Люди, отдающие своё сердце детям.
История создания муз. Детского дома.
Ленинградский областной детский дом музыкального воспитания им. Н.А Римского - Корсакова был одним из старейших учебных заведений города на Неве. История его создания и исчезновения необычайно интересна. Сам великий русский композитор Н.А.Римский Корсаков явился основателем этого учебного заведения. Блестящий морской офицер, в 27 лет став профессором Петербургской консерватории, он много энергии отдавал начинающим музыкантам. В 1873 году Н.А.Р.- Корсаков уволился из военно – морского ведомства, заняв гражданскую должность инспектора военно – духовых оркестров - “музыкантских хоров’’. Изучив положение дел, Николай Андреевич представил в Морское ведомство “Проект преобразования морских хоров”,основная цель которых – подготовка профессиональных кадров. Н.А.Р.- Корсаков предложил открыть Музыкантскую школу детей – сирот “нижних чинов” Морского ведомства. Говорят, будто сам Н.А.Р.- Корсаков выбирал здание на Мастерской улице. Выбирал со смыслом: неподалёку - Театральная площадь, где расположены консерватория и Мариинский театр. Одарённые дети брались в школу на полное содержание. Их обучали игре на духовых инструментах. Николай Андреевич заботился о том, чтобы воспитанники школы получили не только профессию, но и хорошее образование. Лучшие из них направлялись для учёбы в консерваторию.
Школа Н.А.Р.- Корсакова славилась на всю Россию. Она пережила Октябрьский переворот 1917 –го года, гражданскую войну, блокаду, бережно сохраняя традиции, гуманистическую идею её основателя.
В 1956 году школа была реорганизована в Ленинградский областной детский дом музыкального воспитания имени Н.А.Р.- Корсакова. Здесь появились и девочки .Добавились и другие предметы обучения: дирижирование , вокал, методика преподавания пения в школе. Дети – сироты занимались здесь музыкой по традиции прежних лет у самых уважаемых и педагогов.
Директор Житомирская Раиса Иосифовна сумела сформировать высоко – профессиональный состав педагогов и воспитателей. Они ездили по всем областям городов Росси в поисках талантливых ребятишек. После тщательного отбора детей привозили в детский дом. О них заботились. Их одевали, кормили, обучали с большой теплотой и вниманием. Летом и зимой всех вывозили в “Кавголово” в пионерский лагерь ”Лира”, где был свой огромный сад и даже скотный двор. Педагогический состав выезжал вместе с ребятами. Инструменты были в каждом корпусе, и занятия музыкой продолжались и в каникулы. Много внимания уделялось и физическому здоровью детей. Медицинские работники всегда были рядом, чтобы оказать своевременную помощь. В детском доме был даже свой стоматолог. Таким образом была тщательно продумана вся организация жизни и воспитания детей – сирот. Вскоре в детский дом стали отдавать своих детей не только семьи морских офицеров, но и семьи педагогов и воспитателей, работающих там. Обучение в таком историческом заведении считалось очень профессиональным и перспективным.
О результатах обучения в детском доме имени Н.А.Р.- Корсакова можно судить по успешной музыкальной карьере бывших выпускников, окончивших музыкальные Вузы России. Это выпускники Ленинградской, Московской, Петрозаводской, Казанской и других консерваторий . Детский дом дал прекрасную профессию тысячам выпускников. Многие из них сейчас являются артистами всемирно известных оркестров страны, работают в оркестре Большого Зала Филармонии , а также в оркестре Мариинского театра, преподают музыку в Детских музыкальных школах , музыкальных колледжах имени М.П.Мусоргского и Н.А.Римского - Корсакова, В Десятилетке при Санкт – Петербургской консерватории имени Н.А.Р.- Корсакова, в самой консерватории, в Институте имени Герцена, Институте Культуры имени Крупской (указаны прежние названия учреждений). Многие живут и работают в Вузах, оркестрах заграницей , и там продолжают традиции русского искусства и образования , истоками которого является создание самим Н.А.Римским – Корсаковым ( ! ) когда –то прекрасного учебного заведения для детей – сирот.
В 1981 году здание детского дома ставится на капитальный ремонт. Детей перевозят сначала на Дровяную улицу, а затем в Невскую Дубровку. Больше в родные стены воспитанники не вернутся. Здание перейдёт к другим хозяевам. Здесь обоснуется хоровое училище при Академической капелле имени М.И.Глинки. И хотя в этом прекрасном здании продолжает звучать музыка, грустно оттого, что на этом закончилась, пожалуй, лучшая страница некогда знаменитого музыкального детского дома с его вековой историей.
Люди, отдающие своё сердце детям.
Детский дом имени Н.А.Р.-Корсакова не дал бы столько много специалистов музыкальному миру, если бы не было тех гениальных учителей, которые бескорыстно вкладывали всю свою душу, сердце и знания в развитие детей с непростой судьбой. Это были музыканты с большой буквы, люди с чутким сердцем и редкими профессиональными качествами.
Более тридцати лет главным хормейстером детского хора был народный артист СССР и РФСР Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова Мурин Александр Григорьевич . Он привил детям большую любовь к музыке, знакомя их с шедеврами мировой классики (достаточно вспомнить изучение такого произведения, как “Реквием” В.А.Моцарта).
Класс хорового дирижирования вели также педагоги Поленова Ирма Константиновна (она и сейчас продолжает работать с детьми, являясь руководителем театрального отделения Детской музыкальной школы имени Д.Д.Шостаковича, а также организатором клуба ”Молодые бабушки” в Московском районе Петербурга, продолжая там свою хоровую деятельность).
В настоящее время в евангелической церкви города Гейдельберга в Германии можно услышать игру на органе фрау Райх. А когда – то в детском доме её звали Капитолина Клавдиевна Рейх. Она тоже учила детей искусству дирижирования.
В ноябре 2008 года исполнилось бы сто лет со дня рождения дирижёра симфонического оркестра Дмитрия Андреевича Румшевича. Он работал параллельно в десятилетке при консерватории. Дмитрий Андреевич Румшевич был чудесным человеком и большим энтузиастом своего дела. Он умело подбирал интересный и доступный оркестровый репертуар, делал свои аранжировки. С его школьным оркестром выступали талантливые солисты – скрипачи, духовики, пианисты. Часто ученики гостили у него дома. Дмитрий Андреевич организовал поездку симфонического оркестра в Польшу.
Оркестром духовых инструментов руководил прекрасный музыкант Боронин Григорий Иванович. Он умел найти подход к каждому ученику. Григорий Иванович руководил духовым оркестром во время поездки детей в Артек.
В 50-х годах в детском доме некоторое время преподавал знаменитейший трубач Скоморовский Яков Борисович, который был не только артистом оркестра Михайловского театра, Ленинградской филармонии, но и работал в джазовом оркестре Леонида Утёсова вместе с незабываемой певицей Клавдией Ивановной Шульженко. Его приглашали не раз как солиста в Мариинский театр для исполнения главного соло в балете И.Стравинского “Петрушка”.
Класс трубы вёл замечательный опытный педагог из консерватории Митронов Александр Петрович. В октябре 2009года ему бы исполнилось сто лет. Он воспитал плеяду прекрасных музыкантов, ставших артистами знаменитых оркестров в России и зарубежом.
Класс валторны преподавали отец и сын Александровы – Леонид Константинович и Павел Леонидович,а также Зверев Анатолий Николаевич. Они были не только талантливыми педагогами и одновременно солистами Михайловского театра оперы и балета,а также Мариинского театра.Это служило большим примером для учеников, которые в будущем пошли по их пути, став большими музыкантами.
Более сорока лет в Мариинском театре проработал великолепный тромбонист Лавров Григорий Петрович. Он играл на редком инструменте: басовом тромбоне. Своим искусством игры и преподавания Григорий Петрович смог серьёзно увлечь не одного воспитанника детского дома.
Заслуженный артист филармонии Левинзон Евгений Израйлевич оказал также большое влияние на своих учеников из детского дома. Они тоже пошли по его стопам, и сейчас являются артистами оркестров Заслуженного Коллектива России под управлением Ю.Х.Темирканова , Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Дмитриева А.С., а также оркестра Мариинского театра оперы и балета.
Список преподавателей детского дома приведён не полностью. Но все без исключения музыканты бесспорно помогли детям – сиротам обрести достойную профессию в жизни. Их искусство является огромным вкладом в развитие культуры России.
Достойное поколение.
Несомненно , без строгой дисциплины и высокой требовательности невозможно было бы достичь тех высоких результатов в области музыкального образования ,какие были сделаны во времена существования Ленинградского Областного специального детского дома имени Н.А.Римского – Корсакова. Из его стен вышла целая плеяда музыкантов – профессионалов, продолжающих культурные традиции в музыкальном искусстве, заложенные некогда великим русским композитором Н.А.Р.-Корсаковым.