Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. 2 страница
Внимательное отношение к составлению учебных планов для детей, обучающихся в условиях социально-образовательной интеграции, необходимо и на последующих годах пребывания детей в общеобразовательной школе.
В среднем звене намного сложнее выстроить систему работы классов коррекционно-педагогической поддержки из-за нехватки педагогических кадров (как правило, один учитель-предметник на одной параллели 5―9 классов преподает литературу и русский язык, алгебру и геометрию). Основной упор в коррекционно-педагогической работе приходится на индивидуальные коррекционные занятия с педагогами (не менее 4 ч. в неделю).
Приведем примеры составления учебных планов в 5―9 классах для учащихся с ЗПР, апробированные в школе № 73 Челябинска. Вариативная часть учебных планов в 5―8 классах содержит курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (в соответствии с рекомендациями Главного управления образования и науки Челябинской области по использованию типовых учебных планов для С(К)ОУ I ― VIII видов для общеобразовательных учреждений). Увеличено количество часов литературы на один час в 5, 8 классах. Увеличение объема учебных часов позволяет рассматривать глубже и подробнее некоторые темы по основным предметам, включать уроки развития речи и внеклассного чтения. На изучение биологии, в 6 классе добавлен 1 ч. (используется 2-часовая программа Б. В. Пасечника).
На изучение предмета «Химия» в 8 классе добавлен 1ч. Программа курса химии для 8 класса для общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриэлян) предусматривает нагрузку на каждого ученика 3 ч. в неделю. Данная программа способствует формированию прочных знаний по химии, развитию практических навыков, решает валеологические задачи, определенные педагогами школы в рамках изучения данного предмета. Один час в учебном плане выделен дополнительно на изучение алгебры в 7 классе. Для изучения информатики в 5 классе введен 1 ч из вариативной части учебного плана согласно Областному базисному учебному плану (ОБУП) на основании образовательной программы «Информатика».
В инвариантной части учебного плана для обучения детей с ЗПР в 5―9 классах предусмотрено изучение учебных дисциплин «Русский язык», «Литература», «Математика» как в общеобразовательном классе, так и в классах коррекционно-педагогической поддержки. Вариативная часть учебного плана содержит факультативы «Ритмика», «Краеведение», «Русская словесность», «Окружающий мир». Вне сетки учебного расписания проводятся коррекционные занятия 4 раза в неделю. В 5―9 классах коррекционные часы проводят учителя, обучающие детей с задержкой психического развития, педагоги-психологи. Перечень коррекционных занятий определяется индивидуальными потребностями и возможностями данной категории учащихся.
Усвоение предметов «Русский язык», «Литература», «Математика», «Природоведение», «Биология», «История», «География» детьми проходит в условиях общеобразовательного класса и классов коррекционно-педагогической поддержки, а с 7 класса в условиях классов корррекционно-педагогической поддержки детьми с ЗПР изучается черчение.
Примерный учебный план для детей, обучающихся по программе VII вида (5―9 классы)
Кол-во часов (по классам) | |||||||||||||||
Образовательная область | Предмет | в неделю | в общеобразоват. классе | в классе коррекц.-пед. поддержки | |||||||||||
Инвариантная часть | |||||||||||||||
Филология | Русский язык | ||||||||||||||
Литература | - | - | |||||||||||||
Иностранный язык | - | - | - | - | |||||||||||
Математика | Математика | - | - | - | - | - | - | - | |||||||
Алгебра | - | - | - | - | - | - | |||||||||
Геометрия | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
География | - | - | - | - | - | ||||||||||
Обществознание | Граждановедение | - | - | - | - | ||||||||||
История | - | - | - | - | |||||||||||
Естествознание | Биология | - | - | - | - | ||||||||||
Химия | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
Физика | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
ОБЖ | - | - | - | ||||||||||||
Искус ГПК | Музыка и пение, МХК | ||||||||||||||
ИЗО | - | ||||||||||||||
Физкультура | Физкультура | - | - | - | - | ||||||||||
Технология | Трудовое обучение | - | - | - | |||||||||||
Черчение | Черчение | - | - | - | - | ||||||||||
Обязательные занятия по выбору | Русская словесность | - | - | - | - | ||||||||||
Краеведение | - | ||||||||||||||
Ритмика | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
Мой выбор | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
Макс. нагр. при 6-дневн. раб. неделе | |||||||||||||||
Вариативная часть | |||||||||||||||
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия | Математика | ||||||||||||||
Русский язык | |||||||||||||||
Иностранный язык | |||||||||||||||
Химия / Физика | |||||||||||||||
МХК |
В 9—11 классах инвариантная часть учебного плана содержит 7 образовательных областей, которые представлены предметами, рекомендованными ОБУП. Согласно социальному заказу на образовательные услуги учащихся школы и их родителей, определен перечень факультативных занятий и количество групп. Данные факультативы способствуют развитию интеллектуальных, творческих, физических потребностей школьников и обеспечены учебно-методическими комплектами.
В соответствии с программамидля детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5—9 классах. В это учебное время умственно отсталые школьники посещают уроки трудового обучения и социально-бытовой ориентировки (СБО) в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки. За сетку учебного расписания вынесены факультативные занятия, логопедические занятия.
Примерный учебный план для детей, обучающихся по программе для учреждений VIII вида (5―9 классы)
Кол-во часов (по классам) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область | Предмет | в неделю | в | общеобразоват. классе | в классе коррекц.-пед. поддержки | |||||||||||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Филология | Чтение и развитие речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Письмо и развитие речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Математика | Математика | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Естествознание | Биология | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Природоведение | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||
География | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||
Обществознание | История Отечества | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обществозн-ание | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||
Искусство | Музыка и пение | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||
ИЗО | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология | Профессионально-трудовое обучение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовая практика (в днях) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекционные курсы | СБО | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Обязательная нагрузка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативная часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Факультат. занятия по выбору | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Русская словесность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краеведение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ритмика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Логопедические занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким образом, учебные планы образовательного учреждения соответствуют региональному базисному учебному плану и уставу образовательного учреждения при 5-дневной рабочей неделе в первых классах и 6-дневной рабочей неделе во 2―11 классах. Вариативная часть учебных планов обусловливается составом учащихся в интегрированных классах с отклонениями в развитии и продолжительностью их обучения в школе.
Учебные планы готовит заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы совместно с руководителем ПМПк. Планы утверждаются директором школы и согласовываются в районном (а в условиях городского подчинения ― городском) управлении образования в начале каждого учебного года.
На основе учебного плана школы, выбранных программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные образовательные программы). В его составлении участвуют учителя начальных классов, учителя-дефектологи, логопеды. Это обусловлено тем, что количество часов, которые отводятся на изучение учебных дисциплин предметного цикла и содержание образовательной программы следует распределить между изучением их в условиях общеобразовательного класса и на специальных уроках: в классах коррекционно-педагогической поддержки.
Учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.
Предлагаем алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования.
Алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования:
· Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов.
· Определение регионального и валеологического компонентов.
· Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.
· Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ.
· Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем.
· Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету.
· Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса.
· Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагогической поддержки.
· Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.
ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ
пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обучению грамоте
1 класс ― общеобразовательная программа
Календарно-тематическое планирование на учебный год составлено на основании «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4)», (М.: Просвещение, 2000), рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, авт.: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова.
Программа обеспечена учебником «Русская азбука», 1 кл., авт.: В. А. Кирюшкин, В. Г. Горецкий, А. Ф. Шанько (М.: Просвещение, 2000). Для проверки обязательного минимума содержания образования (ОМСО) используются «Контрольные работы (1―3, 1―4)», авт.: В. Г. Горецкий, Л. И. Атикунова (М.: Дрофа, 1996). Для оценки качества знаний учащихся используются методическое письмо МО РФ от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и пособие «Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу» (М.: Дрофа, 2000).
пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обучению грамоте
1 класс ― программы обучения для С(К)ОУ VII вида
Календарно-тематическое планирование на учебный год составлено на основании «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы» (М.: Дрофа, 2000), рекомендованной Департаментом общего среднего образования и Управлением специального образования Министерства образования РФ.
Программа обеспечена учебником «Русская азбука», 1 кл., авт.: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько (М.: Просвещение, 2000).
В планировании три недели отведены на чтение литературных произведений за счет увеличения продолжительности учебного года.
пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по обучению грамоте
1 класс - программы для С(К)ОУ VIII вида
Календарно-тематическое планирование на учебный год составлено на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный и 1―4 классы» (М.: Просвещение, 2001), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Программа обеспечена учебником «Букварь», авт.: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина (М.: Просвещение, 1998) и «Тетрадью по обучению грамоте», авт. В. В. Воронкова (М.: Просвещение, 1992).
КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | |||||||||||
№ урока | Дата | в общеобразоват. кл. (4 ч в неделю, 25 недель - 100 ч) | в С(К)ОУ VII вида (4 ч в неделю, 30 недель - 120 ч) | в С(К)ОУ VIII вида (5 ч в неделю, 33 недели - 175 ч) | |||||||
I четверть (36 ч) | Добукварный период (11 ч) | Подготовка к обучению грамоте (34 ч) | Подготовительный этап (20 ч) | ||||||||
Знакомство с книгой «Русская азбука» | Знакомство с книгой «Русская азбука» | Первый день в школе | |||||||||
Речь устная и письменная | Речь устная | Ориентировка в ближайшем окружении | |||||||||
Предложение | Речь письменная | Школьные вещи. Понятие «слово». Условно-граф. запись | |||||||||
Предложение | Предложение | Игрушки. Понятие «слово». Семья. Работа над словом | |||||||||
Предложение и слово | Практическое ознакомление с предложением | Предложение состав и анализ | |||||||||
Предложение и слово | Практическое ознакомление с предложением и словом | Составление и анализ предложения | |||||||||
Слог | Устные упражнения в составе нераспространенных и распространенных предложений | Состав и анализ предложения из трех слов | |||||||||
Слог | Составление предлож., в которых есть предлоги в, на, за | Дифференциация сходных по звуку слов. Различение слов, сходных по звукам | |||||||||
Ударение, ударный слог | Составление предл., в которых есть предлоги над, под, перед | Понятие «слог» | |||||||||
Ударение, ударный слог | Использование в предлож. сущ. в р. п. мн. числа | Деление слов на слоги | |||||||||
Звуки речи | Использование в предлож. сущ. в тв. п. ед. числа | Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов | |||||||||
II четверть | Букварный период (16 ч) | Букварный период (16 ч) | Составление рассказа | ||||||||
Гласные и согласные звуки | Понижение голоса в конце предложения, пауза | Понятие «звук». Выделение звука [а] в начале слова | |||||||||
Гласные и согласные звуки | Выделение предложения из рассказа | «Беседа в лесу». Выделение звука [у] | |||||||||
Гласные и согласные звуки | Разделение предлож. на слова, опред. их кол-ва | Выделение звука [м] | |||||||||
Слияние согласного звука с гласным | Слог прямой и обратный | Рассказывание и работа по содержанию | |||||||||
Слияние согласного звука с гласным | Слоги со стечением согласных в начале слова | Рассказ и работа над содерж. — «Колобок». Закрепление — «Репка», «Колобок» | |||||||||
Буква А, а; звук [а], | Слоги со стечением согласных в конце слова | Звук и буква А, а | |||||||||
Буква А, а; звук [а] | Ударение | Чтение слов с буквой А, а | |||||||||
Буква О, о; звук [о] | Практ. постановка ударения в слове | Звук и буква У, у | |||||||||
Буква О, о; звук [о] | Ударение в схеме слова | Чтение слов с буквой У, у. Слова ау.уа. Анализ | |||||||||
Буква И, и; звук [и] | Звуки речи | Чтение слов по таблице и букварю | |||||||||
Буква И, и; звук [и] | Различение звуков в слове на слух | Составление слов из разрезной азбуки | |||||||||
Буква ы; звук [ы] | Артикуляция звука [а] | Звук и буква О, о | |||||||||
Буква ы; звук [ы] | Артикуляция звука [о] | Чтение слов с буквой О, о; звук и буква М, м | |||||||||
Буква У, у, звук [у] | Артикуляция звука [ы] | Обратный слог | |||||||||
Буква У, у, звук [у] | Артикуляция звука [у] | Обратные слоги ам, ум | |||||||||
Закрепление изученных букв | Артикуляция звука [и] | Составление и чтение прямых слогов ма, му | |||||||||
Закрепление изученных букв | звуки гласные, согласные | Сравнительный анализ прямого и обратного слогов. Слоги ом — мо | |||||||||
Буква Н,н; звуки н , нь | Звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. | Упр. в составлении и чтении слогов, слов и предложений с этим словом. | |||||||||
Буква С, с; звуки [с]. [с'] | Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных. | Звук и буква С,с. | |||||||||
Буква С, с; звуки [с]. [с'] | Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного | Слова, которые начинаются с буквы с | |||||||||
Буква К, к; звуки [к], [к'] | Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного в двусложных словах, состоящих из открытых слогов | Слоги и слова с буквой с. Составление и чтение слов из усвоенных слогов. | |||||||||
Буква К, к, звуки [к], [к'] | Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного в двусложных и односложных с закрытым и открытым слогом | Звук и буква X, х | |||||||||
Буква Т, т; звуки [т], [т'] | Последоват. выделение звуков, где 1 слог состоит из 1 гласного в односложных словах со стечением согласных | Чтение слогов и слов с буквой X | |||||||||
Буква T, т; звуки [т], [т'] | Закрепление пройденного | Составление предложений | |||||||||
Закрепление изученных букв | Повторение | Закрепление пройденного | |||||||||
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения.Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.