Отчет о работе за четверть
Отчет о работе создается учащимися в предпоследнюю неделю четверти и включает в себя фиксацию качественных и количественных достижений (приобретений) и самооценку на основе анализа накопленных за данное время материалов (например, тетрадей) и совершенных действий. Подготовка отчета осуществляется в конце триместра одном из уроков в школе (в 5 – 6-х классах) или дома (начиная с 7-го класса) Учащиеся, пользуясь рабочей тетрадью, учебником, дополнительными источниками, «вспоминают» пройденный за четверть путь освоения учебного материала, оценивают качество усвоения и выписывают в таблицу (предложенную учителем или разработанную учеником) те ключевые элементы курса, в освоении которых нет сомнений. При необходимости учащийся дополняет «классные» знания и сознательно переводит их в ранг «усвоенных».
Такой отчет позволяет выявить более или менее полный спектр приобретений и их качество, а не качество усвоения случайной выборки, как происходит в традиционном контрольном оценивании (по вариантам). Учащийся является реальным субъектом контрольно-оценочной деятельности. Он может заранее предвидеть итоговую отметку, ликвидировать при желании недочеты, вызванные пропусками занятий, неудач по уважительным причинам.
Ведение предметной страницы дневника.
Данная страница отражает текущую деятельность учащегося по предмету (образовательной области) и предназначена для активизации контрольно-оценочной деятельности ученика, освоения им общеучебных умений и навыков самоконтроля. Страница размещается в дневнике (в качестве важнейшего приложения или в тетради по предмету (с этого лучше начинать). В течение четверти (триместра) постепенно при определении крупных дел и заданий, необходимых для выполнения или рекомендованных к выполнению, заполняют первые три колонки, служащие первоначально просто сокращенным «ежедневником-напоминалкой». После выполнения и оценивания работы заполняются остальные колонки. Учащийся, получающий текущие отметки, заносит их на страницу с обозначением причины получения.
На странице указываются урочные, внеурочные и самостоятельно осуществленные виды деятельности и выполненные работы (например, изученные на уроках темы, домашние наблюдения (при наличии записей), выступление на районном туре олимпиады, конспект просмотренного видеофильма все, что работает на развитие предметных (и надпредметных) умений (см. табл. 3).
Таблица 3
Предметная страница «дневника учащегося»
Тема работы | Вид работы | Срок готовности | Оценка | Подпись |
Первая четверть (триместр) | ||||
Итоговая оценка за первый триместр |
Варианты использования страницы: из предметных страниц может быть сложена «Моя первая зачетная книжка»; при наличии отметок за одинаковые работы (например, устные сообщения) можно использовать спортивный принцип засчитывания лучшего результата; в 5 – 6-х классах заполнение странички идет фронтально на уроке, в специально отведенное время (позже оно с лихвой окупается), с показом образца на доске. Заполнение отражает планирование, здесь самое время обсудить с учащимися критерии оценивания данного вида работ, показать, что можно приобрести в процессе выполнения работы помимо «закорючки» в дневнике; возможны дополнительные колонки, содержащие сведения о степени индивидуальности работ (с кем из одноклассников работал в группе, какую роль выполнял), о временных затратах на работу.
Олимпийские игры.
Данные испытания представляют собой межпредметный экзамен в форме неспортивных Олимпийских игр. Соревнования проводятся в игровом режиме, без традиционных «билетов». Каждый учащийся имеет право выбрать форму и вид состязания. Учащийся может выступать в определенной роли. В расширенном варианте в Олимпийских играх могут принимать участие старшеклассники, соревнующиеся между собой, а при желании – и с младшими школьниками. Желательно присутствие зрителей – родителей, друзей-болельщиков, школьных психолога и валеолога. Материалы для состязаний учителя-предметники представляют в оргкомитет игр. Приоритет отдается заданиям на проявление освоенных умений (найти, оценить, измерить, изменить, исправить, перевести, объяснить и др.).