Лучшие проекты для улучшения социальной жизни Уйского района получат дальнейшую поддержку для реализации отделом по делам молодежи!
П О Л О Ж Е Н И Е
о районном конкурсе социальных проектов «Перспектива»
- Цели и задачи.
Цели:Поддержка социальных и общественных инициатив молодых людей. Вовлечение обучающихся образовательных организаций в общественно-полезную социальную практику, формирование у них активной гражданской позиции.
Задачи:
- Привлечение внимания обучающихся к решению актуальных социальных проблем местного сообщества.
- Освоение обучающимися новых форм поиска, обработки и анализа разнородной информации, умений эффективного сотрудничества в команде.
- Приобретение обучающимися умений социально сотрудничества, конструктивного взаимодействия с группами граждан, различными уровнями власти и общественными организациями.
- Выявление и поддержка лучших детских проектов, педагогических инициатив в области социального проектирования.
- Содействие социальной адаптации, формированию патриотических чувств и гражданской ответственности обучающихся.
2. Организаторы районного конкурса социальных проектов «Перспектива» (далее – конкурса) : МКУ «Комитет по культуре».
3. Участники акции:
В акции принимают участие обучающиеся образовательных организаций, детских и молодежных общественных организаций в возрасте 11-18 лет по двум возрастным группам 11 -14 лет и 15 -18 лет.
Участниками акции являются команды обучающихся, которые разработали или реализовали социальный проект в период с сентября 2016 года по ноябрь 2016 года.
4. Порядок проведения конкурса:
Конкурс проводится 9 декабря 2016 г., до 2 декабря 2016 года проходит предварительный отбор работ.
9 декабря 2016 года в 15 - 00 команды приглашаются на защиту проектов в ДК «Колос» с. Уйское ул. Ленина 22.
Работы не возвращаются и не рецензируются.
Тематические направления проектов:
1. Решение актуальных проблем образовательной организации.
2. Благоустройство своей малой родины – Уйского района.
3. Конструктивное решение актуальной проблемы местного значения.
4. Решение актуальной экологической проблемы.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
6. Патриотическое воспитание.
7. Толерантность и межкультурное взаимодействие.
8. Забота о людях и милосердие.
9. Гражданская инициатива и предприимчивость.
10. Решение проблем молодёжи.
11. Сохранение культурных традиций и исторической памяти.
Принимая участие в конкурсе, команда при поддержке педагогов выявляет, формулирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для образовательной организации, села, района, города, области, страны.
При разработке социального проекта рекомендуется использовать методику работы команд над социальными проектами (Приложение №3).
Исследуя сущность проблемы, команда собирает информацию, на основе которой разрабатывается и реализуется социальный проект, который впоследствии предоставляется на конкурс.
На конкурс участники представляют папку документов, которая могут включать в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы и отражает основные этапы работы команды по разработке и реализации социального проекта в логической и хронологической последовательности.
Материалы в папке распределяются по 4 основным разделам проекта:
1. Актуальность и важность данной проблемы для села, района, региона.
2. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
3. Программа действий, которую предлагает данная команда.
4. Реализация плана действий команды.
Работа над проектом завершается устной презентацией, где участники должны продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение компетентно представить вариант собственного ее решения, аргументировано отвечать на вопросы, рассказать о практических результатах своей деятельности.
Во время устной презентации социального проекта участники конкурса представляют свою защиту посредствам презентации в PowerPoint или на листах ватмана А1.
В качестве визуального дополнения может быть использовано мультимедийное сопровождение проекта в количестве слайдов не более 15, не дублирующее выступление команды, а позволяющее наглядно продемонстрировать наиболее важные аспекты деятельности проектной группы. Демонстрационные материалы по проекту выполняются в программе “Power Point”.
Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям:
1. Актуальность избранной темы и социальная значимость.
2. Анализ разнообразных источников информации по выбранной теме.
3. Юридическая правомерность предложений и действий команды в ходе проектной деятельности.
4. Ресурсное обоснование и реалистичность проекта.
5. Взаимодействие с государственными органами, социальными партнерами, организациями и группами граждан.
6. Нацеленность на достижение практического результата, эффективность действий по реализации социального проекта.
На конкурс не допускаются конкурсные материалы:
- не соответствующие целям и задачам акции (не связанные с анализом и решением конкретных социальных проблем);
- не соответствующие требованиям к оформлению социальных проектов;
Жюри конкурса формируется из специалистов отдела образования, отдела культуры, администрации района.
5. Награждение победителей конкурса:
Победители районного конкурса награждаются дипломами Администрации Уйского района и ценными подарками в каждой возрастной группе (общее награждение по результатам защиты 1,2,3 место). Жюри оставляет за собой право учредить специальные призы.
Финансирование:
Расходы связанные с награждением победителей несет МКУ «Комитет по культуре», расходы связанные с доставкой участников несут образовательные организации.
Лучшие проекты для улучшения социальной жизни Уйского района получат дальнейшую поддержку для реализации отделом по делам молодежи!
Справки:
89080806717, МКУ «Комитет по культуре», Малков Иван Сергеевич
Приложение №3
Методика работы команд
над социальными проектами
1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом
Ее целью является проверка знаний и умений обучающимися, необходимых для социально-значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.
В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания обучающихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления обучающихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).
2 стадия. Выбор проблемы
Здесь обучающимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблемы и школьники, перебрав каждый из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти ветеранов, благоустройство и инфраструктура и др.), выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения злободневного вопроса.
В целях соотнесения своих представлении о наиболее актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования определенного контингента респондентов.
Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной?
Необходимо, чтобы обучающиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории.
Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, учащиеся соответственно разделяется на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.
3 стадия. Сбор и анализ информации
В рамках этой деятельности обучающимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
Одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы. Другая группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данной вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Следующая – занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.
Еще одна группа входит во взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел в данной местности по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
Итогом работы должна стать отобранная, доступная обучающимся информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы
Основной задачей этой стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта. Поэтому команде предстоит разработать такой план деятельности, который бы отвечал следующим показателям:
¨ Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и др.);
¨ Определенные временные рамки;
¨ Простота реализации, посильность исполнения;
¨ Наличие необходимых ресурсов;
¨ Наличие определенного опыта;
¨ Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта;
¨ Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров, спонсоров, работников СМИ и др.
Это трудоемкий этап работы, потому что обучающиеся должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мертвой точки» нерешенную пока проблему.
На этой стадии команда дает свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то властной структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров.
План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.
5 стадия. Реализация плана действий команды обучающихся
Данная стадия, предполагает, что школьники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы.
В этих целях возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.).
С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.
6 стадия. Подготовка к защите проекта
На этом этапе идет работа по оформлению материала.
Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.
В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах.
Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.
Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарии выступления учащихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
7 стадия. Презентация проекта
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где обучающиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.
8 стадия. Рефлексия
Главная цель этого этапа – анализ самими обучающимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.