Проблема содержания воспитания в современной теории и практике
Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.
К.А. Гельвеции
ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ И ПОПЫТКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ |
В современной педагогике содержание педагогического процесса определяется как «объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных для всех граждан) социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества»*. Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития**.
На протяжении истории педагогики многократно существовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание. Как известно, в Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития личности. Аристотель обозначил всесторонность как физическое, нравственное и умственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Вит-торино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Мантень, Э. Роттердам-
Стефаповская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 162. * Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 71.
М. Заказ № 1233.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе
4.1. Проблема содержания воспитания
ский), развивая идею всесторонности, вносят еще необходимость эстетического развития. Позже социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое воспитание, а еще позже К. Маркс и Ф. Энгельс выдвигают необходимость политехнической подготовки всесторонне развитого человека. С именем В.И. Ленина и теоретиками коммунистического воспитания связана идея приоритетности идейно-политического воспитания, которое.стало стержнем теории и методики воспитания на протяжении семидесяти лет развития советского общества. В период перестройки, разрушения основ коммунистического воспитания была выдвинута идея деполитизации и демократизации школы, всего образования в целом; поэтому как-то само собой ушла в тень идея всестороннего и гармоничного развития личности. Как видно даже из столь беглого анализа, содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества.'
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РАЗЛИЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ |
Как же обстоят дела в наше время, когда вновь возрос интерес к воспитанию как специально организованному процессу развития личности? В современных условиях появилась возможность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбораосновных идей отбора содержания, формулировок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной, модели содержания воспитания. Приведем примеры некоторых концепций.
Так, по мнению Е.В. Бондаревской,основными компонентами воспитания являются*:
1) воспитание свободной личности (высокий уровень само
сознания, гражданственность; чувство собственного до
стоинства, самоуважения, самодисциплины, честность,
ориентирование в духовных ценностях жизни, самосто
ятельность в принятии решений и ответственность, сво
бодный выбор содержания жизнедеятельности);
2) воспитание гуманной личности (милосердие, доброта,
способность к состраданию, сопереживанию, альтру-
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство, М., 1998. С. 165—!66.
изм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни);
3) воспитание духовной личности (потребность в позна
нии и самопознании, в красоте, рефлексии, общении,
поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира,
цельность);
4) воспитание творческой личности (развитые способно
сти, потребность в преобразующей деятельности, зна
ния, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция,
жизнетворчертво);
5) воспитание практической личности (знание основ эко
номики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная
грамотность, владение языками мира, знание народных,
религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физичес
кая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обу
стройство дома, обеспечение благосостояния семьи).
В.А. Караковскийсчитает, что содержание воспитания
определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми), Человек*.
Интересной представляется программа воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком**.В основание ее положены «отношения личности со средой». Порядок программы:
I. Отношение к вещам. П. Отношение к природе и животным.
III. Отношение к отдельным людям.
IV. Половая любовь.
V. Отношение к социальной группе.
VI. Отношение к семье.
VII. Отношение к государству.
VIII. Отношение к труду.
IX. Отношение к материальному обеспечению и соб-'
ственности.
* Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. ** См.: Альманах «Мир человека». Калуга, 1996. Вып. 2. С. 64.
Глава IV.Содержание воспитания в современной школе
X. Отношение к внешним нормам жизни (к праву, к
правилам вежливости и приличий). ХТ. Отношение к нравственности.
XII. Отношение к миросозерцанию и религии.
XIII. Отношение к науке и знанию.
XIV. Отношение к искусству.
XV. Отношение к себе самому (к своей физической и
психической жизни, к своей личности).
Лейтмотивом «Программы воспитания школьника» Н.Е. Щурковой* выступает «отношение к миру: школьник вместе с педагогом познаетмир, взаимодействуетс миром, стараетсяРеальный, конкретный, жестокий, мир, полный проблем, ко- |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ