанников детского сада будут возрастать с каждым годом, вместе с этим станет возрастать и педагогическая культура родителей.
Важно отметить, идея возрождения прогрессивных традиций русского народа с семьей будет являться одним из условий, способствующих решению проблемы воспитания подрастающего поколения в социуме.