Тема . Методические основы работы над изложением в начальной школе
Вопрос 1. Что такое изложение?
Важное общеречевое умение, которое формируется в начальной школе — это умение воспроизводить разные виды текстов. Изложение — это письменный пересказ, речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании. Несмотря на то, что изложения относятся к имитационным методам развития речи, это активная учебно-познавательная деятельность ребенка, которая предполагает не механическое зазубривание, а вдумчивую работу над смысловой и структурной сторонами текста. Изложение чужого текста считается менее трудоемким процессом, чем сочинение, поскольку ребенку уже заданы тема и содержание, структура и речевые средства. Готовый текст позволяет наблюдать, как разворачивается сюжет (повествование), как представлены признаки объекта (описание), как строится рассуждение. Однако отрицательным моментом является чужой для ребенка язык и необходимость своеобразного перевода с чужого языка на свой. Поскольку это достаточно сложно, ребенок стремится к дословному запоминанию. Кроме того, нельзя не учитывать возможность эмоционального неприятия ребенком чужого текста.
Изложение представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности — восприятия чужого текста и его воспроизведения. Восприятие осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Воспроизведение текста — это перевод внутренней речи во внешнюю, расчленение поступающей из памяти образа-схемы на составные его компоненты.
Изложение
Восприятие (свертывание информации в смысловой сгусток) комбинированнное зрительное слуховое смысловой и структурный анализ понимание запоминание | Воспроизведение (развертывание смыслового сгустка) подробное выборочное сжатое творческое письменный пересказ опора на структуру типа речи, ключевые слова |
Схема 1. Изложение как вид речевой деятельности.
Как видно из схемы, при работе над изложением с психологической точки зрения происходят две операции: свертывание словесной информации в «смысловой сгусток», а затем — расчленение «смыслового сгустка» на предложения и слова. Сложность в том, что обе операции протекают во внутренней речи. Чтобы облегчить этот процесс, необходимо учить детей воспринимать текст как тип речи с особенностями его структуры и языковых средств. Что касается запоминания, то ученик при этом пользуется двумя видами памяти: отдельные места он запоминает дословно, активизируя оперативную память, основную часть — в переработанном виде (в образах-схемах, смысловых сгустках). Для того, чтобы произошел процесс свертывания словесной информации в «смысловые сгустки», учитель организует на уроке анализ текста: смысловой, структурный, языковой. В результате анализа ученик понимает, о чем этот текст и как он построен, а затем при пересказе «вслед за автором строит высказывание».
При подготовке к изложению используют следующие приемы: уяснение вида пересказа, определение цели работы, разные виды чтения текста (ознакомительное, изучающее, итоговое), беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей, логическое и композиционное расчленение текста, черновой пересказ фрагментов, исправление недостатков, индивидуальная помощь в процессе письма.
Большое значение для продуктивной работы имеет подбор текста и его предварительный методический анализ, проведенный учителем. Он включает определение типа и стиля речи (без этого невозможно понять структуру текста и его языковые особенности); количество частей, средства связи между ними («слова-мостики»), языковые особенности и орфографическую насыщенность.