Профилактка злоупотребления психоактвными веществами в общеобразовательной среде
Говоря об организации профилактической работы в образовательной среде необходимо отметить, что опора на резервы личности всегда обусловливает позитивные результаты профилактики. Проблему профилактики употребления ПАВ целесообразно рассматривать в более широком контексте - укрепления здоровья. Психика и личность ребёнка, подростка менее устойчива к различным повреждающим воздействиям по сравнению со сформированной психикой и зрелой личностью взрослого человека. Более легко возникают опасные отклонения на пути жизненного цикла, которые проявляются (и тормозятся) различными видами психической патологии. При этом резервы и ресурсы психического здоровья остаются не востребованными. Ориентация на потенциальные ресурсы психики и личности молодого человека могла бы существенно снизить остроту проблем.
Здоровье обеспечивает оптимальное прохождение всех основных этапов жизненного цикла и характеризуется структурность и функциональность сохранности систем и органов человека; индивидуальной приспособляемостью; сохранностью аутоидентичности и привычного самочувствия; гармоничностью и зрелостью личности.
В самом общем виде цель профилактической работы - интенсивное развитие и саморазвитие в позитивном направлении. Имеется в виду развитие способности к самостоятельному распознанию и удовлетворению психологических и физиологических потребностей, что ведёт к успешному прохождению этапа жизненного цикла.
Взамен негативно - ориентированной профилактики зависимости от ПАВ требуется создание системы позитивной профилактики. Позитивная профилактика ориентируется не на патологию, а на потенциал здоровья - освоение ресурсов психики личности, поддержку несовершеннолетнего и помощь ему в самораскрытии.Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании психически здорового и личности развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме ПАВ.
В современном виде первичная профилактика злоупотребления ПАВ носит позитивную направленность, предполагает парадигму снижения спроса и ориентирована на интактную (не употребляющую ПАВ) группу учащихся исходя из принципа диференцированности профилактических воздействий. Профилактические мероприятия позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ, акцент переносится на получение знаний, умений и навыков на нормативное функционирование личности в обществе.
Проводя позитивную профилактику, следует обращать внимание на работу с системой ценностей, традиций, культуры и семьи учащихся, с использованием проектных, интерактивных и тренинговых технологий.
К интерактивным технологиям относятся: дискуссии, дебаты, ролевые игры, работы в малых группах - они способствуют к развитию коммуникативных навыков, выявлению личностных позиций к проблеме.
Тренинговые технологии развивают навыки ассертивного (уверенного) поведения и психической саморегуляции - выбор эффективных способов решения проблемных ситуаций, противодействие ситуациям, связанных с манипуляциями личностью или принуждением к употребления ПАВ
Использование проективных технологий позволяет выработать социальные инициативы среди самих основных целевых групп профилактики, направленных на формирование и развитие ресурсов личности и социокультурной образовательно - воспитательной и семейной среды учащихся.
Однако чаще всего в рамках профилактических программ для несовершеннолетних и молодёжи используются технологии запугивания и устрашения на приём ПАВ, а данный вид относится к вторичной или третичной профилактики, направленной на несовершеннолетних и молодежь, употребляющую наркотические вещества. Актуализируются негативные эмоции - страх, гнев - и, в конечном счёте, якобы достигается неприятие наркотических средств. В то же время известно, что как негативный, так и позитивный продуцируют общую характеристику - любопытство и, как результат, желание испытать, так ли это на самом деле. В то же время данные формы психоэмоциональных воздействий могли бы найти достойное место в работе с другими целевыми группами а именно: педагогами и специалистами общеобразовательных учреждений, с родительской аудиторией.
В профилактической работе не рекомендуется:
• Проводить профилактику с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики: конкурсы плакатов с использованием тем наркомании, например «класс против наркотиков, «школа против наркотиков», рисовать или клеить сигареты, бутылки, шприцы, макеты наркотиков, черепа и т.д.
• Предоставлять учащимся информацию о действии ПАВ, способах их приготовления или приобретении.
• Демонстрировать наркоманскую атрибутику.
• Упоминать название наркотических веществ (при проведении массовых и мониторинговых исследований или включении в предметное содержание темы уроков).
• Обсуждать состояние, которое переживает наркоман, употребляющий наркотики.
• Использовать наркоманский сленг.
• Приглашать «бывших» наркозавксимых молодых людей в целях профилактических бесед в рамках первичной профилактической работы.
• Проводить театрализованные «антирекламные» акции с использованием атрибутики ПАВ (банок/бутылок из - под пива, алкогольных тоников, пачек для сигарет, макетов заменителей ПАВ) популяризация мифов о разумном употреблении ПАВ - «Пить с умом».
• В рамках массовых акций осуществлять «суды» над ПАВ с использованием макетов гипертрофированных сигарет, бутылок или обменивать сигареты на конфеты.
Хотелось бы напомнить ещё об этической и нравственной стороне предоставляемой информации. Не стоит в каких - либо «воспитательных целях» использовать психотравмирующую информацию. Сюда относятся сюжеты, связанные со смертью наркозависимых, непосредственные ритуалы с приёмом наркотиков, сцены насилия.
Таким образом, проводя позитивную профилактику с несовершеннолетними и молодёжью, необходимо опираться не на патологию, а на резервы личности человека.
Целями профилактической деятельности является:
1. Снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества.
2. Уменьшение числа лиц, входящих в группу повышенного риска вовлечения в наркотизацию.
3. Снижение заболеваемости наркоманиями.
4. Уменьшение тяжести негативных медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами.
Задачами профилактической деятельности является:
1. Формирование мотивации на эффективное личностное, социально-психологическое и физическое развитие у детей, подростков, их родителей, педагогов.
2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение в семьях (у родителей), в детских и подростковых школьных и внешкольных коллективах, у преподавателей, в других организованных и неорганизованных группах детей и подростков.
3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения (личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий) у детей, подростков, родителей, учителей.
4. Формирование знаний и навыков в области противодействия немедицинскому употреблению наркотиков у детей, родителей, преподавателей, воспитателей и т.д.
5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения у детей и подростков из групп риска и членов их семей.
6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные у детей и подростков из групп риска и членов их семей.
7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей из сверстников и взрослых (семья, учителя, другие специалисты, заинтересованные непрофессионалы).
8. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления ими ПАВ и минимизации вреда от такого употребления.