Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и

соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут

использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений

артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемые звуки*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:

1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.

2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, чай — вправо, чайка — вправо, чайник — вниз...»%

3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну.

4. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4—5, 20—21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком

в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.

* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10—15 раз.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

ЛОПАТОЧКА 2. ЧАШЕЧКА

Рот открыть. Положить широкий Открыть рот. Широкий расслабленный язык
расслабленный язык на нижнюю губу. поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю
Занести «лопатку» в рот, стараясь не часть языка, загнув кверху боковые края.
напрягать язык.  

ЛОШАДКА 4. ГРИБОК

Присасывать язык к нёбу, растягивая Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот.
подъязычную связку. Щёлкать языком Присосать широкий язык всей плоскостью
медленно и сильно. Нижняя челюсть к нёбу и открыть рот.
должна быть неподвижна!    
     
5. ВКУСНОЕ 6. ПОЧИСТИМ
ВАРЕНЬЕ ЗУБКИ
  Сначала выполнять с
  закрытым ртом, затем
  — с открытым.
Рот приоткрыть. Широким языком «Почистить» кончиком языка верхние
облизывать верхнюю губу, делая движения зубы с внутренней стороны (слева —
сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! направо, сверху вниз). Нижняя челюсть
  неподвижна!

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

V

Упражнение «Паровозик».Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по дорожке,произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru Упражнение «Песенки».Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой любимыйзвук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым

произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое — неживое»*.Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем —неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*.Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени ихназвания по образцу. Образец: чайка — чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай».Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет ипроговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*.С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) какможно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом. Кроме предложенных упражнений можно использовать задания из лабиринтов со звуком Щ (с. 20, 21).

Перечень картинок лабиринта: чай, чайка, чайник, <7>, чулки, чеснок, чемодан, человек, черепаха.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*.Послушай слова.(Взрослый называет любые 2—5картинок.)Запомни их иповтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»*Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебнымэкраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*.Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количествослогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*.Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение.

Образец: В больнице девочку встретил врач.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Перечень картинок лабиринта: врач, грач, мяч, ночь, луч, обруч, ключ, меч, печь.

Упражнение «Четвёртый — лишний».Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок.

Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Упражнение «Посчитай».К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл.Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого — меньше? Посчитай насе-комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Упражнение «У кого кто?»Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четкопроговаривая звук Ч.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Упражнение «Новые слова».Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, егосмысл изменится. Проверь, так ли это?

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо —... (чудо). Какие словау тебя получились?

ХУДО — ... БАС

— ...

ГАЙКА — ...

ШАРЫ — ...

ТАЙНИК — ...

Замени в словах последний звук на звук

Ч. Образец: мел — ... (меч). Какиеслова у тебя получились?

МЕЛ — ...

ВРАГ ...

ПЛАН — ... КУЛИК — ... ГРАММ — ...

Упражнение «Составь предложение».Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опоройна картинки. Образец: Ванечка... часы. — Ванечке подарили часы.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Упражнение «Исправь предложение».Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них всеслова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори предложения, заменяя картинки словами.

Перескажи рассказ с самого начала.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказ. Перескажи его по картинкам.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Миша живёт в деревне у бабушки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru Упражнение «Сложи картинку».Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки пообразцу. Вспомни и повтори каждую загадку.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги. - student2.ru

Наши рекомендации