Оценка практической значимости результатов исследования
(по В.М. Полонскому)
Уровень А | Уровень Б | Уровень В | Уровень Г |
Результаты исследования важны для решения методологических вопросов областей общей педагогики (в соответствии с паспортом специальности) | Результаты исследования важны для решения общеметодических вопросов областей общей педагогики (в соответствии с паспортом специальности) | Результаты исследования важны для решения частнометодических вопросов областей общей педагогики (в соответствии с паспортом специальности) | Результаты исследования важны для решения частнометодических вопросов, имеющих второстепенный интерес для практики |
Разработаны нормативные материалы, программы, учебники, рекомендации и т.д. | Разработаны программы, рекомендации и предписания учителям и т.д. | Разработаны общепедагогические и/или методические рекомендации | Практические разработки отсутствуют |
Результаты исследования апробированы, готовы к внедрению | Результаты исследования готовы к апробации | Результаты исследования частично готовы к апробации | Результаты исследования не готовы к апробации |
Масштаб значимости результатов федеральный | Масштаб значимости результатов региональный | Масштаб значимости результатов для отдельных видов образовательных учреждений | Масштаб значимости результатов для отдельных групп субъектов образования |
Возможно использование и другого подхода к оценке указанных параметров результатов исследования, например критериев и показателей, разработанных в Ростовском государственном педагогическом университете:
Данный вариант можно рассматривать не как догму, а как ориентир.
Таблица 6
Оценка новизны, теоретической и практической значимости
Результатов исследования
Критерии | Показатели оценки качества диссертационного исследования |
Степень новизны исследования | · Научное открытие; · Целостная научная концепция; · Новая научная идея, обогащающая новую научную концепцию; · Новая научная идея в рамках известной научной концепции; · Обогащение соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактами; · Оригинальная научная гипотеза, предлагающая новый научный взгляд, новую трактовку проблемы; · Обоснование теории; · Уточнение структуры педагогической науки; · Введение новых понятий или изменение старых их трактовок; · Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме; · Опровержение устаревших идей и позиций; · Рекомендации по применению в практике новых научных идей и походов; |
Теоретическая значимость исследования | · Использованы методы научного мышления при формулировке теории: анализ, синтез, обобщение и т.д.; · Выдвинуты идеи, аргументы, доказательства, опровержения их подтверждающие или отрицающие; · Обоснованы все элементы изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, этапы, стадии, факторы и условия; · Сформулированы законы или закономерности, общая концепция и система информации в целом; · Раскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию; · Охарактеризовано явления реальной действительности, которые составляют основу практических действий в той или иной области; · Установлены связи данного явления с другими; |
Практическая значимость исследования | · Очерчена сфера применения теории на практике, области реальной жизни, где проявляется данная закономерность, идея, концепция; · Создана нормативная модель проекта эффективного применения знаний в реальной действительности; · Даны рекомендации для более высокого уровня организации деятельности; · Определены регламентирующие нормы и требования в рамках оптимальной деятельности личности и коллектива в сфере исследования; · Научно обоснованы методические рекомендации по теме исследования. |