Конкурс дневников наблюдений за птицами на кормушках.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
П Р И К А З
15.12..2016 № 771
┌ ┐
О проведении районной природоохранной акции
«Покормите птиц»
С целью формирования бережного отношения к природе родного края, воспитания экологической культуры и в соответствии с планом работы департамента образования
п р и к а з ы в а ю:
1.Провести районную природоохранную акцию «Покормите птиц» (далее – Акция) с 19 декабря 2016 года по 4 апреля 2017 года в образовательных организациях.
2.Утвердить прилагаемое Положение Акции.
3.Директору МБУ ДО ДДЮТ З.Н.Токаревой обеспечить организацию и проведение Акции.
4.Руководителям ОО создать условия для участия учащихся и педагогов в Акции.
5.Контроль над исполнением приказа возложить на главного специалиста департамента образования А.А. Семко.
И. о. директора А.Н. Долгих
УТВЕРЖДЕНО приказом департамента | ||
образования администрации Кстовского муниципального района | ||
от 15.12.2016 № 771 |
Положение
о районной природоохранной акции «Покормите птиц»
Общие положения
1.1.Природоохранныеакции играют важную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании у них экологической культуры. Природоохранныеакции, объектом внимания которых являются животные, в частности птицы, обладают значительным образовательным потенциалом.
Птицы играют важную роль в природе и жизни человека. Зима является неблагоприятным периодом в их жизни, одной из основных для них становится проблема поиска корма. Учащиеся могут принять участие в её решении, обеспечив подкормку птиц на кормушках. Кормление птиц – это благоприятная возможность для развития навыков наблюдения в природе, умения фиксировать результаты этих наблюдений в виде дневниковых записей, формирования ответственного отношения к выполняемому делу.
1.2. Районная природоохраннаяакция проводится в рамках массовой акции Союза охраны птиц России «Покормите птиц».
1.3. Цель природоохранной акции - воспитание бережного отношения к природе родного края путём привлечения внимания учащихся к миру птиц и проблемам их выживания в зимний период в населённых пунктах и их окрестностях.
1.4.Задачи:
- расширение круга знаний о мире птиц;
-развитие навыков наблюдения в природе и ведения дневников наблюдений;
-развитие навыков исследовательской работы;
-формирование ответственности за свои поступки в условиях необходимости регулярной подкормки птиц в течение всего неблагоприятного периода;
-активизация внутрисемейного общения в процессе совместной деятельности – изготовления кормушек, подкормки птиц и наблюдений за ними;
- развитие навыков коллективной деятельности в процессе реализации проектов «Школьная кормушка».
Участники акции
Учащиеся образовательных организаций всех видов и типов в возрастных группах: а) 1-4 классы; б) 5-8 классы; в) 9-11 классы.
3. Содержание акции и условия её проведения
3.1.В рамках акции проводится четыре конкурса.
Конкурс дневников наблюдений за птицами на кормушках.
На конкурс представляются дневники наблюдений учащихся, проводивших подкормку птиц на кормушке в зимний период и наблюдения за ними. Рекомендуемый порядок оформления дневниковых записей представлен в приложении 1.
Участникам конкурса необходимо познакомиться с образом жизни и особенностями биологии птиц, в частности, тех видов, которые посещают кормушку, используя литературные и интернет-источники. Используя эту информацию и собственные наблюдения, учащиеся смогут достоверно объяснять, характеризовать увиденное на кормушках (в разделе «Что я об этом думаю?» (см.приложение1)).
Критерии оценки конкурсных работ:
- умение разделять увиденное (наблюдения) и рассуждения об увиденном;
- систематичность проведения наблюдений;
- наличие продуманных выводов по итогам всего периода наблюдений;
- соответствие рекомендуемой структуре ведения дневника;
- знание биологии птиц;
- аккуратность оформления.
3.1.2. Конкурс фотографий в двух номинациях:
«Птицы на кормушке».
Представляются фотографии птиц на кормушках или рядом с ними.
«Птицы в зимнем городе (селе)».
На конкурс принимаются фотографии только хорошего качества форматом не менее 15х21 и их электронные версии. На обратной стороне фотографии указываются фамилия, имя автора, возраст (класс), наименование образовательной организации, название фотографии, ф.и.о. руководителя (если есть), а также комментарий к фотографии, содержащий информацию о том, где и при каких обстоятельствах была сделана фотография.
На конкурс не принимаются работы, скачанные из Internet. Учащиеся, представившие такие фотографии, отстраняются от участия в конкурсе, несмотря на наличие у них других авторских работ.
Критерии оценки конкурсных работ:
- качество изображения;
- композиционное решение снимка, его оригинальность;
- информационная содержательность;
- соответствие теме конкурса.
3.1.3. Конкурс проектов «Школьная кормушка»
Конкурс предполагает реализацию проектов, продуктом которого является организация в ОО коллективной деятельности по подкормке и изучению птиц.
В конкурсе принимают участие группы учащихся, организовавших систематическую подкормку птиц на пришкольной (УДО, ДОУ) территории в течение всего зимнего периода и наблюдение за ними. Важное условие реализации проекта - о кормушке должны знать в школе, УДО. Одним из вариантов информирования сообщества с целью привлечения внимания к проблеме является создание общедоступного для всех учащихся ОО специального стенда, на котором размещается информация о коллективной кормушке, о жизни птиц в зимнее время, предлагается проявить заботу о птицах – подкормить их, принести корм. Стенд должен обновляться в течение всего периода подкормки за счёт регулярного представления информации о работе кормушки, о поведении прилетающих птиц и.п. В целях фиксации меняющейся информации рекомендуется использовать периодическое фотографирование стенда. Возможны другие варианты регулярного информирования учащихся, педагогов, родителей.
Составной частью реализации проекта является подготовка отчёта по окончании периода подкормки птиц. В отчёте указывается период работы кормушки, перечень видов птиц (не количества особей!!!), побывавших на кормушке, представляются описания интересных ситуаций, зарисовки, фотографии.
До 27 марта 2017г. представляются конкурсные работы, оформленные в соответствии с требованиями к проектным работы. Рекомендуемая структура оформления проекта представлена в приложении 2.
До 21 декабря необходимо представить заявку для участия в данном конкурсе по e-mail: enmitrof@ mail.ru Митрофановой Н.Н., оформленную по образцу (приложение 3).
Критерии оценки проекта:
- целесообразное обустройство кормушки;
-постоянное её функционирование в ходе регулярной подкормки, обеспечивающей эффективную помощь пернатым;
-обеспечение постоянного обновления информации о реализации проекта с помощью информационного стенда или другого варианта представления регулярной информации;
-оформление в соответствии с требованиями к проектным работам.
3.1.4. Конкурс исследовательских работ, посвящённых птицам на кормушке
Подкормка птиц на кормушках представляет возможность провести исследовательскую работу учащимся не только среднего и старшего, но и младшего школьного возраста. В основе исследовательской работы – наблюдения за птицами на кормушке.
Учебно-исследовательские работы учащихся старшего возраста должны быть оформлены в соответствии с общепринятыми требованиями. Рекомендации по оформлению работ для учащихся младшего и среднего возраста и рекомендуемые темы исследовательских работ представлены в приложении 4.
Сроки проведения
Декабрь 2016 года – 1 апреля 2017 года. Работы на конкурс должны быть представлены до 27 марта 2017 года.
Подведение итогов
Победители и призёры награждаются грамотами департамента образования администрации Кстовского муниципального района, остальные – дипломами участников.
Кадровое обеспечение
МБУ ДО ДДЮТ. Справки по телефону: 2-35-17, Митрофанова Надежда Николаевна
_________________________________
Приложение 1
к положению
Дневник наблюдений за птицами на кормушке
учащ (-егося, -ейся) ____ класса МБОУ ___________.
Оформление первой страницы дневника:
Начат (указать число)____________, закончен (число)__________.
Место проведения наблюдений: название населённого пункта, название улицы.
Расположение кормушки: на дереве, за окном на подоконнике и т.д.
Описание внешнего вида кормушки (можно представить фотографию или рисунок кормушки).
Начиная со второй страницы, каждое наблюдение начинается со следующих записей:
1.Дата наблюдения (число, месяц).
2. Время наблюдения: от ___час. ____мин. до ____ час. ____мин..
3. Погода: температура в ºС, облачность (в баллах или условными значками: O – ясно, - облачно, - пасмурно), осадки, направление ветра.
Далее рекомендуется разделить страницу дневника на три части (столбца):
Вид корма | Что я вижу* (наблюдения) | Что я об этом думаю* (размышления, выводы) |
*Необходимо обратить внимание учащихся на принципиальную разницу между содержанием разделов «Что я вижу» и «Что я об этом думаю» - в первом представляются только наблюдения (описание увиденного, объективная информация), во втором – размышления, рассуждения, анализ (в немалой степени субъективная информация).
По окончании всего периода наблюдений (по окончании ведения дневника) необходимо проанализировать свои наблюдения и сделать выводы.
Приложение 2
к положению