Раздел 1. Историко-генетический анализ отечественных и зарубежных систем специального образования
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «История и философия специальной педагогики и психологии»
для ООП «44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование»
Магистерская программа:
«Организация обучения и управление образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья »
«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»
«Современные технологии инклюзивного образования для детей с различными формами дизонтогенеза»
«Логопедия»
по циклу М.1 – общенаучный цикл
Б.01 – базовая часть
Екатеринбург 2016
Рабочая учебная программа по дисциплине
«История и философия специальной педагогики и психологии»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2016. - 26 с.
Составители:
Алмазова Ольга Владимировна, профессор, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ
Зак Галина Георгиевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ
Протокол №……… от…………. 2016 г.
Зав. кафедрой _______________________________О.В. Алмазова
Руководитель учебного подразделения_________И.А. Филатова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Наименование дисциплины: «История и философия специальной педагогики и психологии».
1.2. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель дисциплины: формирование у магистров в области специального (дефектологического) образования исторических и философских основ образования, закономерностей развития общества и личности, знаний о специфических особенностях, характерных для детей с нарушениями развития.
Задачи дисциплины:
¾ Изучить и систематизировать знания о процессах развития психолого-педагогических систем, направленных на обучение, воспитание, и коррекцию недостатков развития лиц с ОВЗ;
¾ Актуализировать знания теоретических основ истории и философии специальной педагогики и психологии относительно лиц с нарушениями развития;
¾ Углубить знания и представления об этиопатогенезе нарушенного развития личности и онтогенетических адаптивных процессах в межсистемной социальной организации личности и общества;
¾ Конкретизировать и систематизировать знания об основных этапах развития специальной педагогики и психологии;
¾ Воспитывать у обучающихся правильное понимание и активную жизненную позицию в реализации принципа гуманного отношения к личности с дефектом.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «История и философия специальной педагогики и психологии» является дисциплиной ООП по направлению «44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование»
Дисциплина опирается на знания обучающихся, полученные в рамках таких дисциплин, как «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования» (М 1. Б.02), «Методология психолого-педагогического исследования» (М.1. Б.03), «Медико-биологические проблемы дефектологии» (М.2. Б.01), «Психология лиц с нарушением интеллекта» (М.2.В.01), «Основы организации научно-исследовательской работы» (М 1. Б 05) В то же время указанная дисциплина является базой для изучения последующих дисциплин вариативной части профессионального цикла (М.2.В.), а также дисциплин по выбору обучающихся.
Дисциплина «История и философия специальной педагогики и психологии» относитсяк циклу М 1 – общенаучный цикл, базовая часть.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
¾ Содержание понятия «система специального образования».
¾ Понятия «специальная педагогика» и «специальная психология»
¾ Основы системного моделирования и системного анализа.
¾ Основные характеристики систем специальной педагогики.
¾ Характеристики индивидуальности ребенка с дефектом с точки зрения различных научных подходов.
¾ Характеристики моделей специального образования с позиций различных научных подходов.
¾ Цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики.
¾ Современные психологические характеристики детей с ОВЗ.
¾ Основы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития.
¾ Проблемы и противоречия системы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
¾ Современные практико-ориентированные модели обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
¾ Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-компенсирующего обучения.
Уметь:
¾ Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями специальной педагогики и психологии.
¾ Анализировать конкретную информацию о детях с нарушением развития (медицинскую, психологическую, педагогическую).
¾ Осуществлять системный анализ педагогических явлений и процессов.
¾ Конструировать модели различного уровня и назначения в соответствии с психолого-педагогическими задачами деятельности специалиста.
¾ Оказывать консультативную помощь специалистам и управленцам системы специального образования.
¾ Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.
¾ Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.
Владеть:
¾ Навыками грамотного и адекватного ситуации применения основного понятийно-терминологического аппарата дисциплины.
¾ Навыками применения собственных знаний при анализе информации (клинической, психологической, педагогической) о проблемах ранней диагностики развития детей младенческого и раннего возраста, полученной из разных источников, в том числе через Интернет-ресурсы.
¾ Навыками составления таблиц основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей.
¾ Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах специальной педагогики и психологии.
¾ Навыками самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.
¾ Методами психолого-педагогического моделирования процессов и явлений специальной педагогики.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
¾ способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);
¾ способностью свободно использовать русский и иностранный языки как средства делового общения (ОК-3);
¾ способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-6);
¾ способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);
¾ способностью ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения (ОП-3);
¾ способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);
¾ способностью преподавать в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-16);
¾ способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);
¾ готовностью к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектированию групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях (ПК-25).
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единиц, 72 часа.
Очная форма обучения Курс – 5 Семестр – 9 Объем в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 8 практические занятия – 16 самостоятельная работа – 48 Зачет – 9 семестр | Заочная форма обучения Курс –5 Семестр –9 Объем в часах всего – 72 в т.ч.: лекции – 4 практические занятия – 8 самостоятельная работа – 60 Зачет – 9 семестр |
1.6. Особенности реализации дисциплины.
Дисциплина «История и философия специальной педагогики и психологии»реализуется на русском языке.
Специфика дисциплины «История и философия специальной педагогики и психологии»заключается в том, что она расширяет и уточняет знания обучающихся о генезисе социальных систем общества, направленных на обслуживание особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и оказания им помощи в социальной среде.
Дисциплина призвана вооружить обучающихся научными знаниями, умениями и навыками историко-генетического анализа эволюционных процессов в системах оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и проектирования новых на основе фундаментально-прикладных компетенций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудо-ёмкость | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. 2. | Раздел 1. Историко-генетический анализ отечественных и зарубежных систем специального образования Периодизация генезиса систем специального образования за рубежом и в России. Становление и развитие дидактических основ специальной педагогики и психологии. Социокультурный подход к процессам возникновения, становления и развития систем специального образования. | |||||
3. 4. | Раздел 2. Философские основы развития теории и практики специальной педагогики и психологии Общенаучные подходы к рассмотрению индивидуальности ребенка с ОВЗ и оказания помощи ему в различных социальных системах. Общенаучные подходы к оценке личностного развития детей с ОВЗ и моделирование условий их развития в образовательной среде. Позитивистский подход к оценке ребенка и развитие специальных педагогических систем. Роль интерпретативного подхода в изменении представлений о ребенке с ОВЗ и специальных педагогических систем. Гетерологический подход в оценке ребенка с дефектом и развитии специальной педагогики. Роль философских знаний в развитии специальной педагогики и психологии. | |||||
ИТОГО |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудо-ёмкость | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | ||
Всего | Лекции | Практич. | ||||
1. 2. | Раздел 1. Историко-генетический анализ отечественных и зарубежных систем специального образования Периодизация генезиса систем специального образования за рубежом и в России. Становление и развитие дидактических основ специальной педагогики и психологии. Социокультурный подход к процессам возникновения, становления и развития систем специального образования. | - | ||||
3. 4. | Раздел 2. Философские основы развития теории и практики специальной педагогики и психологии Общенаучные подходы к рассмотрению индивидуальности ребенка с ОВЗ и оказания помощи ему в различных социальных системах. Общенаучные подходы к оценке личностного развития детей с ОВЗ и моделирование условий их развития в образовательной среде. Позитивистский подход к оценке ребенка и развитие специальных педагогических систем. Роль интерпретативного подхода в изменении представлений о ребенке с ОВЗ и специальных педагогических систем. Гетерологический подход в оценке ребенка с дефектом и развитии специальной педагогики. Роль философских знаний в развитии специальной педагогики и психологии. | - | ||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Историко-генетический анализ отечественных и зарубежных систем специального образования
Периодизация генезиса систем специального образования за рубежом и в России. Становление и развитие дидактических основ специальной педагогики и психологии.
Социокультурный подход к процессам возникновения, становления и развития систем специального образования.