Управление образовательными системами. Принципы, методы, стиль и формы управления образовательными системами
Центральным структурным элементом системы образования является образовательное учреждение (ОУ). Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. ОУ является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам ОУ могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Основным заказчиком ОУ выступает государство и его ведомства, которые формируют образовательную политику. Данные подразделения регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют ОУ: определяют государственные образовательные стандарты; проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
в управлении принимают участие все субъекты: администрация, преподавательский состав, учащиеся.Особенностью управления педагогическими системамиявляется одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью учащегося по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько преподавателей-предметников, классный руководитель (куратор) и все сотрудники, оказывающие повседневное влияние на учащихся
Государственный характер управления системой образованиязакреплен следующейсовокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:
гуманистический характеробразования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности;
единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;
светский характеробразования государственных, муниципальных ОУ;
свобода и плюрализмв образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность ОУ.
Государственный характер управления образованием проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан на образование независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений.
Государственные органы управления образованием – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации целевых федеральных и международных программ; разработки государственных образовательных стандартов (ГОС) аттестации педагогических кадров; определения перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, а также осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.
Принцип демократизации и гуманизации образования.
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении является коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации
В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Этот процесс находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.
Соблюдениепринципанаучной обоснованности(научности) управлениязаключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.
Реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Принципнепрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы.
Принципобеспечения единства в управленииобразованием диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.
Системность и целостность в управлении.Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении.
Принципоптимальности и эффективностипредполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели.
Принципэкономической и экологической целесообразностив управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность.
Принциппраксиологичности в управленииПринцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.