Методы исследования в теории и методике физической культуры 7 страница
Представление об отдыхе будет неполным без раскрытия способов изменения или сохранения его продолжительности. В этом случае можно выделить такие виды отдыха, при которых продолжительность интервалов отдыха между выполнением отдельных действий (или между сериями) не изменяется, планомерно сокращается или, наоборот, увеличивается. И, наконец, в принципе возможны случаи, когда длительность отдыха вначале сокращается, затем увеличивается или не изменяется. Сущность того или иного метода совершенствования двигательных навыков и направленного развития физических способностей в значительной степени зависит
от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности, длительности, количества повторений упражнений, интервалов и характера отдыха.
На рис. 5.3 приведена классификация методов, основу которой составляет различный порядок сочетания и регулирования нагрузки и отдыха. Остановимся на характеристике отдельных методов.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду
Рис. 5.3. Классификация методов, связанных с нормированием и управлением нагрузкой в процессе выполнения упражнения
движений. Отметим, что если при прохождении дистанции в беге колеба ния скорости не превышают 3% от средней скорости, то такой бег можн считать равномерным (В.В. Михайлов, 1971).
Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможное^ его применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика бокс и др.).
Тренирующее воздействие на организм занимающихся при его приме нении обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигаете; за счет либо повышения длительности, либо интенсивности выполнение упражнения. Разумеется, с увеличением интенсивности работы длитель ность ее уменьшается, и наоборот. С помощью этого метода решаютс: следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повы шение экономичности движений, воспитание волевых качеств. Различаю два варианта этого метода:
метод длительной равномерной тренировки;
метод кратковременной равномерной тренировки.
Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интен сивности на протяжении длительного времени. Энергообеспечение мышеч ной деятельности осуществляется за счет аэробных механизмов энергопроду^ ции, т.е. поглощение кислорода соответствует потребностям в нем. ЧО колеблется от 130 до 180 уд/мин. Продолжительность непрерывной работ] может находиться в диапазоне от 15 до 90 мин и более. Данный вариая содействует совершенствованию аэробного компонента выносливости.
Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Е
продолжительность уменьшается. Упражнения выполняются в смешанно
аэробно-анаэробном режиме. Он применяется для совершенствования «чу]
ства темпа» (в беге, гребле, ходьбе), а также для развития аэробно-ана^
робного компонента выносливости. Подобный вариант равномерного м|
тода предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой
дыхательной системам организма. Поэтому его целесообразно применят
с хорошо подготовленными занимающимися. ]
Преимущества равномерного метода заключаются прежде всего в toi что он дает возможность выполнить значительный объем работы, спосо! ствует стабилизации двигательного навыка, возрастанию мощности сер; ца, улучшению центрального и периферического кровообращения в мьи цах, мощности аппарата внешнего дыхания и выносливости дыхательщ мышц, совершенствованию координации работы внутренних органов мышц. Длительная и сравнительно умеренная работа создает достаточ] хорошие условия для гармоничной и постепенной настройки на рабо различных функций организма. Продолжительные нагрузки оказыва! большое психологическое воздействие на занимающихся. Они содейств ют воспитанию у них волевых качеств: настойчивости, упорства и др.
Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к не организма, в связи с чем снижается тренирующий эффект. Непрерывн длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, ч со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп де жений.
Переменный метод характеризуется последовательным варьировани нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направле
; lAinuon icupnn 1рт1ОП-1С1лии
ного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода.
Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использовании переменного метода обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма регулируется за счет изменения режима работы и формы движений.
Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств.
Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях. В циклических упражнениях нагрузки главным образом регулируются за счет варьирования скорости передвижения. Она может изменяться от умеренной до соревновательной. От варьирования скорости и длительности выполнения упражнения зависят характер физиологических сдвигов в организме, что, в свою очередь, ведет либо к развитию аэробных или аэробно-анаэробных возможностей.
В ациклических упражнениях переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений. Выделяют несколько вариантов переменного метода:
с ритмичным колебанием интенсивности — одинаковые периоды ра
боты с повышенной интенсивностью чередуются с такими же периодами
работы пониженной интенсивности. Например, в беге на дистанцию 3000
м: 500 м в 1/2 силы + 200 в 3/4 силы + 300 свободно и т.д.;
с неритмичными колебаниями интенсивности и длительности мышеч
ной работы. Примером этого варианта является «фартлек», что в переводе
со шведского означает «игра скоростей», «беговая игра». Содержание его —
это бег на местности в течение длительного времени (от 30 мин до 2 ч с
разной скоростью). Скорость передвижения и продолжительность ее со
хранения при этом заранее не планируется. Желательно проводить его в
лесу, парке, поле. Каждый участник бега, в зависимости от самочув
ствия, поочередно может лидировать в группе, с ускорениями на отрезках
различной произвольной длины, пробегаемых с различной скоростью. В
процессе фартлека занимающиеся могут заменить часть ускорений беговы
ми или прыжковыми упражнениями;
с неритмичными колебаниями интенсивности, зависящими от реше
ния определенных технико-тактических задач (например, при отработке
тактики «рваного бега» в легкой атлетике).
Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые, более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и на-
пряжений в циклических упражнениях дает возможность совершенствовать физические способности и технику движения. Одни и те же движения, выполняемые с большой, а затем с малой скоростью, сопоставляются по принципу контраста. Это дает возможность четко различать мышечные ощу-шения, связанные с правильным, свободным, выполнением движения и неправильным выполнением движения.
Недостатком переменного метода является то, что он в какой-то степени «неточен», так как все основные компоненты (длина ускорения, скорость, продолжительность снижения скорости и т.п.) нагрузки в переменном методе планируются приблизительно, как правило, «по самочувствию», на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.
Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.
Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95— 100%. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Например, в беге, гребле, плавании и т.д. применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.
В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных — скоростной выносливости.
Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках содействует развитию «чувства соревновательного темпа», совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом повторно-темповой тренировки.
Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основ
ном анаэробный, а на средних и длинных — смешанный, т.е. аэробно-
анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки,
метание) наряду с совершенствованием техники движений, данный метод
используется главным образом для развития силы и скоростно-силовых
способностей. : - , .,.,.
В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Чаще всего встречаются следующие:
повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90—
95% от максимальной) для выработки необходимого соревновательного
темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости и пр.
повторная работа с равномерной предельной интенсивностью. При
применении коротких отрезков развиваются преимущественно скорост
ные способности. Более длинные отрезки включаются в занятия срав
нительно редко и лишь небольшими сериями для максимального разви
тия скоростной выносливости и максимального воздействия на волевые
качества.
Преимущества повторного метода состоят прежде всего в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если все предыдущие методы главным образом действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и меньше на обмен веществ в мышцах, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен.
Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.
Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.
Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве физических упражнений (бег, гребля, лыжные гонки, плавание, фигурное катание, спортивные игры, единоборства и др.).
Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160—180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение частоты сердечных сокращений, потребление кислорода в течение первых 30 с увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим создаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не сколько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.
Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120—140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Отдых может быть активным либо пассивным, упражнения повторяются
I лава э. методы формирования физической культуры личности
сериями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз от, частота пульса не будет снижаться ниже 120 уд/ мин. Общее число по рений упражнений при этом может быть от 10—20 до 20—30.
Интервальный метод имеет ряд вариантов, в основе которых л< различные сочетания составных компонентов нагрузки (длительно интенсивности, количество упражнений и др.). Такое многообразие i зано с решением конкретных задач, уровнем физической подготовлен! ти, состояния здоровья занимающихся, вида и характера физических ражнений. Но сущность физиологического воздействия во всех э вариантах интервального метода остается примерно одинаковой.
По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального тода:
метод экстенсивного (неинтенсивного) интервального упражнен
метод интенсивного интервального упражнения.
Для экстенсивного интервального метода характерны следующие па метры нагрузки:
Интенсивность работы 50—60% от максимальной мощности в ащ
лических упражнениях и 60—80% в циклических. ЧСС во время рабе
находится на уровне 160—180 уд/мин.
Продолжительность однократной работы 45—90 с. Однако это
исключает применения продолжительных нагрузок (2—3 мин и более)1
настоящее время наблюдается тенденция использования подобных наг|
зок в беге на средние и длинные дистанции, гребле, лыжных гонках. У
тановлено, что они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное вс
действие на организм и весьма эффективны для развития специалью
выносливости. I
Интервалы отдыха могут быть от 45—90 с и до 1—3 мин. Сигнале
к окончанию отдыха может служить уменьшение ЧСС до 120—130 уд/ми
Характер отдыха: активный — легкий бег трусцой, ходьба, свобо,
ное плавание и др.
Число повторений упражнений подбирается с таким расчетом, чтоб
вся серия проходила при сравнительно устойчивом пульсовом режиме,
одной серии может быть 3—4 повторения упражнения, а всего выполняв:
ся от 2 до 6 серий.
Экстенсивный вариант интервального метода направлен на разви аэробной производительности организма занимающихся. Применитель к видам спорта, характеризующимся преимущественно аэробным энерг обеспечением, его можно рассматривать в качестве одного из методов р вития специальной выносливости.
Интенсивный-интервальный метод характеризуется следующими пар метрами нагрузки:
♦ Интенсивность работы — 80—95% от максимальной мощности в цик
лических упражнениях и около 75% — в ациклических. ЧСС в конце уп
ражнения не должна превышать 180 уд/мин. |
♦♦♦ Продолжительность однократной работы — от 30 с до 2 мин (чем} соответствует, например, 200—600 м в беге, 50—200 м — в плавании). ]
♦> Интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уров^ ня 120—130 уд/мин и составляет в среднем 2—3 мин. С повышением Tpei нированности они сокращаются до 1—1,5 мин. Между сериями отдых более продолжительный — до 15—20 мин.
♦ Количество повторений упражнений в одной серии 3—4. Серии по
вторяются на протяжении отдельного тренировочного занятия от 2 до 6
раз. Этот вариант интервального метода применяется для развития анаэ-
робно-гликолитических возможностей организма занимающихся.
Разновидностью интенсивного интервального метода является интервальный спринт.
Главным образом он используется для повышения анаэробно-алактат-ных возможностей организма в легкоатлетическом беге, плавании, в беге на коньках, в лыжных гонках, гребле, спортивных играх и др. В данном случае параметры нагрузки могут быть следующими:
Интенсивность работы близка к предельной — 95—100% от макси
мальной.
Длительность работы — 8—15 с.
Число повторений упражнений в одной серии — 10—20.
Интервал отдыха в каждой серии заполняется малоинтенсивными
движениями, сходными по форме с движениями во время работы.
Количество всех серий в одном занятии 2—3, по мере развития трени
рованности может быть 6—8 и более. Интервал отдыха между сериями —
7—10 мин. Форма отдыха: ходьба, бег трусцой и пр.
Например, спринтерская интервальная тренировка в беге на коньках с использованием неспецифических средств подготовки может строиться по следующей формуле: 15 с быстрого бега + 15 с бега трусцой + 15 с быстрого бега + 15 с бега трусцой и т.д.
Упражнения повторяются непрерывно, в течение 10—15 мин после первой серии бега — отдых 5 мин и еще одно повторение бега в течение 10—15 мин.
В зависимости от характера применяемых физических упражнений спринтерская интервальная тренировка может быть направлена на развитие силовых и скоростных способностей.
По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода:
с постепенным увеличением длительности работы;
с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;
с чередованием длительности работы в каждой серии — к примеру, внача
ле работа начинается с коротких отрезков, затем увеличивается их длина, а к
концу серии уменьшается (200 + 400 + 600 + 800 + 600 + 400 + 200 м).
По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнением упражнения можно выделить:
«жесткий» интервальный метод, когда используются очень корот
кие или сокращающиеся интервалы отдыха при сохранении высокой ин
тенсивности работы. Такая форма построения тренировочной работы осу
ществляется на фоне прогрессивно увеличивающегося утомления, и,
естественно, что она предъявляет очень высокие требования ко многим
органам и функциям организма человека. Поэтому этот вариант интер
вального метода применяется в основном при подготовке высококвалифи
цированных спортсменов;
«облегченный» (щадящий) интервальный метод, когда применяются
постепенно увеличивающиеся интервалы отдыха, сохраняющие повышен
ную деятельность органов, повышенную деятельность систем в субком
пенсационной фазе восстановления работоспособности. t ■
Глава a- iyi^i^w" t-^ , - ..
Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит» время при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет без опасности перетренироваться, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.
Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся.
Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.
Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Особенно широкое использование игровой метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся, эмоциональностью, что безусловно содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д.
Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод — это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.
Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Он используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится; кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подгото-
вительный характер (прикидка, курсовки, контрольные, квалификационные состязания).
Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях — наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к занимающимся в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, чрезмерное честолюбие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений. Именно поэтому эффективность соревновательного метода достигается за счет умелого использования его педагогом. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся и других факторов.
Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Педагог руководит деятельностью соревнующихся главным образом путем предварительного инструктирования.
Непосредственно по ходу состязаний он может вносить лишь некоторые коррективы, но далеко не всегда (правила состязаний в ряде видов спорта: бокс, борьба и др., вообще исключают такое вмешательство).
Одним из ценных приемов соревновательного метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов.
Круговой метод (тренировка) — это организационно-методическая
форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выпол
нение специально подобранного комплекса физических упражнений для
развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в осо
бенности их комплексных форм — силовой выносливости, скоростной
выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполне
ния одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места
выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполне
ние последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к
первому, таким образом замыкая круг. Название такой тренировки — «кру
говая» — чисто условное. ^>, v>fft? д- он си
Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:
По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия прово
дятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохожде
ний круга. Применяются в основном для развития общей и силовой вы
носливости.
По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется
для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, ско-
ростно-силовых качеств и т.д.
По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан
на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скорост
ной и силовой выносливости.
По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать
для развития максимальной силы и скоростной выносливости.
Для проведения круговой тренировки заранее: 1) составляется комплекс упражнений; 2) определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»); 3) на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения; 4) устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию; 5) на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными. Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.
В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10—12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью — не более 6—8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства и пр.). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения.
Под максимальным тестом подразумевают максимальные двигательные возможности занимающихся в каком-либо упражнении (задании). Для всех занимающихся «максимальный тест» проводится в форме соревнований. Его показатели (максимальное количество повторений упражнения, максимальный вес отягощения, минимальное или максимальное время выполнения упражнения) служат исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или системе занятий.