Социальное консультирование
Консультирование – это процедура, используемая в различных сферах, с целью ориентации отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем.
По форме различают групповое и индивидуальное консультирование; по содержанию – конкретное и программное.
Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях. Когда речь идет об узкоспециально проблеме индивида, группы или семьи.
Программное консультирование осуществляется как двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает организации или учреждению объективно проанализировать их деятельность, повысить качество оказываемых социальных услуг.
Консультирование – это вид социальной работы, в ходе которого специалист помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованные для ее решения.
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:
1. позиция консультанта не должна противоречить взглядам клиента.
2. необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые ожидаются от консультанта, будут способствовать и соответствовать удовлетворению потребностей и интересов клиента,
3. при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Консультирование – это не одномоментная акция, это процесс, в котором можно выделить несколько этапов:
1. выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;
2. анализ, оценка и диагностика проблемы;
3. формулировка проблемы и определение целей консультации;
4. установление стратегии и плана действий;
5. осуществление соответствующих действий;
6. оценка результатов консультации и выводы.
На результаты консультации большое влияние оказывает мнение, бытующее среди ближайшего окружения клиента. Социальная среда, или обстановка, в которой проводится консультация, способны вызвать различные ассоциации и воздействовать на варианты социальной помощи, которые могут положительно, нейтрально или отрицательно повлиять на действенность усилий консультанта. Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств – также входит в задачу консультанта.
Социальная терапия.
Терапия с греческого языка переводится как «забота, уход, лечение».
Социальная терапия – это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения устойчивых нарушений в социальном функционировании.
В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. Социальная терапия предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы.
Социальная терапия как определенная форма вмешательства в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации
Методы социальной терапии основываются на двух формах работы – индивидуальной и групповой.
Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности. Групповая терапия позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, тщательнее разработать эффективную программу индивидуальной терапии.
К терапевтическим методам можно отнести:
1. трудовая терапия – основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека.
2. терапия самовоспитания – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я».
3. поведенческая терапия в группе – это тренинги социальных навыков.
4. дискуссионная терапия.
5. социотерапия – воздействие на социальное кружение клиента с помощью государственных и общественных организаций.
6. музыкотерапия.
7. ритмотерапия.
8. арттерапия – лечение искусством.
9. цветотерапия.
10. психогимнастика (мимика, пантомима).
11. натурпсихотерапия (лечение природой).
12. логотерапия (разговорная терапия).
13. библиотерапия (чтение книг).
14. имаготерапия (игра образами).
и другие.
Социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала.
Социальная адаптация.
Социальная адаптация – это процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
Социальная адаптация – это процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.
Полная социальная адаптация включается в себя ряд составляющих:
1. управленческая адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающей интересам общества и личности.
2. экономическая адаптация – процесс усвоения социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов.
3. педагогическая адаптация – приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.
4. психологическая адаптация – процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки.
5. профессиональная адаптация – приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе социализации.
В практике технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей, молодежи и взрослых.
В процессе социальной адаптации выделяют четыре качественные стадии:
1. первая (начальная) стадия – адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума им не признается;
2. вторая стадия (терпимость) – социальная среда и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
3. третья стадия (приспособление, аккомодация) – взаимные уступки: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители среды принимают некоторые ценности индивида;
4. четвертая стадия (полная адаптация, ассимиляция) – индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
К специфическим моментам социальной адаптации можно отнести то, что:
1. только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;
2. только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;
3. процесс «принятия» или «непринятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;
4. человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.