Консервируем овощи и фрукты
СОДЕРЖАНИЕ
Зрительные ориентиры
Предметные картинки
Что сначала, что потом?
Вершки и корешки
Что снаружи, что внутри?
Подбери к предмету часть
Что за чем?
Четвертый лишний
Составь целое из частей
Консервируем овощи и фрукты
Дидактический цветок
Чей силуэт?
Пересеченные контуры
Что заслонили?
Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаем вашему вниманию дидактические и развивающие игры для детей 4 — 7 лет, которые помогут детям развить внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь. Весь материал подобран по дидактическим темам «Овощи — фрукты». Игры позволят расширить кругозор ребенка, представления о растениях окружающего мира, научат классифицировать, обобщать, сравнивать, анализировать, ориентироваться в пространстве на малой плоскости. Игры представлены в нескольких вариантах, составлены по принципу «от простого к сложному». Играть можно как с группой детей, так и с одним ребенком.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Цель: снять статическое напряжение, зрительное утомление, нервную возбудимость.
Зрительные ориентиры представляют собой ряд ярких, крупных предметных картинок (листы № 1,2, 3) отражающих дидактическую тему.
Картинки развешиваются на верхней части стены между окнами, наддверями.
Педагог предлагает детям встать и найти в пространстве нужную картинку, перевести взгляд на другую и т. д.
ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ
Цели: уточнить представления детей о предметах окружающего мира; учить составлять описательные загадки о предметах.
В игре участвует подгруппа детей. Можно проводить игру индивидуально.
Перед началом игры вырежьте предметные картинки (лист № 4) по контуру. Можно наклеить картинки на мягкую ворсистую ткань (фланель) или бархатную бумагу, что позволит использовать картинки для демонстрации на фланелеграфе.
/вариант
Картинки раздаются играющим поровну, ведущий описывает каждый предмет, не называя его. Рассказывая об овоще или фрукте, ведущий использует алгоритм, указывая на цвет, форму предмета, его вкус. Играющие должны угадать по описанию предмет, и тот, у кого находится картинка, поднимает ее.
// вариант
На столе и фланелеграфе выкладываются предметные картинки в горизонтальном или вертикальном расположении. Детям дается задание: перечислить картинки в направлении сверху вниз (снизу вверх; справа налево; слева направо). Можно дать задание сосчитать картинки; указать порядковый номер предмета, если считать в направлении справа налево (слева направо).
Ill вариант «Угадай, чего не стало»
На столе (фланелеграфе) демонстрируются предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Детям предлагают внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем дети закрывают глаза. В это время ведущий убирает одну из картинок, приговаривая: «1, 2, 3 — смотри!». По команде «Смотри!» дети открывают глаза. Им нужно угадать, какой картинки не стало.
IVвариант «Угадай, что изменилось»
Перед детьми на столе или фланелеграфе выставлены картинки с изображением овощей или фруктов (в горизонтальном или вертикальном направлении).
Усложнение: картинки выставлены в пространственном расположении (в верхнем правом углу; в нижнем левом углу; в верхнем левом углу; в нижнем правом углу; на середине фланелеграфа). Можно расположить картинки на середине верхней (нижней, правой, левой)стороны.
Ведущий задает вопрос: «Где находится морковка?» (В правом верхнем углу.) «Что расположено на середине правой стороны?» и т. д.
Затем дети закрывают глаза. В этот момент ведущий меняет местами картинку (с усложнением — 2—3 картинки). Дети расставляют картинки в нужном порядке.
ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?
Цели: обучать детей способности узнавать растения, представленные для восприятия, на разных стадиях роста; учить детей делать умозаключения, анализировать, обобщать, классифицировать предметы; развивать связную речь. Игра проводится с подгруппой детей. Перед началом игры разрежьте лист № 5.
I вариант
Педагог рассказывает детям сказку о превращении семечка в прекрасный плод. Затем выкладывает на столе (фланелеграфе) картинки, изображающие этапы роста растения (огурчика или помидорки) и обращает внимание детей на них.
ЧТО СНАРУЖИ, ЧТО ВНУТРИ? /
Цель: учить детей узнавать овощи и фрукты, представленные для восприятия в разных вариантах, выделять признаки этого опо знания. /
Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей и фруктов, их муляжей. Натуральные овощи и фрукты разрезать пополам и посмотреть, что внутри. Отметить, что есть кожица, мякоть, семечки (косточки). Перед началом игры разрежьте картинки (лист № 7) по линиям.
I вариант
На стол перед детьми ведущий выкладывает все картинки и просит их разложить на 2 группы. В одну сторону дети отбирают изображения овощей, в другую — фруктов. Дети объясняют свой выбор. (Например, яблоко — фрукт, растет на дереве; лук — овощ, растет на грядке.)
// вариант
Педагог демонстрирует картинки с изображением целых овощей и фруктов, просит детей узнать и назвать их. Затем предлагает для рассматривания половинки овощей и фруктов. Дается задание подобрать каждому предмету свою половинку и рассказать, из чего они состоят (кожица, мякоть, семечки (косточки).
III вариант
Педагог выкладывает перед детьми парами предметные картинки с изображением овощей и фруктов (целых и их половинок), допуская при этом ошибки (например, целое яблоко и половинка лимона и т. п.). Дети должны исправить ошибки и помочь друг другу.
TV вариант. «Лото»
Картинки с изображением целых овощей и фруктов перемешивают и раздают детям поровну. Остальные картинки с изображением половинок остаются у ведущего. Ведущий поочередно показывает половинки овощей и фруктов. Дети накладывают половинки на целое изображение. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
ПОДБЕРИ К ПРЕДМЕТУ ЧАСТЬ
Цели: развивать зрительно внимание, память, наблюдательность; совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку в процессе узнавания предмета по его части. В игре может участвовать подгруппа детей, можно заниматься индивидуально. Перед началом игры вырежьте все цветные изображения по контуру (лист № 8). Их можно наклеить на фланель (мягкую ворсистую ткань) для демонстрации на фланелеграфе. По пунктирной линии вырежьте часть овощей и фруктов.
/ вариант
На стол перед детьми (или на фланелеграф) педагог выкладывает цветные картинки с недостающей частью и просит детей назвать овощи и фрукты. Затем выкладываются недостающие части. Из ряда предложенных частей ребенок должен найти нужную и правильно приложить к изображению. Усложнение: каждую частичку можно дополнительно разрезать еще раз.
II вариант. «Лото»
Все участники игры набирают равное количество картинок с изображением овощей и фруктов. Недостающие части остаются у ведущего. Ведущий поочередно показывает части, спрашивая: «Чья это?» Ребенок прикладывает часть к предмету. Выигрывает тот, кто правильно справится с заданием.
ЧТО ЗА ЧЕМ?
Цели: развивать логическое мышление; формировать и закреплять умение целостно, детально и последовательно воспринимать изображение предмета. В игру могут играть 1—2 ребенка. Перед началом игры вырежьте картинки (№ 9) по пунктиру.
/вариант
Педагог предлагает внимательно рассмотреть 4 картинки одного предмета, узнать и назвать его. Разложить в нужной последовательности производимых действий.
// вариант
Переддетьми педагог выкладывает картинки, предварительно перепутав их. Дается задание внимательно рассмотреть и исправить ошибку, объяснить ее.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Цели: упражнять детей в группировке предметов методом исключения, в умении сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов; тренировать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве на малой плоскости.
Перед началом игры разрежьте лист № 10 по пунктирной линии пополам. В игре могут участвовать 1 —4 ребенка.
/вариант
Детям предлагают внимательно рассмотреть цветные изображения на карточке и назвать их. Дается задание: закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным, объяснить, почему.
II вариант
Педагог демонстрирует перед детьми одну карточку, просит детей запомнить овощи и фрукты, изображенные на ней, и их расположение. Затем дети закрывают глаза. И в этот момент педагог закрывает одну из цветных картинок. Дети должны отгадать, какой предмет закрыт и где он расположен (в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.).
/// вариант
Педагог может дать задание на обводку по контуру через кальку, указав на место расположения предмета на данной карточке. Например: обведи предмет, который находится в правом нижнем углу, и т. д.
СОСТАВЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ
Цели: расширять представления детей об объектах окружающего мира; развивать зрительно-моторную координацию. Перед началом игры разрежьте по линиям. Каждую картинку разрежьте на части, как показано на рисунке. Если вашему малышу 3 года, то достаточно разделить картинки на 3—4 части. Чем старше ребенок, тем больше количество частей.
/ вариант
Предложите ребенку с опорой на образец составить целое изображение из частей.
// вариант
Перед началом игры перемешайте все части предметных картинок. Дается задание: «Отобрать части, характерные для определенного изображения. Составить целое изображение».
III вариант
Можно предложить игру соревновательного характера. Ребенку предлагают собрать картинку за определенное время (использовать песочные часы). Дается команда: «Внимание, на старт!».
КОНСЕРВИРУЕМ ОВОЩИ И ФРУКТЫ
Цели: формировать умение зрительно соотносить предметы по размеру (большое — к большому; маленькое — к маленькому); закрепить понятие круглой и овальной формы; активизировать словарь за счет слов: большой, маленький, средний; развивать зрительно-моторную координацию. В игре могут участвовать 1 —3 ребенка. Перед началом игры вырежьте по контуру предметы, представленные на листе № 12.
/ вариант
Педагог перед ребенком выкладывает банки трех размеров (большую, среднюю и маленькую), просит показать и назвать банки по размеру. Обращает внимание на фрукты (овощи), которые тоже имеют разный размер. Перед выполнением задания дается игровая мотивация: помочь маме правильно разложить яблоки (огурцы) по банкам, соотнося предметы по размеру. Взрослый контролирует правильность выполнения задания.
// вариант
Педагог выкладывает на стол 3 банки разного размера. В банках огурцы или яблоки разложены не по размеру. Надо найти ошибку взрослого и исправить ее, разложив предметы правильно, по размеру. После выполнения задания взрослый акцентирует внимание детей на то, что предметы по форме разные: одни овальной формы, другие — круглой. Просит вспомнить и назвать овощи (фрукты) таких же форм. Можно предложить задание сосчитать большие предметы, маленькие; где больше предметов, а где меньше.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК
Цели: формировать умение отличать овощ от фрукта; развивать память, логическое мышление. В игре могут участвовать 2—4 ребенка. Перед началом игры вырежьте все детали.
/вариант
Предложите детям рассмотреть картинки и назвать их. Каждый участник игры выбирает себе круглую картинку — серединку будущего цветка. Игра проводится по типу «лото». Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному родовому понятию (либо овощи, либо фрукты).
// вариант
Перед детьми на столе выложены дидактические цветки, но лепестки к серединкам подобраны неправильно. Детям дается задание найти и исправить ошибки ведущего.
ЧЕЙ СИЛУЭТ?
Цели: развивать зрительно-пространственную ориентировку, воображение; активизировать внимание и зрительную память детей путем сличения предмета с его силуэтом и нахождения пар «предмет — силуэт» при наличии «спорных» изображений.
В игре может участвовать подгруппа детей. Прежде чем приступить к выполнению этого игрового упражнения, взрослый объясняет детям логическое значение слова «силуэт» (одно темное изображение чего-либо на фоне другого цвета). Разрежьте картинку по горизонтали.
I вариант
Карточка с четырьмя изображениями кладется перед ребенком или демонстрируется подгруппе детей. При этом силуэтное изображение закрыто.
Взрослый просит назвать предметы на картинке. Затем силуэт открывается и педагог просит детей узнать, на какой овощ (фрукт) он похож, объяснить свой выбор.Можно предложить сосчитать количество цветных изображений, спросить, на каком по счету месте находится, например, редиска, если считать в направлении слева направо; между какими предметами нарисована свекла и др.
// вариант
Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и назвать их, затем наложить на цветные изображения кальку (прозрачную бумагу), закрепить ее скрепками. Педагог дает задание обвести все цветные предметы по контуру и заштриховать каждое контурное изображение в заданном направлении .
ПЕРЕСЕЧЕННЫЕ КОНТУРЫ
Цели: учить различать контурные изображения предметов, наложенных друг на друга; развивать глазодвигательную систему. Перед началом игры разрежьте лист № 15 по пунктирной линии пополам.
I вариант
Детям предъявляют для опознания набор, включающий 4 контурных изображения овощей или фруктов. Ребенку предлагают рассмотреть контуры предметов и назвать их.
II вариант
Каждому игроку дается картинка с контурными изображениями овощей или фруктов. Предметные картинки с листа № 4 выкладываются отдельно на столе или фланелеграфе. Детям предлагают подобрать цветную картинку к каждому контурному изображению, выложив ее рядом с предложенной карточкой.
/// вариант
Предложите детям обвести пальцем поочередно все контурные изображения.
Если выполнение задания не вызывает затруднения, то предложите перевести каждый предмет через кальку. Можно использовать цветные фломастеры (свой цвет для каждого контура). В этом задании ребенку необходима помощь взрослого.
IV вариант
Можно предложить перевести на кальку (прозрачную бумагу) каждое контурное изображение отдельно друг от друга, заштриховать его или раскрасить в нужный цвет.
ЧТО ЗАСЛОНИЛИ?
Цели: формировать умение применять основные способы восприятия глубины пространства в познавательной и практической деятельности; развивать глазомер.
Можно играть с подгруппой детей и индивидуально. Перед началом игры разрежьте лист № 16 по пунктиру.
I вариант
Предложите детям рассмотреть картинку, узнать и назвать овощи (фрукты), изображенные на ней. Спросите, какой предмет самый крупный (большой), средний по размеру, маленький. Какой формы предмет? Какой овощ нарисован на первом плане (на втором)? Что они заслоняют? Что изображено на последнем плане?
II вариант
Предложите детям наложить на изображение кальку (прозрачную бумагу) и перевести на нее изображенные предметы. В этом задании ребенку необходима помощь взрослого.
III вариант
Предложите перевести на кальку любой заслоненный предмет. Дайте задание дорисовать недостающую часть.