Воспитательный потенциал семьи
Современные семьи настолько разнообразны и самобытны (независимы или почти независимы от внешних регламентаций и ограничений), что говорить о семье вообще – это значит говорить ни о чем. Разговор о семье наполняется содержанием, если анализу подвергаются типы семей.
Существует множество типологий семьи. Поскольку нас интересует воспитательный потенциал, то семьи могут быть разделены по тому влиянию, которое они оказывают на социализацию детей – позитивному или негативному. То есть выделяются семьи, в которых созданы благоприятные условия для вхождения ребенка в социум и культуру, и семьи, где такие условия не созданы, где возникают преграды и помехи нормальной социализации ребенка. Семей с однозначно негативным или однозначно позитивным влиянием на социализацию ребенка, по-видимому, не существует или они крайне редки, поэтому имеет смысл обозначить специфику типов через доминанты:
- семьи с преимущественно позитивным влиянием на социализацию ребенка;
- семьи с преимущественно негативным влиянием на социализацию ребенка.
Еще одно важное с воспитательной точки зрения различение – тяготеет ли семья в процессе социализации ребенка к прямым влияниям (ведущие принципы таких семей «мы отвечаем за всё», «всё сами», «лицом к лицу») или к косвенным (в таких семьях родители в контактах с ребенком, как правило, прибегают к помощи посредников – реальных (например, кружки, секции, школа, группа друзей и т.п.) и виртуальных (литература, искусство и т.п.)).
Соответственно, можно выделить четыре типа семей:
- семьи с преимущественно прямым позитивным влиянием на социализацию ребенка;
- семьи с преимущественно косвенным позитивным влиянием на социализацию ребенка;
- семьи с преимущественно прямым негативным влиянием на социализацию ребенка;
- семьи с преимущественно косвенным негативным влиянием на социализацию ребенка.
Однако, по-видимому, прав Л.Н. Толстой, полагая, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Описание как самостоятельных типов семей с прямым или косвенным негативным влиянием на социализацию ребенка оказалось делом вполне реальным, тогда как аналогичная попытка в отношении семей с позитивным влиянием натолкнулась на своеобразное сопротивление материала.
Таким образом, анализ воспитательного потенциала осуществлен в отношении трех типов семей:
- семьи с преимущественно позитивным влиянием на социализацию ребенка;
- семьи с преимущественно прямым негативным влиянием на социализацию ребенка;
- семьи с преимущественно косвенным негативным влиянием на социализацию ребенка.
В представленных ниже аналитических материалах отсутствует описание концептуального компонента воспитательного потенциала семьи. Дело в том, что ключевые идеи и умозрительные конструкты, которыми руководствуется семья в воспитании детей, являются имплицитными – невыраженными, подразумеваемыми. На сегодняшний день мы не располагаем исследовательскими материалами, которые позволили бы нам адекватно прояснить данный аспект жизни семьи.
Воспитательный потенциал семей спреимущественно позитивным влиянием на социализацию ребенка
Аксиологический компонент. Обнаружить отличия среди «счастливых семей», действительно во многом похожих друг на друга, можно именно в ценностном ракурсе.
Выделяются:
- семьи с доминантой религиозных ценностей (христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и др.). Высшей ценностью в таких семьях признана вера в Бога. Ценности культуры, общественной и частной жизни рассматриваются сквозь призму того, насколько они приближают или удаляют человека от высшей ценности;
- семьи с доминантой светско-гуманистических ценностей. Высшая ценность в этих семьях – ценность Человека как существа, не нуждающегося во внешнем оправдании, творца культуры и субъекта истории. А главное, что воспитывается в детях – доброе, заботливое отношение к другим людям, гуманность и альтруизм, устремленность к свободе и знанию, труду и творчеству;
- семьи с доминантой прагматических (широко практицистских) ценностей. Эти семьи во главу угла ставят ценности делового успеха, профессионального и карьерного роста, материального благополучия и финансовой независимости. При этом детям прививается уважительное отношение к чужому успеху и достижениям, чувство здоровой конкуренции. Впрочем, не обходится без некоторой доли недоверия, скепсиса в отношении людей, которые идут по жизни иными путями;
- семьи с доминантой утилитарных (узко практицистских) ценностей. Интересы и ценности таких семей замкнуты на самих себя, на воспроизводство сложившегося образа жизни. Идеал жизнедеятельности членов таких семей – делать то, что полезно и привычно для семьи, руководствуясь при этом не высшими ценностями и рациональными соображениями, а рассудком и здравым смыслом. Члены семьи живут своим «мирком», доморощенными нормами, правилами, образцами, которые, впрочем, не противоречат социально одобряемым;
- семьи с доминантой гедонистических ценностей. Получение удовольствия от жизни, необременительная работа (учеба), веселый и разнообразный досуг, бытовой комфорт – вот что прежде всего ценится в таких семьях. При этом все эти устремления «разумно эгоистичны» – не желают зла другим, не используют их как средство для достижения собственных целей, потребление удовольствий и благ не носит здесь стяжательского характера.
Телеологический компонент. Цели воспитания в семьях с доминантой религиозных ценностей – воцерковление ребенка (введение его в жизнь религиозной общины), формирование у него стремления и способности к «религиозному служению в безрелигиозном обществе».
Цель воспитания в семьях с доминантой светско-гуманистических ценностей – всестороннее (по меньшей мере, разностороннее) гармоническое развитие личности ребенка, формирование у него стремления и способности к саморазвитию и самореализации на благо себя, своей семьи, общества.
В семьях с доминантой прагматических ценностей у детей в первую очередь формируют готовность и способность добиваться практически значимых результатов в любой деятельности, предприимчивость, лидерские качества. Приветствуются честолюбивые жизненные планы, активное и индивидуально полезное участие в общественной и профессиональной жизни.
Главное, чего ждут от детей в семьях с доминантой утилитарных ценностей, – послушания и исполнительности, сохранения утвердившегося в семье порядка вещей, повторения в общем и целом жизненного пути родителей. Поиски своего предназначения, забота о неблизких других, честолюбивые жизненные планы не приветствуются по причине их «бесполезности» и «беспокойности» для повседневного бытования.
Специфика целеполагания семей с доминантой гедонистических ценностей – желание сформировать у ребенка способность получать удовольствие от жизни, вести беспроблемное существование, необременительное для него самого и окружающих.
Методический компонент. Методы и формы воспитания в религиозных семьях напрямую связаны с методами и формами воспитательной деятельности той религиозной общины, к которой принадлежит семья. Основу методического арсенала составляют домашняя молитва, совместное участие всех членов семьи в повседневной жизни религиозной общины, в религиозных обрядах и празднованиях, следование религиозным и народным традициям.
В семьях с доминантой светско-гуманистических ценностей используется весь методический арсенал гуманистической педагогики: эмпатическое и рефлексивное слушание, убеждение, самопродвижение, пробуждение у ребенка импульса к подражанию родителям, эмоциональное заражение, просьба и др. Активно используются воспитательные возможности позитивных социальных сред, искусства, науки, спорта. Родители стремятся к практическому воплощению правила «трех П»: признания, понимания и принятия ребенка.
Семьи с доминантой прагматических ценностей предпочитают такие методы воспитания, как убеждение, самопродвижение, пробуждение импульса к подражанию, внушение, требование; довольно часто используются конструктивная манипуляция, материальное поощрение за успехи.
В утилитарно ориентированных семьях доминируют такие воспитательные методы, как внушение, манипуляция (как конструктивная, так и рискованная), требование; используются традиционалистские варианты поощрений и наказаний.
Излюбленные методы воспитания семей с доминантой гедонистических ценностей – это эмоциональное заражение, внушение, пробуждение у ребенка импульса к подражанию родителям, манипуляция в ее простейших формах. Родители в таких семьях нередко чрезмерно балуют детей (неадекватное поощрение), что повышает риск зависимости, несамостоятельности детей, делает их неспособными противостоять соблазнам современной жизни.
Интерактивный компонент. Семьи с доминантой религиозных ценностей довольно осторожны и избирательны в своих контактах с другими социальными субъектами, особенно религиозно индифферентными. Однако если контрагенты вызывают у религиозно ориентированной семьи доверие, она может стать как просто надежным партнером, так и ценным посредником в отношениях с близкой ей религиозной общиной (организацией).
Семьи с доминантой светско-гуманистических ценностей максимально открыты к взаимодействию с просоциальными общественными субъектами, способны выступать инициаторами партнерства в сфере воспитания, безусловно поддерживать позитивные и противостоять негативным тенденциям в развитии социальных контактов по вопросам воспитания.
Прагматически ориентированные семьи в меньшей степени, чем светско-гуманистические, но все-таки тоже открыты к конструктивному социальному взаимодействию в сфере воспитания. Оно их интересует, в первую очередь, той пользой, которую может принести семье. Впрочем, им не чужды и интересы контрагентов. Семьи, относящиеся к данному типу, придают межсубъектным отношениям деловой, целесообразный и взаимообязывающий характер.
Семьи с преимущественно утилитарными ценностями не видят особой необходимости во взаимодействии с другими социальными субъектами по вопросам воспитания. Присущая им «зацикленность» на собственных, доморощенных нормах, правилах, образцах затрудняет их участие в договорных отношениях. Конечно, их можно втянуть в эти отношения, но они предпочтут быть не партнерами, а наблюдателями, сочувствующими другим, но не разделяющими с ними ответственность.
Гедонистически ориентированные семьи также могут быть благосклонны, снисходительны к взаимодействию с другими социальными субъектами в сфере воспитания, но при этом постараются избежать какой-либо ответственности. Однако, в отличие от предыдущего типа семей, эти семьи можно увлечь идеей и практикой воспитательного партнерства, особенно в вопросах организации досуга детей, создания комфортной среды, положительного эмоционального микроклимата и т.п.
Воспитательный потенциал семей с преимущественно прямым негативным влиянием на социализацию ребенка
Аксиологический компонент. Семьи с прямым негативным влиянием на социализацию ребенка демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации. К этому типу семей можно отнести семьи с криминальными и стяжательскими ценностными ориентациями.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют семьи с криминальными ценностями. Жестко опираясь на принципы «человек человеку волк» и «сильный всегда прав», родители поощряют детей к воровству, проституции, торговле наркотиками и т.п. В этих семьях торжествует культ грубой силы, презрительное отношение к человеческой жизни. Жизнь детей из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании зачастую находится под угрозой.
Семьи с откровенными стяжательскими ориентациями не толкают детей на путь прямого конфликта с законом. Однако, живя по принципу «цель оправдывает средства», родители всячески поощряют, стимулируют в детях корысть, стремление к наживе, умение играть на слабостях других, изворотливость, презрение к общественным нормам и ценностям, цинизм. Внешне обстановка в стяжательских семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни – достаточно высоким, но духовная атмосфера проникнута имморализмом.
Телеологический компонент. Семьи с прямым негативным влиянием на социализацию ребенка довольно внятно, хотя и не всегда открыто, формулируют цели воспитания. В случае семьи с криминальными ценностными ориентациями – это формирование «сильной» личности, способной подавлять и подчинять себе других людей, презирающей закон и общепринятую мораль, способной занять заметное место в иерархии антиобщественных, криминальных деятелей (или напротив, если характер ребенка слаб, а способности ограничены, формирование криминальной «пешки», «шестерки», обслуживающей интересы преступного сообщества). В случае семьи со стяжательскими ориентациями – это формирование «дельца», способного устроить жизнь так, чтобы стать в ней главным. Подтолкнуть падающего, услужить сильному, унизить слабого, обмануть доверчивого, обесчестить честного, высмеять искреннего – вот чему учат детей в таких семьях.
Методический компонент. Методы воспитания, культивируемые в семьях с криминальными ценностными ориентациями – прямое давление, физическое и психологическое насилие, принуждение (прямое, а также в сочетании «кнута и пряника»), прямое внушение безальтернативности криминального пути для ребенка, циничная манипуляция, жесткое требование.
Для семей со стяжательскими ценностями характерны такие воспитательные методы, как разного рода изощренные манипуляции, внушение, эмоциональное заражение, пробуждение у ребенка импульса к подражанию взрослым членам семьи (личный пример), игнорирование.
Интерактивный компонент. Семьи с прямым негативным влиянием на детскую социализацию крайне неохотно идут на какие-либо контакты с просоциальными субъектами и институтами.
В отношении семей с криминальными ориентациями необходимо прямое вмешательство государственных и конструктивных общественных сил, ограничение или лишение родительских прав, перевод детей на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных сообществ.
Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями из стяжательских семей, как правило, нет формального повода для принятия решения об ограничении или лишении их родительских прав: налицо высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей опекать своих детей. По отношению к таким родителям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципе «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые довольно наглядно отражают внутренний мир родителей, происходит переосмысление матерями и отцами своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их временная удаленность; прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности ребенка.
Представляется, что втягивание стяжательски ориентированных семей в диалог конструктивных общественных сил, хотя бы в позиции наблюдателей, также может способствовать положительным изменениям в них.
Воспитательный потенциал семей с преимущественно косвенным негативным влиянием на социализацию ребенка
Этот тип семей представлен так называемыми конфликтными семьями, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельными семьями с низкой психолого-педагогической культурой родителей, непродуктивным стилем детско-родительских отношений.
В конфликтной семье по разным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Данные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенный тон общения, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия.
Педагогически несостоятельные семьи характеризуются тем, что при относительно благоприятных условиях (устойчивая семейная атмосфера, родители, ведущие нормальный образ жизни и проявляющие заботу о детях), все-таки неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей.
Аксиологический компонент. В конфликтных семьях, как правило, имеет место острое несовпадение ценностей мужа и жены. Иногда источник ценностного конфликта находится не внутри семьи, а в ее ближайшем окружении (например, у родителей мужа или жены есть претензии к семейной жизни их «чада»), а муж и жена под сторонним давлением просто не в состоянии выработать общее ценностное поле. В любом случае ребенок в такой семье оказывается в эпицентре ценностного разлада, и либо «прикрепляется» к ценностям одного из родителей, либо вообще отказывается от ценностного самоопределения внутри семьи.
В педагогически несостоятельных семьях наличие положительных семейных ценностей возможно. Но эти ценности либо аморфны, не вполне ясны для взрослых и не вычитываются ребенком из контекста семейной жизни. Либо эти ценности неустойчивы, ситуативны, ребенок не успевает их усваивать и, в конечном счете, считает чем-то маловажным. Либо ценности декларативны, не имеют практического воплощения и тем самым не вызывают доверия у ребенка.
Телеологический компонент. Здесь практически один в один повторяется ситуация с ценностями. В конфликтных семьях у супругов обостренно не совпадают цели воспитания собственных детей. В педагогически несостоятельных семьях воспитательные цели и задачи либо аморфны, либо ситуативны, либо сугубо декларативны.
Методический компонент. В конфликтных семьях супруги склонны прибегать к взаимоисключающим методам и формам воспитания детей, пытаясь доказать, что только выбор одного из них является верным, а другой ошибается. Ребенок либо оказывается страдающим участником семейной жизни, либо научается играть на противоречиях родителей, но в любом случае он – заложник, разменная карта родительского противостояния.
Для педагогически несостоятельных семей характерно «шараханье» от одних способов воспитания к другим: они пытаются выстраивать отношения с ребенком то в жестко-авторитарном стиле, то в педантично-подозрительном, то в увещевательном, отстраненно-равнодушном, попустительском и т.д. На этом пути неизбежно совершается большое количество ошибок, формируется тяжелая морально-психологическая атмосфера, что, в конечном счете, приводит к утрате воспитательной роли семьи, ее неспособности противостоять деструктивным влияниям извне.
Интерактивный компонент. Семьи с косвенным негативным влиянием на детскую социализацию, при всех своих издержках, все-таки открыты к взаимодействию с конструктивными общественными субъектами.
Как правило, родители из педагогически несостоятельных семей осознают свои проблемы и трудности, но, чувствуя неспособность преодолеть их собственными силами, обращаются за помощью к специалистам в надежде понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или других конфликтов.
Тот, кто вступает во взаимодействие с конфликтными семьями, по сути дела должен выполнять психотерапевтические функции: в беседах с родителями необходимо внимательно выслушивать обе стороны, пытаясь по возможности погасить недовольство супругов друг другом, выявлять причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов, прежде всего, на основе интересов ребенка. Но эти функции следует осуществлять максимально конфиденциально, избегая какой-либо публичности.