Типология и многообразие образовательных учреждений. авторские школы
1. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
Детский сад.
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
2. Учреждения общего образования. Виды учреждений:
начальной школы-детского сада;
начальной школы-детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
3. Общеобразовательное учреждение. Виды учреждений:
а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);
в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);
д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).
4. Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.
5. Общеобразовательная школа-интернат.
Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей:
детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Учреждения дополнительного и специального образования
1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус
2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
Санаторно-лесная школа;
Санаторная школа-интернат;
Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3) Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
Специальная общеобразовательная школа;
Специальное профессионально-техническое училище;
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно-опасное деяние.
4) Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);
Специальная (коррекционная) образовательная школа (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);
Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей).
5) Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Центр диагностики и консультирования;
Центр психолого-медико-социального сопровождения;
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
Центр социально-трудовой адаптации и профориентирования;
Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
6) Учреждения дополнительного образования.
Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
1) Тип “образовательное учреждение начального профессионального образования” подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.
2) Тип “ образовательное учреждение среднего профессионального образования" подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.
Тип “ образовательные учреждения высшего профессионального образования ” подразделяется на виды: институт; академия; университет.
Тип “образовательные учреждения дополнительного профессионального образования” подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.
Авторские школы - феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования