Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.
ВВЕДЕНИЕ
Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:
Автоматизация звука С в игровых упражнениях
Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях
Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях
Автоматизация звука Л в игровых упражнениях
Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях
(Автоматизация звука Р в игровых упражнениях
Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях
В данном альбоме представлена система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и
соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут
использоваться логопедом комбинированно.
Автоматизация звуков 4, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений
артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.
Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.
Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируемые звуки*. Этот приём также помогает активизировать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр:
1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно.
2. Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующего хода. Например, чай — вправо, чайка — вправо, чайник — вниз...»%
3. Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмеченной звёздочкой, — через одну.
4. Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок проговаривает все слова — названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.
Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4—5, 20—21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автоматизируемым звуком
в определенной позиции.
В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рассказах и стихотворных текстах.
Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.
* На обороте обложки представлены следующие плоские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10—15 раз.
ЛОПАТОЧКА 2. ЧАШЕЧКА
Рот открыть. Положить широкий | Открыть рот. Широкий расслабленный язык |
расслабленный язык на нижнюю губу. | поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю |
Занести «лопатку» в рот, стараясь не | часть языка, загнув кверху боковые края. |
напрягать язык. |
ЛОШАДКА 4. ГРИБОК
Присасывать язык к нёбу, растягивая | Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. | |
подъязычную связку. Щёлкать языком | Присосать широкий язык всей плоскостью | |
медленно и сильно. Нижняя челюсть | к нёбу и открыть рот. | |
должна быть неподвижна! | ||
5. ВКУСНОЕ | 6. ПОЧИСТИМ |
ВАРЕНЬЕ | ЗУБКИ |
Сначала выполнять с | |
закрытым ртом, затем | |
— с открытым. | |
Рот приоткрыть. Широким языком | «Почистить» кончиком языка верхние |
облизывать верхнюю губу, делая движения | зубы с внутренней стороны (слева — |
сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! | направо, сверху вниз). Нижняя челюсть |
неподвижна! |
V
Упражнение «Паровозик».Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по дорожке,произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)
Упражнение «Песенки».Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой любимыйзвук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым
произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)
Лабиринт 1
Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!
Упражнение «Живое — неживое»*.Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем —неживые предметы.
Упражнение «Волшебная палочка»*.Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени ихназвания по образцу. Образец: чайка — чайки. Какие слова не изменились?
Упражнение «Угадай».Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет ипроговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).
Упражнение «Фотограф»*.С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) какможно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.
* Здесь и далее: игры, отмеченные звёздочкой, могут проводиться с любым лабиринтом. Кроме предложенных упражнений можно использовать задания из лабиринтов со звуком Щ (с. 20, 21).
Перечень картинок лабиринта: чай, чайка, чайник, <7>, чулки, чеснок, чемодан, человек, черепаха.
Лабиринт 2
Упражнение «Эхо»*.Послушай слова.(Взрослый называет любые 2—5картинок.)Запомни их иповтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.
Упражнение «Чего не стало?»*Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебнымэкраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)
Упражнение «Хлопушки»*.Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количествослогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.
Упражнение «Составь предложение»*.Выбери любое слово-картинку и составь с ним предложение.
Образец: В больнице девочку встретил врач.
Перечень картинок лабиринта: врач, грач, мяч, ночь, луч, обруч, ключ, меч, печь.
Упражнение «Четвёртый — лишний».Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок.
Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.
Упражнение «Посчитай».К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл.Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого — меньше? Посчитай насе-комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...
Упражнение «У кого кто?»Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четкопроговаривая звук Ч.
Упражнение «Новые слова».Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, егосмысл изменится. Проверь, так ли это?
Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо —... (чудо). Какие словау тебя получились?
ХУДО — ... БАС
— ...
ГАЙКА — ...
ШАРЫ — ...
ТАЙНИК — ...
Замени в словах последний звук на звук
Ч. Образец: мел — ... (меч). Какиеслова у тебя получились?
МЕЛ — ...
ВРАГ ...
ПЛАН — ... КУЛИК — ... ГРАММ — ...
Упражнение «Составь предложение».Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опоройна картинки. Образец: Ванечка... часы. — Ванечке подарили часы.
Упражнение «Исправь предложение».Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них всеслова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.
Почта принесла почтальона.
Задача решила ученика.
Овечки пасут чабана.
Черника собирала внучку в лесу.
Мы взяли на чемодан дачу с вещами.
Бабочка ловит девочку сачком.
Рыбка поймала Вовочку на удочку.
Упражнение «Пересказ с картинками». Повтори предложения, заменяя картинки словами.
Перескажи рассказ с самого начала.
Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказ. Перескажи его по картинкам.
Миша живёт в деревне у бабушки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.
Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.
Вечером Миша с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.
Упражнение «Сложи картинку».Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки пообразцу. Вспомни и повтори каждую загадку.
Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.
Л. Ульяницкая
Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?