Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности - различие понятий
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность — не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Дидактика. Характеристика принципов дидактики. Дидактические системы. Совр. дидактические системы.
Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения, или дидактической системой.
Можно выделить три дидактические концепции (системы): традиционную, педоцентриситскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения – объект и предмет дидактики.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Её составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.М.Коменский, И.Песталоцци и в особенности И.Гербарт, и дидактика немецкой классической гимназии.
В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейна, В.Лая – теории периода реформ в педагогике в начале ХХ века.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют деятельность обучения, а их дидактическое отношение является предметом дидактики. Современную концепцию обучения создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), гуманистическая психология (К.Роджерс), когнитивная психология (Дж.Брунер) и др.
СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Школа – социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ «Об образовании» 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Социальным заказом является: воспитать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах.
В основе приоритетов образования лежит демократизация и гуманизация образования. Демократизация – это поворот к человеку, имя которому учащийся. Демократизация – это преодоление формализма, бюрократизма в педагогическом процессе.
Гуманистическая идея образования – это кооперирование деятельности детей и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности, в своей сути направленной на развитие личности. Ученик выступает как субъект различных, внутренне взаимосвязанных видов деятельности - учебной, игровой, общественно полезной, трудовой. Это способствует развитию у школьников желания и умения учиться, формированию у них способностей и ответственности в овладении знаниями, выполнении общественно значимых поручений в школе и вне её. В школьном коллективе укрепляются доверительные отношения между учителями и учащимися. Повышается требовательность каждого к своим обязанностям.
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА. ВИДЫ И ФОРМЫ УРОКА.
Планирование (подготовка) урока - это разработка комплекса мер и выбор организации учебно-воспитательного процесса, который в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Подготовка к уроку предполагает три этапа:
1. Диагностика. На данном этапе производится:
а) анализ возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей.
б) анализ характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, временных затрат, повторение опорных знаний, форм и способов подачи нового материала, а также контроля и коррекции знаний и умений.
Завершается этап получением диагностической карты урока, на которой обозначено действие факторов, определяющее эффективность занятия. Качество определяется большинством факторов, находящихся в зоне оптимальных условий.
2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Технология прогнозирования: объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Учитывается влияние препятствующих факторов. Величина потерь (определяется по определенной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока. Если показатель удовлетворительный, то осуществляется переход к следующему этапу - проектированию, если нет, то педагог выбирает ту схему организации, которая будет оптимальной.
3. Проектирование (планирование) - завершающая стадия подготовки урока. Итогом является создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором фиксируются важнейшие моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий. В плане должно быть отражено:
- дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
- название темы урока и класса, в котором он будет проводиться;
- цели и задачи образования, воспитания и развития школьников;
- структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени;
- содержание учебного материала;
- методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
- учебное оборудование, используемое на уроке;
- задание на дом.
ТИПЫ И СТРУКТУРЫ УРОКОВ. ТИПЫ УРОКОВ:
Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
1. Комбинированные (смешанные);
2. Изучения новых знаний;
3. Формирования новых умений;
4. Обобщения и систематизации изученного;
5. Контроля и коррекции знаний, умений;
6. Практического применения знаний, умений.
СТРУКТУРА УРОКА
Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов.
1. Классическая структура урока (Коменский, Гербарт):
1) подготовка к усвоению новых знаний;
2) усвоение новых знаний, умений;
3) их закрепление и систематизация;
4) применение на практике.
2. Комбинированный (смешанный):
На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей. Элементы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и универсальным.
Структура комбинированного урока:
Этапы | Подготовительный | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й |
Содержание деятельности | Организация работы | Повторение изученного материала (актуализация знаний) | Изучение новых знаний, формирование новых умений. | Закрепление, систематизация, применение. | Задание на дом. |
1-2 мин. | 10 - 12 мин. | 20 -25 мин. | 5 - 8 мин. | 2 - 3 мин. |
Недостатком комбинированного урока является дефицит времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.
3. Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой. Главная цель - пробуждение и удержание интереса учащихся к учебе.
Это могут быть: а) урок - «погружение»; б) деловая игра; в) пресс-конференция; г) творческий отчет; д) КВН; е) театрализованный урок; ж) «суд», «поиск истины»; з) «аукцион» и т.п.
Отношение педагогов-практиков к нестандартным урокам различное.