Принятие мер по повышению доступности образования

Концепция

Федеральной целевой программы развития образования

На 2011-2015 годы

Программа действует в рамках закона «Об образовании» и определяет политику государства в области развития образования.
Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Санкт-Петербургский государственный университет (в части государственных капитальных вложений).

ЦельюФедеральной целевойпрограммы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

При этом задачами Программы являются:

· модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

· приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

· развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. (1 слайд)

Предполагается, что данная программа будет реализована в 2011-2015 годы в два этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионально-педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий, а также с учетом иных параметров, которые покажут значимость в ходе исследований и практических мероприятий на первом этапе.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования ИКТ. Также будут определены основные позиции по целям и задачам Федеральной целевой программы развития образования на следующий период (2 слайд)

Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий. Поэтому в рамках каждой задачи в концепции предусматривается комплекс мероприятий, направленных на реализацию этих задач. В рамках первой задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» будут проведены следующие мероприятия:

· достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в рамках которой будет осуществляться внедрение современных моделей доступного и качественного дошкольного и общего образования; а также будут создаваться стажировочные площадки для обучения и повышения квалификации работников в системе образования

· распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей (комплекс мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям национализма и сепаратизма)

Для решения задачи «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»будут проведены такие мероприятия, как:

· разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации, в рамках которого деятельность образовательных учреждений профессионального образования планируется сделать соответствующей приоритетным направлениям технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии);

· Улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования, в рамках которой будет осуществлена реконструкция и строительство объектов федеральных образовательных учреждений профессионального образования.

Будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, а также объекты социальной направленности (учебно-спортивные корпуса, физкультурно-оздоровительные комплексы, общежития и др.).

Для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» должны быть проведены следующие мероприятия:

· создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования (разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создание инструментария ее реализации, с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества образования);

· развитие системы оценки качества профессионального образования на основе сертификации квалификаций специалистов (планируется создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций)

Реализация Программы обеспечит всем гражданам России независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья, доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Качество российского образования является важнейшим фактором повышения уровня валового внутреннего продукта (ВВП) и благосостояния граждан России.

Социально-экономический эффект (результат общественно-экономического характера от выполнения всех ее мероприятий) от реализации Программы можно выразить следующими показателями:

1) В результате выполнения программы ожидается увеличение доли образовательных услуг в ВВП

Реализация программ непрерывного образования, а также мероприятий по внедрению механизмов оценки качества образования на различных уровнях образовательной системы, приведут к востребованности и росту объема образовательных услуг.

2) Программа предполагает снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование на 16 процентов

Одной из основных причин безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Предлагаемые в рамках Программы мероприятия дадут возможность привести квалификации рабочей силы в соответствие с потребностями рынка труда, а также обеспечит сокращение времени поиска и устройства на работу выпускников образовательных учреждений профессионального образования не менее чем на 20 процентов.

3)Реализация программы позволит снизить затраты на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения. Предполагается, что за счет внедрения новых механизмов социализации этих групп во время получения общего образования затраты на реализацию механизмов социальной адаптации снизятся на 8-12 процентов. (3 слайд)

*Кроме того, в результате выполнения Программы в системе образования будет обеспечено:

· создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях системы образования;

· внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

· предоставление в электронном виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования;

· внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;

· создание ресурсов и программ для одаренных детей.*(не обязательно)

Целевыми индикаторами программы, по которым можно оценивать уровень образования являются:

- уровень доступности образования, в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;

- уровень соответствия образования современным стандартам.

Показатели программы, отражающие ход ее реализации на протяжении 2011-2015 гг представлены в таблице в рамках каждой задачи. Так, например, в рамках задачи модернизации общего и дошкольного образования результаты реализации Программы можно представить следующими значениями

· более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получат доступ к качественному общему образованию;

· около 90 процентов школьников будут иметь возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях и по программам, соответствующим всем современным требованиям;

· 80 процентов студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования будут обучаться по программам, в реализации которых будут задействованы работодатели;

· 60 процентов студентов будут иметь возможность обучаться по программам выбранной подготовки не только на базе своего вуза

Для решения проблемы может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы, например, в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д.

Этот метод являлся основным при решении проблем советской системы образования, и в настоящее время его можно применять, например, при финансировании расходов на содержание образовательных учреждений федерального уровня.

В то же время в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае образование будет развиваться в основном экстенсивно, будет утрачена логика преемственности целевых программ в образовании.

Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование.

Могут также возникнуть риски резкого снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней заработной платой в экономике, существенного увеличения расходов на содержание зданий образовательных учреждений по сравнению с учебными расходами, продолжения ветшания образовательной инфраструктуры. В конечном итоге может сформироваться устойчивая тенденция снижения качества образования.

Другим, принципиально отличным от предыдущего, вариантом решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода.

Программно-целевой метод (метод целевых программ) предполагает разработку важнейших социально-экономических и иных целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов, намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижению определенной цели.

В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

Один из рисков – риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.

При этом придется, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.

Возникнут также серьезные административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью пересмотра ранее заключенных договоров между государственным заказчиком и исполнителями проектов Программы, а также соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

Решение о сокращении бюджета Программы, независимо от времени его принятия, приведет к падению эффективности расходов как действующей, так и предыдущих целевых программ развития образования.

Снижение эффективности Программы развития образования будет иметь негативные последствия для российской экономики в целом из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как её основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие. В конечном итоге под угрозу будет поставлена сама стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Возникнут серьезные социальные проблемы, в том числе связанные с инфраструктурными проблемами в системе образования.

К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск неэффективного управления Программой. В свою очередь этот риск представляет собой совокупность рисков, например, таких, как:

· риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;

· риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы и др.

Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Другим риском является риск неразвитости механизмов управления субсидиями в образовании, однако этот риск может быть существенно минимизирован путем использования имеющегося опыта предоставления субсидий в рамках ПНП «Образование».

В целом все показатели, которые были предусмотрены, выполнены, — сообщил Балыхин. — Единственное, что в связи с кризисом не удалось завершить, — строительство некоторых объектов. В 2011—2012 году все эти объекты должны быть завершены».

Развивать школьное образование государство будет при помощи президентской программы «Наша новая школа», которая предусматривает дистанционное обучение через интернет у известных педагогов, научную деятельность школьников и «творческие мероприятия». Сейчас она действует в качестве эксперимента в некоторых школах, а с 2011 года ее начнут распространять по всей стране.

Для тех учащихся, которые не нацелены на творческие прорывы и научные изыскания, будут разработаны свыше 300 новых программ профессионального обучения по специальностям, которые требуются на рынке труда. Прежде всего, по словам премьера, речь идет о подготовке кадров в области энергоэффективности, ядерных технологий и фармацевтики.

Также планируется развитие системы дошкольного образования, строительство детских садов, повсеместная модернизация учебного процесса, реструктуризация системы высшего и среднего образования, повышение качества преподавательского состава и качества обучения.

Эти и другие показатели планируется достичь в течение 2011-2015 г.

Программа направлена на поддержку и развитие тех направлений, которые были выделены в рамках аналогичной концепции на 2006-2010 годы. Поэтому ключевым фактором и условием, который способствует реализации концепции является то, что многие мероприятия уже были начаты на предыдущем этапе. Целью завершающейся в 2010 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы было обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования. В частности, в результате реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы:

· разработаны федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем уровням образования. Они содержат требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

· созданы электронные образовательные ресурсы для профессионального образования (по 34 профессиям начального профессионального образования и по 11 специальностям среднего профессионального образования) и вариативные электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) общего образования (по 10 дисциплинам);

· создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса;

· обеспечено ежегодное повышение квалификации порядка 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования

Реализация ФЦПРО на 2006-2010 годы осуществлялась в тесной взаимосвязи с приоритетным национальным проектом «Образование». В рамках реализации проекта "Образование":
оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. инновационных школ, 340 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования

  • Среди наиболее заметных результатов модернизации образования в регионах необходимо назвать следующие:
    в 2009 году обновление кадрового состава общеобразовательных учреждений за счёт молодых специалистов составило около 10 процентов (до начала комплексных проектов модернизации образования - 1 процент ежегодно);
  • поставлено в образовательные учреждения 54,8 тыс. комплектов нового учебного оборудования и 9,8 тыс. школьных автобусов, свыше 52 тыс. российских школ получили доступ в сеть Интернет.
  • к концу 2009 года доля обучающихся в современных условиях в общей численности обучающихся по основным программам общего образования составила около 70 процентов (в 2006 году - 38 процентов)

Также к факторам, которые способствуют реализацию мероприятий программы, можно отнести увеличение объемов финансирования по сравнению со средствами, затраченными на программу развития образования 2006-2010гг. Для сравнения в 2006-2010гг на финансирование планировалось планировалось выделить около 62 млрд руб., на мероприятия 2011-2015гг заложен прогнозный объем финансирования в 137 млрд руб. (более чем в 2 раза).

Структура прогнозируемых объемов финансирования представлена в таблице. Большая часть в структуре среди источников финансирования приходится на средства бюджетов субъектов федерации (примерно 48%), средства федерального бюджета составляют 40%, остальные 20% приходятся на средства внебюджетных источников.

Факторов, сдерживающих реализацию стратегии больше. Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация. За последние 10 лет (2000-2010 годы) численность школьников сократилась более чем на 40 процентов, что оказало и продолжит оказывать влияние на контингент обучающихся.

В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования. Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году может составить около 4,2 миллионов человек, снизившись более чем на 40 процентов по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллионов человек).

Происходит снижение численности контингента учителей и преподавателей. В ближайшие годы это будет не столь заметно в общем образовании (обусловлено увеличением числа детей, приходящих в первый класс), но при этом в профессиональном образовании прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20-30 процентов.

Сохраняется большое количество преподавателей пенсионного возраста, притом, что лишь 30 процентов выпускников педагогических вузов приходят работать в школы, а в отдельных субъектах Российской Федерации после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в системе образования. Однако, данная проблема на настоящий момент не стоит так остро - В 2009 году в субъектах Российской Федерации, принявших участие в комплексной программе модернизации образования, обновление кадрового состава общеобразовательных учреждений за счет молодых специалистов составило около 10 процентов (до начала КПМО – 1 процент ежегодно)

Требует решения сохраняющаяся в профессиональном образовании проблема неудовлетворенной потребности образовательных учреждений в учебных площадях. Необходимы реконструкция и строительство учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, общежитий.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые ЭОР и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного. Однако, данная проблема уже получила свое решение в рамках реализации стратегии 2006-2010, уже создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий

Еще проблема – проблема приведения структуры образования в соответствии с потребностями рынка. О ней уже говорили как об одной из главных задач концепции. Сохранится и будет усугубляться неравный доступ граждан России к качественному образованию, провоцируя при этом усиление складывающегося социального неравенства. Причем это неравенство будет нарастать, начиная с дошкольного образования. Для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению начального общего образования прорабатываются законодательные изменения, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного возраста.

В контексте неравного доступа к качественному образованию зоной риска останутся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Преимущества стратегии:

1) системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования. Мероприятия Программы затрагивают все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской

Федерации и муниципальных органов управления образования, что позволит

проводить единую федеральную политику в области образования, решить

проблему диспропорций в развитии региональных систем образования и

сформировать единое образовательное и информационное пространство.

2) более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Все цели, задачи, мероприятия, объемы финансирования доступны для каждого, находятся в режиме прямого доступа на сайтах, публикуются как официальные документы

3) гибкость проводимой политики и намеченных мероприятий

При изменении условий реализации программы намеченные мероприятия могут быть скорректированы и изменены.

Недостатки концепции:

1)Расходы на реализацию мероприятий концепции не увязаны с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программы. На стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников. Так, например, несмотря на то, что основыне показатели программы 2006-2010 были достигнуты, она все же не была реализована в полной мере. Поэтому, несмотря на увеличение прогнозного объема финансирования, не стоит рассчитывать, что мероприятия программы будут в полной мере реализованы.

2) Однозначно положительный вариант достижения поставленных целей. В концепции прописаны цели, задачи, ключевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение целей. Даже с учетом того, что концепцией предусмотрено 2 варианта достижения целей программно-целевым и нормативным методом- оба они характеризуют однозначно положительную тенденцию намеченных мероприятий. В малой степени уделяется внимание рискам недостижения намеченных мероприятий.

3) Необходимым условием действенного управления любой целевой программы является наличие эффективной системы оперативного контроля (мониторинга) за ходом ее выполнения. Несмотря на то, что по окончании программы всегда готовится отчет о ее выполнении, однако механизмы мониторинга выполнения целевой программы, как правило, четко не определены – отсутствуют требования к периодичности его проведения, составу собираемых данных и способам их получения. То есть необходим контроль именно по ходу реализации программы.

Рекомендации:

Принятие мер по повышению доступности образования.

В программе упоминается цель повышения доступности образования, но конкретных мер, ей способствующих не указывается. В частности, в качестве одной из основных мер может являться увеличение количества бюджетных мест в учреждениях высшего профессионального образования. Проблема доступности образования может рассматриваться с другой стороны, а именно с учетом территориального фактора. Территориальный фактор оказывает существенное В учебных заведениях, расположенных в сельской местности и малых городах возможность получения качественного образования обычно ниже, чем в учебных заведениях крупных городов. Поэтому необходимо устранять эту проблему путем выделения финансирования на развитие образовательных учреждений, их строительство Необходимо осуществлять меры стимулирования создания базовых школ вузов в сельской местности и малых городах;образованием университетских комплексов на базе вузов и учреждений начального и среднего профессионального образования.

Разработка эффективной системы социально поддержки и поощрения детей-инвалидов, детей-сирот, а также обеспечениемихуспешной социализации. Сейчас в рамках решения данной проблемы осуществляется инициатива «Наша Новая школа». Таким программ должно быть как можно больше. То есть должны быть приняты меры, направленные на создание безбарьерной среды, которая позволит обеспечить полную интеграцию детей с ограниченными возможностями, внедрять систему дистанционного образования

Наши рекомендации