Гимнастика как базовая учебная дисциплина
Как известно, гимнастика - одно из древнейших средств физического воспитания. Еще 120-130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнениями с целью телесного совершенствования: единоборства, метание, фехтование, плавание и т.д.
В 40-60 годы XX в. смысловое содержание гимнастики все более сужалось и свелось в основном к упражнениям снарядовой спортивной гимнастики. В определенной мере это объяснимо, ибо спорт в наибольшей мере стимулирует физическое совершенствование; в процессе исторического развития спортивной гимнастики происходит постоянный отбор наиболее эффективных средств и методов их использования. Поэтому все большее превалирование снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом положительным явлением, в идеальном варианте согласующимся с целью достижения психофизического совершенства человека.
Однако снарядовая гимнастика сама стремится к совершенству, поэтому значительно усложняется координационно и затрудняются физически упражнения, выполнение которых свидетельствует о высоком уровне совершенства исполнителя. Овладению ими он должен посвящать много времени и сил, ограничиваться особыми режимами жизни и т.д. – что в целом приводит занимающегося к необходимости профессионального отношения к занятиям спортивной гимнастикой. При этом и различные организующие и направляющие спортивно-массовую работу документы стимулируют и поощряют практически лишь высшее спортивное мастерство, а массовость рассматривается только как некий плацдарм или среда, в которой должны отыскиваться и отбираться будущие чемпионы.
Такой, рекордсменский, уклон осуждался в истории отечественной физической культуры не раз. Однако для сохранения такого положения имеются объективные причины, которым и не надо пытаться противостоять.
Одновременно следует понимать, что подавляющему большинству занимающихся гимнастикой нужно ориентироваться на другие цели в своем совершенствовании и стремиться их достигать с помощью особых средств и методов. Так же как и организациям, культивирующим гимнастику среди масс населения, следует ориентироваться на соответствующие цели, решать особые задачи, применять адекватные им организационные формы и использовать такие критерии оценки работы и занимающихся и специалистов, которые стимулируют их деятельность. К сожалению, в целом состояние гимнастики оздоровительной направленности на сегодня можно определить лишь как негативное.
За последние 10-15 лет гимнастика перестала быть массовой: в общеобразовательных школах и вузах сократилась до минимума и до примитива, а в средних специальных учебных заведениях практически перестала существовать
Это нельзя допускать в принципе, поскольку вся история физической культуры свидетельствует о том, что гимнастика является одним их самых доступных и эффективных средств психофизического совершенствования и укрепления здоровья. Но она сможет быть таковой только в том случае, если её проводниками будут профессионально подготовленные высококвалифицированные специалисты.
На конец прошлого века - 2000 год - потребность в специалистах в области физической культуры и спорта составляла 625 тысяч; имеющийся «учебный» потенциал составлял 165 тысяч, а ежегодно все физкультурные вузы готовят лишь 4,5 тысячи специалистов. Это значит, что при существующей системе и темпах подготовка физкультурных кадров продлится 102 года (625 - 165 = 460 : 4,5 = 102). При этом половина кадров будет ориентирована на работу тренерскую - в явном диссонансе с потребностями практики жизни.
С каждым годом все острее, особенно в условиях неблагоприятной экологической обстановки, становится проблема оздоровления населения, а не его спортивного совершенствования. Поэтому значительно возрастает необходимость подготовки специалистов широкого профиля, в большей мере оздоровительной ориентации.
В решении данной задачи одну из ведущих ролей могла бы сыграть именно гимнастика, имеющая богатейший опыт в аспектах развития и сохранения физических кондиций человека.
Однако при этом необходима трансформация наших представлений о гимнастике, в известной мере возврат (с поправками на современность) к воззрениям на нее, как на многофункциональную систему физических упражнений, применяемых с целью всестороннего физического развития и совершенствования.
Следует заметить, что такая трансформация взглядов сейчас уже происходит, хотя в известной мере и стихийно. Не случаен поэтому наблюдаемый повсеместно интерес не к спортивным видам и формам гимнастики, а к различным восточным и западным системам оздоровления.
В то же время в высших физкультурных учебных заведениях в подготовке специалистов используются ориентиры и средства гимнастики спортивной, снарядовой или крайне мало количество изучаемых систем и методик оздоровительной направленности.
Таким образом, в рассматриваемом аспекте возникают весьма существенные противоречия между насущными потребностями практики и системой специального физкультурного образования.
При этом призывы и попытки размежевания спортивной и оздоровительной гимнастики не только не решают проблему, но и усугубляют ее, ибо лишают возможности использовать весь арсенал эффективнейших средств двигательного совершенствования.
Следует, вероятно, помнить, что лучшие умы спортивной науки и практики - В.И. Алексеев, В.В. Кузнецов, А.Д. Новиков, М.Л. Укран и др. - неоднократно отмечали, что при решении задач оздоровления использование именно спорта и его методики – с его стремлением к высшим достижениям – дает наилучшие результаты. Хотя при этом и требуются особые формы организации занятий, особые программы, особые виды и величины нагрузок и способы управления их динамикой, особая мотивация.
Поэтому по смысловому содержанию решение проблемы заключается не в размежевании спортивного и оздоровительного направлений гимнастики, а в их взаимном проникновении, взаимном дополнении - и в практике физического воспитания и в процессе подготовки соответствующих кадров.
Подготовка кадров, которые должны владеть знаниями и методикой оздоровительной гимнастики, осуществляется в физкультурных вузах в процессе работы с тремя достаточно специфическими контингентами.
Первый – студенты тренерского и педагогического факультетов, специализирующиеся в спортивных видах гимнастики. Они имеют профессиональную ориентацию на спорт, в связи с чем знаний и умений, требующихся для эффективной работы по физическому воспитанию широкого профиля, им явно недостает.
Второй – студенты всех специализаций, изучающие гимнастику по так называемому общему курсу, на который учебным планом отводится довольно малое количество часов, позволяющее лишь изучить гимнастическую терминологию, 2-3 способа проведения общеразвивающих» упражнений и зачетные комбинации на снарядах. Естественно, что, не имея не только профессиональных гимнастических умений, но и четких представлений о гимнастике как многофункциональном полисистемном средстве физического воспитания, такие специалисты (по воле судьбы в массе своей оказывающиеся преподавателями в школе, среднем и высшем учебных заведениях, детских садах) не могут добиться сколько-нибудь заметных результатов профессиональной деятельности, становятся плохими ремесленниками и уж никак не оздоровителями.
Третий, пока редкий контингент, – студенты, специализирующиеся в новом направлении - оздоровительной гимнастике. По своему исходному состоянию, это - бывшие спортсмены-гимнасты, как правило, не достигшие высоких результатов. Это значит, что они имеют малый спортивный опыт и, опять-таки, не имеют никакого представления о гимнастике оздоровительной.
Таким образом, все три контингента оказываются в оздоровительной гимнастике новичками, из которых требуется подготовить профессионалов, социальная потребность в которых очень велика.
Чтобы яснее представить необходимость владения специальными знаниями, умениями и навыками в различных видах оздоровительной гимнастики, обратимся к схеме 1. В ней отражены направленность и состав оздоровительной гимнастики, а также социальный заказ на нее со стороны различных физкультурно-спортивных организаций.
Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте - для лучшего понимания проблемы - вполне оправданно.
Взаимное проникновение этих направлений обусловливает необходимость изучения соответствующих теоретико-методологических основ студентами как тренерской, так и оздоровительной специализаций.
При этом предполагается (и опыт это подтверждает), что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т.е. обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, категории «Б» по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений Спортивно-художественной гимнастики. (О них - в соответствующем разделе).
Материал этих программ в основе своей включен в учебные программы по физическому воспитанию школьников, учащихся средних учебных заведений и студентов.
Последнее обстоятельство делает необходимым уделять должное внимание данному материалу не только студентам, специализирующимся в гимнастике, но, может быть даже в большей мере тем, кто изучает гимнастику по общему курсу и кто вынужден будет преподавать ее на занятиях физкультурой в низовых коллективах.
Следует оговориться, что в ряде физкультурных вузов гимнастика категории «Б» изучается студентами по общему курсу, однако, несомненно, его следует расширить и разнообразить за счет упражнений акробатики и художественной гимнастики, комбинированных и комплексных упражнений, а самое главное - сместить акцент с практического овладения конкретными упражнениями на снарядах на методику преподавания - с четким определением системы подготовки, обучения и совершенствования и последовательным усложнением формируемых умений.
Второе направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.
В приведенной схеме отмечен 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. 19 из них (всем не позволяет объем) дается подробная характеристика. О других сведения можно получить в специальной литературе. Здесь подчеркнем два важнейших методологических момента.
Первый. Все виды развивающих и сохраняющих оздоровительных упражнений при методически правильном построении занятий оказываются связанными с решением тех же задач, которые решаются упражнениями гимнастики спортивной направленности, в то время как обратная взаимосвязь обнаруживается далеко не всегда. Например, спортивные упражнения не связаны с задачами, решаемыми корригирующими упражнениями или йогой.
Второй, весьма важный момент и в социальном и в организационно-управленческом аспектах. Все виды гимнастических упражнений, вне зависимости от специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находят отражение в той или иной организационной физкультурно-спортивной структуре: от групп здоровья до сборных команд. Это в конечном счете определяет социальный заказ подготовки специалистов, владеющих теорией и практикой оздоровительной гимнастики. В этом отношении весьма показательны цифры, расположенные в прямоугольниках правой колонки.
Они отражают использование в данной организационной структуре соответствующего вида гимнастики, отмеченного определенной цифрой. Стрелками же показано: какая учебная структура в физкультурном вузе обеспечивает подготовку специалиста, которому надлежит эти виды гимнастики применять. Оказывается, что больше всего таких специалистов необходимо готовить по общему курсу (а это практически все студенты) и по специализации «оздоровительные виды гимнастики» (ОВГ).
Поэтому и правомерна постановка вопроса об изучении студентами такой по смыслу и содержанию гимнастики, которая оказывалась бы подлинно базовой учебной дисциплиной в подготовке профессионалов в области физической культуры.