Филологический профиль (русская филология) для профильных 10-11-х классов, лицеев, гимназий, специализированных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов
Образовательные отрасли | Учебные предметы | 10 класс | 11 класс |
количество часов в неделю | |||
II. Профильный компонент | |||
Филология | Литература |
Приложение 14
к Базисному учебному плану для
общеобразовательных организаций
Донецкой Народной Республики
на 2016-2017 учебный год
Филологический профиль (иностранная филология)
для профильных 10-11-х классов лицеев, гимназий, специализированных школ,
школ с углубленным изучением отдельных предметов,
Образовательные отрасли | Учебные предметы | 10 класс | 11 класс |
количество часов в неделю | |||
I. Базовый компонент | |||
Филология | Литература |
Приложение 15, 16, 18, 19, 20 – 2 часа.
Следует отметить, что Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования на 2015-2017 гг. предусматривает:
· воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
· формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
· развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
· выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
· грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В связи с внедрением новых стандартов государственная политика в образовании направлена на обновление содержания и использование новых методов и технологий. В связи с этим особое внимание следует уделить выбору УМК. Успешность обучения зависит также от выбора учителем актуальных и эффективных методик, ориентированных на системно-деятельностный подход, активизацию деятельности учащегося (проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, кейс-технологии и др.). Важно обратить внимание на дифференцированный подход и организацию групповой работы.
В рамках реализации практической части курса литературы рекомендуем:
- систематизировать информацию о прочитанных произведениях с обязательным выделением темы, проблемы и идеи произведения, периодически проводить повторение изученного по темам, проблемам, мотивам и т. д.
- объединить изученные программные произведения по группам в зависимости от темы и проблемы;
- регулярно проводить сравнительный анализ художественных произведений, близких по тематике, проблематике, идее, особенностям жанра, художественной речи и пр.;
- обучать умению анализировать готовые сочинения и выявлять их сильные и слабые стороны (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т. п.);
- включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие ответа на проблемный вопрос.
Содержание ГОС в области литературы может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
· рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
· репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
· продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
· поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
· исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Согласно стандарту литературное образование как результат можно представить в виде единства трех компонентов:
· становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);
· усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;
· литературно-художественное и литературно-критическое творчество.
Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
С учетом общих требований Стандарта образования изучение литературы должно обеспечить:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и
мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок
и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Республиканского стандарта и Концепции «Филологическое образование: Русистика» (Приказ № 143 от 16.02.2016 г.);
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в т. ч. детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
При планировании учебно-методической работы, составлении рабочей программы и календарно-тематических планов словесникам необходимо опираться на нормативно-правовые и распорядительные документы, указанные ранее.
Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016/2017 учебный год предусматривает часы компонента общеобразовательной организации, которые могут использоваться для изучения элективных курсов (курс по выбору, спецкурс), факультативных, индивидуальных и групповых занятий, учебной практики, проектов, исследовательской деятельностии т.п. Элективные курсы обязаны посещать все учащиеся класса, они оцениваются по 5-балльной шкале и входят в предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку.
Рекомендуем словесникам пополнить методический кейс следующими авторскими программами:
Программа курса по выбору (факультативного курса) «Христианские мотивы и образы в русской литературе ХІХ века». 10-11 классы (авторы-составители Дегтярева М.А., Нимак Е,М., г. Донецк);
Программа факультативного курса «Введение в научно-исследовательскую и творческую деятельность». 10-11 классы (автор-составитель Грунина Г.Н., г. Донецк);
Программа факультативного курса «Читаем поэзию вместе». 5-7 классы (автор-составитель Истомина А.Ю., г. Донецк);
Программа факультативного курса «Литература и театральное искусство». 10-11 классы (автор-составитель Ковальчук О.В., г. Донецк);
Обращаем внимание, что это обязательные учебные предметы, которые
должны предусматриваться в учебном плане как общеобразовательной организации, так и гимназии или лицея. Учебный план разрабатывается и утверждается образовательной организацией. Разрабатывая учебный план, администрация образовательной организации формирует перечень элективных учебных предметов, которые предлагаются обучающимся. При несовпадении наименования программы элективного учебного предмета и учебного пособия, но совпадении их содержания, использование учебного пособия допускается.
Коррективы в Программы
В соответствии с приказом МОН ДНР от 01.04.2016 № 275 «Об утверждении Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2016 — 2017 учебный год» и приказа МОН ДНР от 08.10.2015 № 648 «Об использовании учебников в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2015-2016 учебном году» авторы-составители Примерных программ по литературе предлагают внести в рабочие программы следующие коррективы:
Класс (2 часа в неделю)
Изучаемые произведения | Кол-во часов | |
Первая четверть | Введение | |
Из устного народного творчества. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» | ||
Развитие речи (п) | ||
Из древнерусской литературы | ||
Из русской литературы XVIII века. М.В. Ломоносов | ||
Из русской литературы XIX века. И.А. Крылов | ||
В.А. Жуковский | ||
Контрольная тестовая работа | ||
А.С. Пушкин «Няне», «У лукоморья...» | ||
Всего | ||
Вторая четверть | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица...» | ||
Литература родного края. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | ||
М.Ю. Лермонтов «Бородино» | ||
Н.В. Гоголь «Заколдованное место» | ||
Н.А. Некрасов | ||
И.С. Тургенев «Муму» | ||
Контрольное сочинение | ||
А.А. Фет | ||
Всего | ||
Третья четверть | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | |
А.П. Чехов «Хирургия» | ||
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе | ||
Из русской литературы 20 века. И.А. Бунин | ||
В.Г. Короленко | ||
Контрольное сочинение | ||
С.А. Есенин | ||
П.П. Бажов | ||
К. Паустовский | ||
С.Я. Маршак | ||
Контрольная тестовая работа | ||
А. Платонов «Никита» | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Четвертая четверть | В. Астафьев «Васюткино озеро» | |
Поэты о Великой Отечественной войне | ||
Писатели и поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе | ||
«Писатели улыбаются» | ||
Из зарубежной литературы. Стивенсон | ||
Д. Дефо | ||
Андерсен «Снежная королева» | ||
Развитие речи (п) | ||
Марк Твен | ||
Дж. Лондон | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Итого | 70 часов |
Всего — 70 часов
Развитие речи — 2
Внеклассное чтение — 2
Контрольная тестовая работа — 2
Контрольное сочинение — 2
Литература родного края — 1
Текстуальное изучение произведений - 61
Класс (2 часа в неделю)
Изучаемые произведения | Кол-во часов | |
Первая четверть | Введение | |
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки | ||
Древнерусская литература | ||
Произведения русских писателей XVIII века. Русская басня. И.И. Дмитриев. | ||
И.А. Крылов | ||
А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Дубровский» | ||
Контрольное сочинение | ||
Внеклассное чтение.А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» | ||
Всего | ||
Вторая четверть | М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Три пальмы», «Листок», «Утес» | |
И.С. Тургенев «Бежин луг» | ||
Контрольное сочинение | ||
Ф.И. Тютчев | ||
А.А. Фет | ||
Н.А. Некрасов «Железная дорога» | ||
Н.С. Лесков «Левша» | ||
Развитие речи | ||
А.П. Чехов «Толстый и тонкий» | ||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века | ||
Литература родного края | ||
Всего | ||
Третья четверть | Произведения русских писателей ХХ века. А.И.Куприн «Чудесный доктор» | |
А.С. Грин «Алые паруса» | ||
А.П. Платонов «Неизвестный цветок» | ||
Внеклассное чтение | ||
Произведения о Великой Отечественной войне | ||
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | ||
В. Распутин «Уроки французского» | ||
Развитие речи | ||
Сочинение | ||
«Писатели улыбаются». В.М. Шукшин | ||
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века | ||
Литература родного края | ||
Всего | ||
Четвертая четверть | Из зарубежной литературы. Легенды и мифы Древней Греции | |
Произведения зарубежных писателей. Гомер | ||
Сервантес «Дон Кихот» | ||
Развитие речи | ||
Ф. Шиллер | ||
П. Мериме «Маттео Фальконе» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Итого | 70 часов |
Всего — 70 часов
Развитие речи — 3
Внеклассное чтение — 3
Контрольная тестовая работа — 2
Контрольное сочинение — 3
Литература родного края — 2
Текстуальное изучение произведений — 57
Класс (2 часа в неделю)
Изучаемые произведения | Кол-во часов | |
Первая четверть | Введение | |
Устное народное творчество. Предания. | ||
Былины | ||
Пословицы и поговорки | ||
Древнерусская литература | ||
Из русской литературы XVIII века. М.В. Ломоносов | ||
Г.Р. Державин | ||
Из русской литературы XIX века. А.С. Пушкин «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Станционный смотритель» | ||
Контрольное сочинение | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Вторая четверть | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива» | |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | ||
Развитие речи | ||
Контрольное сочинение | ||
И.С. Тургенев «Бирюк». Стихотворения в прозе» | ||
Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда» | ||
Литература родного края | ||
Всего | ||
Третья четверть | А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | |
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||
Л.Н. Толстой «Детство» | ||
А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник» | ||
Произведения русских писателей ХХ века. И.А. Бунин «Цифры» | ||
М. Горький «Детство», «Данко» (Отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») | ||
Контрольное сочинение | ||
Развитие речи | ||
Л. Андреев «Кусака» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» | ||
Всего | ||
Четвертая четверть | А.П. Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире» | |
Б.Л. Пастернак. А.Т. Твардовский. Час мужества. А.А. Ахматова «Мужество», Е.М. Винокуров «Москвичи» | ||
Ф. Абрамов «О чем плачут лошади» | ||
Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя» | ||
Ю. Казаков «Тихое утро» | ||
Д.С. Лихачев «Земля родная» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
«Писатели улыбаются». М. Зощенко «Беда» | ||
Стихотворения о родной природе. Песни на стихи русских поэтов ХХ века | ||
Из зарубежной литературы. Роберт Бёрнс. Дж. Байрон | ||
Из японской поэзии. Мацуо Басё. Кобаяси Исса. | ||
О. Генри. «Дары волхвов» | ||
Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы» | ||
Внеклассное чтение. Детективная литература. | ||
Всего | ||
Итого | 70 часов |
Всего — 70 часов
Развитие речи — 2
Внеклассное чтение — 2
Контрольная тестовая работа — 2
Контрольное сочинение — 3
Литература родного края — 1
Текстуальное изучение произведений — 60
Класс (3 часа в неделю)
Изучаемые произведения | Кол-во часов | |
Первая четверть | Введение | |
Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки. Предания | ||
Литература родного края | ||
Внеклассное чтение | ||
Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского», «Повесть о Шемякином суде» | ||
Развитие речи | ||
Контрольное сочинение | ||
Из русской литературы XIX века. И.А. Крылов «Обоз» | ||
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» | ||
А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта», «Капитанская дочка» | ||
Контрольное сочинение | ||
Развитие речи | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Вторая четверть | «19 октября», «Туча», «К*» («Я помню чудное мгновенье...»), «Пиковая дама» | |
М.Ю. Лермонтов «Мцыри», | ||
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Шинель» | ||
Развитие речи | ||
Контрольная тестовая работа | ||
М.Е. Салтыков — Щедрин «История одного города» (отрывок) | ||
Н.С. Лесков «Старый гений» | ||
Л.Н. Толстой «После бала» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Всего | ||
Третья четверть | Поэзия родной природы | |
Литература родного края | ||
А.П. Чехов «О любви» | ||
Контрольное сочинение | ||
Внеклассное чтение | ||
Из литературы ХХ века. И.А. Бунин «Кавказ» | ||
А.И. Куприн «Куст сирени» | ||
А.А. Блок «Россия» | ||
С.А. Есенин «Пугачев» | ||
И.С. Шмелев «Как я стал писателем» | ||
М.А. Осоргин «Пенсне» | ||
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». | ||
А.Т. Твардовский «Василий Теркин» | ||
Развитие связной речи | ||
Стихи и песни о Великой Отечественной войне | ||
Литература родного края | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Четвертая четверть | В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | |
Русские поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе | ||
Поэты русского зарубежья о родине | ||
С. Лукьяненко «Чужая боль» | ||
Внеклассное чтение | ||
Литература родного края | ||
Из зарубежной литературы. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты | ||
Развитие речи | ||
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | ||
Развитие речи | ||
В. Скотт «Айвенго» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Итого | 105 часов |
Всего — 105 часов
Развитие речи — 6
Внеклассное чтение — 6
Контрольная тестовая работа — 4
Контрольное сочинение — 3
Литература родного края — 4
Текстуальное изучение произведений — 82
Класс (3 часа в неделю)
Изучаемые произведения | Кол-во часов | |
Первая четверть | Введение | |
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» | ||
Развитие речи | ||
Литература родного края | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Из литературы XVIII века. | ||
М.В. Ломоносов | ||
Г.Р. Державин | ||
Д.И. Фонвизин «Недоросль» | ||
Н.М. Карамзин | ||
Развитие речи | ||
Внеклассное чтение | ||
Сочинение | ||
Из русской литературы XIX века | ||
В.А. Жуковский | ||
Всего | ||
Вторая четверть | А.С. Грибоедов «Горе от ума» | |
Развитие речи | ||
Контрольная тестовая работа | ||
А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии ...», «Я вас любил», «Бесы», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»; «Моцарт и Сальери»; «Евгений Онегин» | ||
Развитие речи | ||
Сочинение | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Всего | ||
Третья четверть | М.Ю. Лермонтов «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива», «Смерть Поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу!...», «Герой нашего времени» | |
Развитие речи | ||
Сочинение | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Н.В. Гоголь «Мертвые души» | ||
Развитие речи | ||
Внеклассное чтение | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Ф.М. Достоевский «Белые ночи» | ||
А.П. Чехов «Тоска», «Смерть чиновника» | ||
Из русской литературы ХХ века. И.А. Бунин «Темные аллеи» | ||
А.А.Блок «Ветер принес издалека», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить» | ||
С.А. Есенин «Был уж вечер», «Гой ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу» | ||
Всего | ||
Четвертая четверть | В.В. Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю», «Прощанье» | |
М.А. Булгаков «Собачье сердце» | ||
Развитие речи | ||
М.И. Цветаева «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина» | ||
А. Ахматова «Стихи о Петербурге», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки...», «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», «Муза», «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва» | ||
Н. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание» | ||
М.А. Шолохов «Судьба человека» | ||
Контрольное сочинение | ||
Литература родного края | ||
Б.Л. Пастернак «Во всем мне хочется дойти», «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво» | ||
А.Т. Твардовский «Весенние строчки», «Урожай», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем», | ||
А.И. Солженицын «Матренин двор» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Романсы и песни на слова русских писателей XIX - XX веков | ||
Из зарубежной литературы. Катулл. Квинт Гораций Флакк | ||
Данте «Божественная комедия» | ||
Шекспир «Гамлет» | ||
Гете «Фауст» | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Итого | 105 часов |
Всего — 105 часов
Развитие речи — 7
Внеклассное чтение — 4
Контрольная тестовая работа — 6
Контрольное сочинение — 4
Литература родного края — 2
Текстуальное изучение произведений — 82
Класс (3 часа в неделю)
Изучаемые произведения | Кол-во часов | |
Первый семестр | Введение | |
И.С. Тургенев «Отцы и дети» | ||
И.А. Гончаров «Обломов» | ||
А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» | ||
Ф.И. Тютчев | ||
Н.А. Некрасов | ||
А.А. Фет | ||
А.К. Толстой | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сказки. «Господа Головлевы» | ||
Развитие речи | ||
Литература родного края | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Контрольное сочинение | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего | ||
Второй семестр | Ф. Стендаль «Красное и черное» | |
Оноре де Бальзак «Отец Горио» или «Евгения Гранде» | ||
Ч. Диккенс «Домби и сын» | ||
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» | ||
Л.Н. Толстой «Война и мир» | ||
Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Тупейный художник» | ||
Г. Ибсен «Кукольный дом» | ||
Ги де Мопассан «Ожерелье» | ||
Б. Шоу «Пигмалион» | ||
А.П. Чехов | ||
Развитие речи | ||
Литература родного края | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Контрольное сочинение | ||
Внеклассное чтение | ||
Всего |
Всего — 105 часов
Развитие речи — 3
Внеклассное чтение — 2
Контрольная тестовая работа — 5
Контрольное сочинение — 5
Литература родного края — 2
Текстуальное изучение произведений — 88
Класс (3 часа в неделю)
Изучаемые произведения | Кол-во часов | |
Первый семестр | Введение | |
Из зарубежной литературы Т.-С. Элиот | ||
Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен» | ||
Ф. Кафка «Превращение» | ||
Литература начала ХХ века | ||
Писатели-реалисты начала ХХ века. И.А. Бунин | ||
А.И. Куприн | ||
Л.Н. Андреев | ||
И.С. Шмелев | ||
Б.К. Зайцев | ||
А.Т. Аверченко | ||
Тэффи | ||
В.В. Набоков | ||
Особенности поэзии начала ХХ века | ||
В.Я. Брюсов | ||
К.Д. Бальмонт | ||
Ф. Сологуб | ||
И. Анненский | ||
Н.С. Гумилев | ||
И. Северянин | ||
В. Ходасевич | ||
Максим Горький | ||
А.А. Блок | ||
Новокрестьянская поэзия. Н.А. Клюев | ||
С.А. Есенин | ||
В.В. Маяковский | ||
Литература родного края | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Контрольное сочинение | ||
Всего | ||
Второй семестр | Литературный процесс 1920-х годов | |
И. Бабель «Конармия» | ||
Е. Замятин «Мы» | ||
М. Зощенко | ||
Литература 1930-х годов | ||
А.П. Платонов | ||
М.А. Булгаков | ||
М.А. Цветаева | ||
О.Э. Мандельштам | ||
А.Н. Толстой | ||
М.М. Пришвин | ||
Б.Л. Пастернак | ||
А.А. Ахматова | ||
Н.А. Заболоцкий | ||
М.А. Шолохов | ||
Из мировой литературы 1930-х годов. О. Хаксли | ||
А.Т. Твардовский | ||
Литература периода Великой Отечественной войны | ||
А.И. Солженицын | ||
Из мировой литературы. А. Камю | ||
Э. Хемингуэй | ||
Полвека русской поэзии | ||
Современность и «постсовременность» в мировой литературе. Ф. Саган | ||
Г.-Г. Маркес «Сто лет одиночества» | ||
У. Эко «Имя Розы» | ||
Русская проза в 1950-2000-е годы | ||
Литература конца ХХ — начала ХХI века | ||
Современный литературный процесс | ||
Контрольная тестовая работа | ||
Контрольное сочинение | ||
Всего |
Всего — 105 часов
Контрольная тестовая работа — 4
Контрольное сочинение — 4
Литература родного края — 1
Текстуальное изучение произведений — 100
Учебники
В 2016-2017 уч. году обучающиеся продолжают работать по следующим учебникам:
Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. // Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. // Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016
Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. // Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016
Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. // Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016
Литература. 9 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. // Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016
Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. // Под ред. В.П.Журавлева - М.: Просвещение, 2016
Оценивание
С целью систематизации и упорядочения нагрузки учащихся в течение учебного года рекомендуем количество видов контроля в процессе изучения литературы в каждом классе. Предложенное распределение часов является минимальным и обязательным для проведения в каждой четверти. Учитель по своему усмотрению может увеличить количество видов контроля в соответствии с уровнем подготовки учащихся, особенностей класса и т.д., но данное увеличение не должно вести к перегрузке учащихся.
Интерпретация результатов оценки может вестись на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Полнота итоговой оценки планируемых результатов обеспечивается
двумя процедурами:
1) формированием накопленной оценки, складывающейся из текущих и
тематических учебных достижений;
2) демонстрацией интегрального результата изучения курса в ходе
выполнения итоговой работы. Это позволяет также оценить динамику образовательных достижений обучающихся.
Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной
системы может осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам выполнения самостоятельных творческих работ и
домашних заданий. В задание для итоговой оценки рекомендуется включать:
1) текст задания;
2) критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения (в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности).
Итоговая работа осуществляется в конце изучения курса литературы выпускниками основной школы и может проводиться в письменной и устной форме.
Одно из ключевых требований Стандарта – широкое применение в практике школы деятельностных технологий. В связи с этим возможно оценивание результатов обучения в рамках проектной деятельности.
Дополнительную информацию можно найти в следующих изданиях:
1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
2. Данилов Д. Д. Разработка технологии оценивания учебных достижений в Образовательной системе «Школа 2100» / «Школа 2100» как образовательная система. Сборник материалов. Вып.8. М.: Баллас, 2005.
3. Данилов Д. Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баллас, 2008.
4. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб: КАРО, 2006. 111 с.
5. Маскин В. В. Алгоритмы перехода образовательного учреждения
к компетентностному подходу. Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.
6. Романова В. Ю., Петленко Л. В. Оценка знаний. М.: Вентана-Граф, 2003.