Педагогические условия активизации биографического мышления подростков
Найти свое место в жизни, выбрать сферу деятельности, которая максимально бы соответствовала индивидуальности являются наиболее приоритетными задачами подросткового возраста. Актуальность жизненного самоопределения школьников повышается в современных условиях в связи с глубокими социально-экономическими изменениями и неопределенностью ценностных ориентиров в обществе.
Подростковый возраст – завершающий период детства, в течение которого решаются задачи личностного, социального и профессионального самоопределения. В этот период формируются жизненные ценности, происходит осознание своих интересов, способностей, возможностей, формируются общие взгляды на жизнь, отношения между людьми, на себя в системе социальных связей. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. Именно в таких условиях находятся сегодняшние подростки и юноши из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни, идеологии, общественной системы ценностей.
Жизненное самоопределение школьников в научной литературе рассматривается как осознанное стремление личности к реализации целевых установок и жизненных планов (В.Л.Лебедева), выбор того или иного образа жизни (Н.С.Пряжников), как развертывание своей предзаданности в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (А.Н.Тубельский)
Под жизненным самоопределением мы понимаем процесс биографического развития личности, который проявляется в оценке и осмыслении человеком отдельных, разрозненных биографических эпизодов, объединение их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира. Биографическое мышление активно формируются в подростковом возрасте, когда они пытаются определить свое будущее, разработать жизненные планы и стратегии их осуществления.
Биографическое развитие подростков в педагогическом процессе обеспечивается на трех уровнях: в процессе преподавания гуманитарных предметов, внеурочной деятельности и социально-клубной работе.
В процессе преподавания гуманитарных предметов акцентируется внимание на привлечение средств для создания эмоциональной и событийной насыщенности урока (эффекты неожиданности, таинства и загадочности), создании условий для проживания тех или иных событий, формирования умений фиксации и интерпретации событий, происходящих в жизни группы и отдельного человека.
Особое внимание уделяется активному использованию биографического материала в учебном процессе, знакомстве школьников с биографическими фактами жизни литературных и исторических героев, их роли в профессиональном и личностном становлении.
Для активизации биографического мышления подростков могут быть также использованы разнообразные формы проведения занятий: урок – фантазия, урок – тренинг, урок – игра, урок – путешествие, урок – дискуссия.
На уроках – фантазиях школьники моделируют свою будущую жизнь, создают различные ее варианты. Попытка вообразить будущие жизненные цели создает условия для определения многих потребностей и желаний, которые до этого момента были не осознаваемы. Основная цель урока – развитие творческой фантазии, воображения на основе (материале) жизненных проблем возраста, анализа биографий своей и сверстников. Эффективность урока возрастает, если школьники пытаются разработать стратегию и пути достижения личностных целей, соотнести свои проекты с переживанием настоящего.
Урок – путешествие представляет собой последовательное прохождение ряда этапов: хронологических, событийных, психологических. С самого начала определяется исходный пункт, от которого начинается путешествие. Это могут быть события, внутренние состояния, временные отрезки жизни индивида, которые затем раскроются в различных временных планах: прошлом, настоящем, будущем. Движение осуществлялось от прошлого к будущему и наоборот. На уроке основное внимание уделяется фиксации состояния, чувства, события в сознании к его детальному анализу. Цель урока – научить школьников видеть связи одного события с другим, находить причины, обуславливающие сегодняшнюю жизнь, определять линии, идущие из прошлого или будущего.
На уроке – игре центральное место отводится организации игрового фона, игрового взаимодействия. Через «примерку» определенных ролей, стилей жизни школьники учится решать проблемные жизненные задачи, приобретать опыт взаимодействия в определенных ролях, видения других людей из различных жизненных позиций. Кроме того, игра создает на уроке положительный эмоциональный фон и способствует преодолению механизмов защитного поведения. Учитель выступает лишь инициатором игрового взаимодействия, занимается распределением ролей, созданием рабочей группы, знакомит с правилами игры. Затем работа класса строится по принципу саморазвивающейся системы, где школьники сами задают способы решения жизненных задач и возможные стратегии взаимодействия.
Урок – тренинг ориентирован на развитие способностей и качеств, необходимых для достижения личностных целей. Основное внимание уделяется развитию рефлексии, навыкам самопроектирования, обучению приемам и методам работы с самим собой. Тренинг проводится либо со всем классом, с последующей дискуссией и обсуждением полученных результатов, либо индивидуально.
Каждый урок направлен на работу с собственным жизненным опытом: на его осознание, структурирование и творческое использование в повседневной жизни. Осознание опыта осуществляется через приемы инверсии прошлого в будущее и, наоборот, через соотнесение жизненных целей с теми возможностями и способностями, которыми обладает индивид. Кроме того, существенное значение уделяется разработке личностных планов, в которых жизненные цели приобретали определенную структуру. Изменение структуры целей зачастую приводит к тому, что индивид по-новому видит ситуацию собственного развития, перед ним открываются новые перспективы.
В организационном плане на уроке используются самые различные формы взаимодействия: индивидуальные, в парах, в группе. Педагог организует работу на уроке таким образом, чтобы активность исходила от самих учащихся. Поэтому в организации урока основное внимание должно уделяться тому, чтобы перейти от управления уроком со стороны педагога к самоуправлению (самоорганизации). Урок должен заканчиваться подведением итогов, которое осуществляют сами учащиеся.
Вариативность форм проведения занятий обусловлена потребностями школьников и спецификой учебного материала. На уроках могут быть использованы приемы структурирования жизненного и биографического опыта подростков: прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе; прием опережающей проекции преподавания; прием временной, пространственной, содержательной синхронизаций образовательных проекций; прием творческого моделирования идеальных образовательных проекций (8).
На внеурочных занятиях осуществляется работа по развитию навыков самопознания, самоанализа, самоактуализации школьников в различных видах деятельности. Занятия проводятся в форме встреч с интересными людьми, знакомства со сложными и интересными жизненными судьбами, сильными характерами, многообразием жизненных стилей.
Внеурочные мероприятия могут создать неформальное общение и послужить основой для последующего свободного рассказывания жизненных историй и обмена разнообразным жизненным опытом. Цель занятий заключается не только в актуализации жизненного опыта, но и его обобщении, выделении смысловых точек и интеграции в целостную картину жизненного пути.
На занятиях целесообразно использовать различные техники, активизирующие биографические процессы у подростков:
- написание дневников, в которых школьники фиксируют события, происходящие в жизни, описывают чувства и состояния, которые были вызваны этими событиями, дают характеристику всему происходящему.
- моделирование биографии (Т.Ю. Андрющенко),
- каузометрии (Е.И.Головаха , А.А.Кроник),
- событийного анализа, рефлепрактики.
В данном случае может быть использован метод рефлексивных контрастов, который позволяет создать рефлексивно-инновационные практики (рефлепрактики), направленные на развитие творческой уникальности человека. В содержательном плане метод рефлексивных контрастов позволяет участникам сравнивать реальный исследуемый феномен с его возможными пртивоположными вариантами проявления. Для этого могут быть использованы уникальные методики рефлепрактики: «Контрасты творческой судьбы», «Контрасты школьной жизни» (13).
Среди условий, оказывающих влияние на биографическое развитие подростков, одно из ведущих мест занимает клубная работа. Клуб является фактором индивидуализации личности, проектирования и самореализации своего «Я». В рамках клуба образуется субкультура, создаются условия для культурной адаптации и личностного роста. Задача руководителя клуба – управление групповой динамикой и направленностью развития, организация биографического пространства развития. Тогда история клуба может стать частью личной биографии.
Выделенные педагогические условия являются попыткой осмысления сложной и неразработанной проблемы – становления субъектности в подростковом возрасте. Они определены на основе обобщения научной литературы и собственного эмпирического опыта носят гипотетический характер и нуждаются в экспериментальной проверке с целью определения их эффективности.