Глава v. оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью

В программу обследования учащихся 3-4-х классов, наряду с изучением устной речи, письма и чтения, следует включать исследование операциональных компонентов и психических функций, необходимых для развития письменноречевой дея­тельности. Это позволяет своевременно выявить и предупредить специфические трудности овладения связной письменной ре­чью, которые в полной мере проявляются в старших классах далее у тех учащихся, у которых, казалось бы, преодолены про­блемы в устноречевом развитии (Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, О.Е. Грибова и др.).

Успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме зависит от уровня готовности к са­мостоятельной письменной речи и предполагает полноценное со­стояние устноречевых, операциональных и функциональных предпосылок письменноречевой деятельности (Г.В. Чиркина, ' Е.Н. Российская).

Методика оценки потенциальной готовности к овладению навы­ками письменной речи разработана и апробирована нами под ру­ководством д. пед. н., профессора Г.В. Чиркиной (1999) в рамках ' исследования проблемы обучения письменной речи. Она направ- ! лена на выявление:

резервных возможностей учащихся при овладении навыка­ми изложения собственных мыслей в письменной форме; симптомов нарушения операций и функций, наиболее «от­ветственных» за развитие письменной речи. Структура методики включает три блока:

1) выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи;

2) определение актуального уровня операциональных ком­понентов письменноречевой деятельности;

3) диагностику функциональных предпосылок письменной
речи.

Методика предполагает балльно-уровневую систему оценки выполнения заданий, что делает ее использование удобным в| процессе логопедического обследования и составления перспек­тивного плана коррекционной работы, а также при оценке ди­намики формирования навыков самостоятельной письменной! речи.

ЛурияА.Р, Очерки психофизиологии письма. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

Никишина НА. Недостатки произношения и письма у учащих­ся первых классов массовых школ// Вопросы логопедии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Садовникоеа И.Н. Нарушения письменной речи и их преодо­ление у младших школьников: Учебное пособие — М.: Владос, 1995.

Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппара­та. — М.: Педагогика, 1969.

Выявление состояния устноречевых предпосылок письменной речи

К числу основных фактов, препятствующих полноценному овладению связной письменной речью, относятся: нарушения звукопроизношения, отражающиеся на письме; нарушения фонема­тического слуха; нарушения лексико-грамматического строя речи. (См. соответствующие главы данного пособия.)

Оценка состояния устноречевых предпосылок письменной речи осуществляется по двухбалльной системе.

Состояние звукопроизношения:

- отсутствие нарушений звукопроизношения — 2 балла;

- нарушение звукопроизношения, не отражающееся на
письме — 1 балл;

- нарушение произношения, отражающееся на письме — 0 баллов.

- Состояние фонематического слуха:

- отсутствие нарушений фонематического слуха — 2 балла;

- нарушение различения аффрикат и их составляющих —

1 балл;

- нарушение фонематического слуха — 0 баллов.
Состояние лексико-грамматического строя речи:

- отсутствие нарушений лексико-граматического строя
речи — 2 балла;

- нерезко выраженное лексико-грамматическое недоразви­тие — 1 балл;

- нарушение лексико-грамматического строя речи — 0 бал­лов.

Итоговый показатель устноречевой готовности определяется исходя из среднего арифметического (баллы-оценки каждого зада­ния суммируются, и полученная сумма делится на 3 — количество заданий) и соответствует:

2 балла — оптимальному уровню устноречевой готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи;

1 балл — допустимому уровню;

О баллов — критическому.

Наши рекомендации