Вопрос 10. Исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий.
Проблематика сопровождения в образовании разрабатывается рядом исследовательских групп и отдельными учеными уже в течение как минимум десяти лет в российском образовании. Практически ежегодно проводятся различные конференции, симпозиумы по сопровождению в различных ее аспектах. И то, что интерес к теории и практике сопровождения в последние годы возрастает обусловлено тем, что реализация данной стратегии позволяет субъекту стать преобразователем собственной профессиональной деятельности посредством запуска процессов саморазвития и управляемого образования.
Хотя термин «сопровождение» прочно вошел в профессиональную жизнь психологов, педагогов и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем, нет еще единства мнений специалистов в определении этого понятия.
Так, в работе Ю.В. Слюсарева – основоположника данной теории в психологическом аспекте [46], термин «сопровождение» употребляется для обозначения «недирективной формы оказания психологической помощи», направленной не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности, помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.
Некоторые исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное психологическое сопровождение, по их мнению, открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.
В практике встречаются несколько групп образовательных программ реализации педагогической стратегии «сопровождение», от того, к какой группе относится программа, зависят ее содержание и способы ее реализации.
Чаще всего в практике сопровождения встречаются ориентационные и прикладные программы, реже – фундаментальные и практически отсутствуют – информационные (по Е.И. Казаковой).
Первая группа программ – ориентационные – предназначены создавать условия для осознанного выбора того или иного вида деятельности (чаще всего в системе образования данные программы относятся к инновационной деятельности) и предполагают реализацию комплекса мероприятий самоопределяющего характера. Результатом освоения программ данного типа является способность осуществлять осознанный выбор траектории профессионального движения, а, следовательно, инновационной технологии, в рамках которой профессиональная деятельность реализуется.
Вторая группа программ – прикладные – направлены на формирование у «сопровождаемого» умения преобразовывать педагогическую действительность и самого себя. Результатом освоения данной группы программ является способность действовать тем или иным способом при решении проблем своей практики или достижения образа желаемого будущего.
Фундаментальные программы предполагают создание условий для освоения тех или иных теорий, концепций. Результатом их освоения являются теоретические знания. Чаще всего данные программы используются в подготовке и переподготовке кадров системы образования или как составная часть комбинированных программ повышения квалификации.
Большинство программ в рамках педагогической стратегии сопровождения строятся по модульному принципу, т.е. состоят из отдельных, относительно самостоятельных единиц. При таком построении программы (законченности и самостоятельности каждого модуля) «сопровождаемый» имеет возможность на этапе специально организованного самоопределения выбрать только те модули, которые необходимы для решения проблем его практики или для осуществления следующего шага в деятельности ближайшего периода и оформить их в своей индивидуальной образовательной программе, а также спроектировать последовательность изучения данных модулей и собственные действия по их освоению.
Методическое сопровождение может осуществляться по нескольким направлениям:
• опытно-экспериментальная и инновационная деятельность – презентация опыта работы учителей по новым образовательным технологиям, мониторинг эффективности использования новых образовательных технологий, разработка методических рекомендаций по их внедрению в учебно-воспитательный процесс;
• изучение, обобщение и пропаганда педагогического опыта – выявление наиболее эффективных методов и форм работы учителя, создание условий для презентации и обобщения педагогического опыта;
• информационно-технологическая деятельность – поддержка и обновление сайта школы, создание и использование цифровых образовательных ресурсов, Интернет-ресурсов; пополнение аудио и видеофонда;
• аналитическая деятельность – диагностика состояния образовательного процесса и уровня профессиональной компетентности учителя для выявления запросов на методическую помощь, интерпретации полученных данных.
Рассмотрим технологии, которые реализуются чаще всего в рамках педагогической стратегии «сопровождение». Наиболее распространенная из них технология тьюторского сопровождения. Особенностью данной технологии является наличие тьютора, основная деятельность которого заключается в организации процесса профессионального становления педагога, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов профессиональной деятельности. Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:
1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.
2. Поиск путей решения данной проблемы.
3. Разработка плана решения проблемы.
4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.
Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные:
1. Анализ настоящего состояния деятельности педагога. Выявление достижений, проблем и трудностей.
2. Проектирование деятельности ближайшего периода.
3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.
4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности педагога.
Один из вариантов технологии тьюторского сопровождения разрабатывается командой института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Данный вариант технологии тьюторского сопровождения предполагает осуществление поддержки процессов самоопределения, самоосуществления и самореализации педагога в профессиональной деятельности посредством создания условий для рефлексии и анализа педагогом собственной профессиональной деятельности, проведения профессиональных проб, тренингов, стажировок. Технология тьюторского сопровождения является каскадной, т.к. она предполагает подготовку небольшой группы учителей, которая затем обучает и сопровождает большую группу. Для инновационной деятельности данная технология малоэффективна, т.к. необходимо подготовить достаточное количество учителей в одной школе – школьную инновационную команду. Это связано с тем, что системные изменения в образовательном учреждении возможны только в случае командной работы по комплексному преобразованию целей учебных занятий, организации учебного процесса, содержания обучения, методик изучения отдельных учебных предметов, управления учебным процессом и т.д.
В докладе Всемирного банка в России предложены идеи для разработки более эффективной технологии сопровождения профессионального становления учителей инновационных школ. Авторы отмечают, что необходимо связывать профессиональное становление педагога с программой развития образовательного учреждения. Основными являются следующие идеи:
· Большая часть обучения учителей проходит в школах, где обучающиеся наблюдают, ассистируют и преподают. Обучение происходит как в формальной, так и в неформальной обстановке.
· Обучение происходит на протяжение всей учительской карьеры.
· Обучение делает акценты на реальное поведение учителя в классе.
· Группы или кагорты учителей обучаются вместе.
· Обучение учителей начинается с определения ими своих потребностей.
· Самообучение является важным фактором.
· Профессиональное сообщество внутри школы поддерживает процесс обучения, обеспечивает техническую поддержку инноваций и помогает учителям. Такое профессиональное сообщество может выходить за пределы школы.
Данный подход к сопровождению профессионального развития оправдан в том случае, если речь идет о педагогах, занимающихся инновационной деятельностью.
Анализ научной литературы и инновационной практики образования позволяет нам сделать следующие выводы. Педагогическая стратегия «сопровождение» имеет место на этапе послевузовского образования. Данная стратегия реализуется в основном в технологии тьюторского сопровождения и имеет ряд отличительных особенностей: модульный характер построения программ, персоналистические принципы их реализации, направленность обучения и деятельности от «сопровождаемого», командность как характеристику «сопровождаемого» субъекта.
В основе сопровождения профессионального становления нового типа – творчество, практика, анализ и рефлексия деятельности. Это обучение основано на сотрудничестве и длится на протяжении всей жизни.