Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.
Понятие «воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.
Однако их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса. Человек наследует социальные ценности тогда, когда он входит в состав какого-то сообщества людей, т.е. социума, и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и выполняемые в них людьми социальные роли.
Социум (сфера жизнедеятельности) | Социальные роли |
Семья (семейная сфера жизнедеятельности) | Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя |
Трудовой коллектив (профессионально-трудовая сфера жизнедеятельности) | Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая |
Общество (общественная сфера деятельности) | Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая |
Мир (геосоциальная сфера жизнедеятельности) | Геосоциальная Интернациональная |
Я – сфера (эгосфера) | Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая |
Осваивая роль (а точнее — систему ролей) в перечисленных социумах, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, — семьянином, способным выполнить сыновне-дочерний долг, супругом, воспитателем своих детей; профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, совершая ее по законам экономической целесообразности, участвуя в коллективном самоуправлении и при этом обладая нужной коммуникативной культурой, облагораживающей трудовой процесс; гражданином страны с его высокой патриотической, национально-интернациональной, классово-интерклассовой, политической, правовой, нравственной и экологической культурой; гражданином мира с высокой геосоциальной и интерсоциальной культурой; саморегулирующейся системой в эгосфере, обладающей способностью к регулированию своих потребностей, к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению своими психическими состояниями и намерениями в достижении поставленных целей. Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, он развивает и формирует свое сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью. «Личность, — по утверждению Н.М. Таланчука, — это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». А следовательно воспитание рассматривается как процесс человековедения (человековедение — значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Такой подход к определению понятий «личность» и «воспитание» и соответствующее им понимание процесса становления и дальнейшего развития человека обусловили название концепции воспитания «Системно-ролевая теория формирования личности».
Цель воспитания. Интересными представляются взгляды казанского профессора на цели и задачи воспитательной деятельности. В них сочетаются как традиционные, так и новые воззрения на целевые ориентиры процесса воспитания. Он убежден, что цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей профессор Н.М. Таланчук подчеркивает «Вся окружающая нас природа и человек как ее часть существуют и развиваются по закону гармонии, и в том обществе, в котором этот закон соблюдается, личность обретает нужную гармонию. Закон гармонии есть основа человеческой жизни, и лишь исходя из него, из объективного социогенеза, можно понять истинную миссию человека в жизни, цель его воспитания».
Продолжая свои рассуждения о гармонии в природном и социальном мире, он приходит к выводу, что гармония личности – это мера, уровень освоения и выполнения ею системы социальных ролей. Гармоничным может и должен быть человек в любом возрасте: и дитя, и подросток, и юноша, и зрелый человек, и старик. В каждом возрасте существует определенная возможность освоения и выполнения социальных ролей, и мера соответствия этой возможности реальному достижению и есть показатель этой гармонии. Следовательно, воспитание гармонически развитой личности — это не только дальняя перспектива, не только результат, который может быть получен в будущем, но и реальность каждого данного момента. Поэтому задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учетом этапов развития личности. Взаимосвязь выполняемых человеком социальных ролей и воспитательных задач по их освоению можно представить следующим образом:
Социум | Социальные роли | Задачи воспитания и самовоспитания |
Семья | Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя | Формирование супружеской культуры Формирование педагогической культуры Формирование чувства долга и ответственности перед родителями и родными |
Коллектив | Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая | Формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия Формирование экономической культуры Формирование организаторской культуры Формирование коммуникативной культуры Формирование педагогической культуры |
Общество | Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая | Воспитание патриотизма Воспитание национально-интернациональной культуры Формирование политической культуры Воспитание правовой культуры Формирование классово-интерклассовой культуры Воспитание нравственности Формирование экологической культуры |
Мир | Геосоциальная Интренациональная | Формирование геосоциальной и интернациональной культуры (политической, правовой, эстетической, коммуникативной, педагогической, экологической) |
Я – сфера | Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая | Воспитание здоровых материальных потребностей Воспитание духовных потребностей Формирование умений самообразования Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания Формирование знаний, умений и навыков психической саморегуляции Формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их |
Содержание воспитательного процесса. Его основу составляет совокупность социальных ролей и соответствующий им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребенку в том или ином возрасте.
Одним из важнёйших направлений воспитательной деятельности, по мнению Н.М. Таланчука, является педагогическое обеспечение усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. Необходимо помочь ребенку расти достойным сыном или дочерью, развивать у себя чувство родства и ответственности перед своими родителями и родными, способность выполнять свой долг перед ними. Школа, семья и другие социальные институты призваны целенаправленно готовить подрастающие поколения к выполнению супружеских ролей, вырабатывать у каждого юноши и девушки супружескую культуру. Важно, чтобы ребенок, осознавая высокое предназначение человека в жизни — продолжить человеческий род, не понимал его как простое (физическое) воспроизводство людей, а готовил себя к ответственному выполнению отцовско-материнской роли.
Считая учебный коллектив разновидностью трудового, профессор Н.М. Таланчук рассматривает его в качестве очень удобного и эффективного «тренажера» для формирования готовности детей к выполнению социальных ролей в профессиональной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения общественными и профессиональными знаниями, для формирования у детей и подростков экономического мышления. Разумеется педагогам надо позаботиться о развитии самоуправленческих начал в коллективной жизнедеятельности, воспитании у учащихся и студентов организаторского мастерства, коммуникативных умений и навыков, основ педагогической культуры.
Являясь неотъемлемой частью общества, школьное сообщество не может оставаться в стороне от общественных проблем и от работы по формированию готовности детей к выполнению социальных ролей в общественной сфере жизнедеятельности, с полной отдачей выполнять гражданско-патриотическую роль, учащимся необходимо проникнуться чувством любви к Родине, познать ее историю и культуру, увидеть во взаимосвязи ее прошлое и настоящее, ощутить ответственность за судьбу своей страны, приучить себя быть деятельным гражданином своей Отчизны, приумножающим ее богатства, отстаивающим ее честь и независимость. Жизнь показывает, что формирование такой личности не может проходить полноценно без целенаправленной воспитательной работы школы, семьи и других социальных институтов. Школа призвана воспитывать у подрастающих поколений национальное самосознание, гордость, честь, достоинство, формировать национальную культуру, традиции, и одновременно способствовать развитию интернационального самосознания, культуры. Велико значение учебного заведения в подготовке учащейся и студенческой молодежи к освоению нравственной роли, ибо, какие бы законы ни издавались, какие бы политические и социально-экономические преобразования ни намечались, главной действующей силой всегда остается человек с его определенными нравственными убеждениями и отношениями. Без педагогического влияния школы крайне трудно представить процесс формирования правовой и экологической культуры человека.
Профессор Н.М. Таланчук убежден, что составной частью воспитательного процесса в учреждениях образования должно стать интерсоциальное воспитание, т.е. формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов. Это он объясняет следующими причинами:
- во-первых, формирование личности в духе интересах социальных ценностей — это необходимость, имеющая закономерный характер: если человечество хочет выжить, то оно должно прийти к единению на основе общечеловеческих (интернациональных) ценностей, интересов, целей;
— во-вторых, дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального воспитания — это условие его гармонизации и дальнейшего развития, ибо и без всяких доказательств понятно, что воспитательная система, вы строенная только на узкосоциальных ценностях и интересах (именно такой она и была в прошлом), страдает односторонностью, однобокостью, поскольку оторвана от общечеловеческого опыта и прогресса;
- в-третьих, личность, воспитанная на гармонии обще человеческих и конкретно социальных ценностей, сама обладает гармонией, и наоборот, лишенная общечеловеческих начал, дисгармонична по своей сути.
И наконец, эгосфера (Я-сфера), в которой личность в отношении самой себя выполняет определенные роли, и чем выше способность к этому выполнению, тем полноценнее личность, тем гармоничней она. Педагогическое регулирование процесса освоения учащимися социальных ценностей в Я-сфере способствует воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию знаний, умений и навыков самообразования и самовоспитания, развитию творческих способностей, овладению искусством психической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их.
Чтобы педагогу более целенаправленно вести работу по формированию у учащихся готовности и способности полноценно выполнять соответствующие их возрасту социальные роли, следует один из разделов плана воспитательной деятельности составить следующим образом:
Сферы жизнедеятельности учащихся | Ноябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Семья | ||||
Коллектив | ||||
Общество | ||||
Мир | ||||
Я-сфера |
Механизм воспитания Он заключается в целенаправленном исполозвании форм и способов социального наследования по средством оказания псдагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли ребенок сначала интериоризирует (переводит внешнее в свой внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, т.е. как бы их «присваиваем себе, а затем в процессе созидательной деятельности их приумножает.
Действие такого механизма воспитания возможно лишь когда педагог успешно реализует систему воспитательных функций а) диагностическую (изучение учащихся, уровня их воспитанности и воспитуемости, условий и среды воспитания); б) целевой ориентации (выбор воспитательных целей и задач); в) планирования (определение содержания и способов организации воспитательного процесса, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения); г) организаторскую(организационное обеспечение процесса воспитания) д) мобилизационно-побудительную (формирование готовности учащихся к решению поставленных задач); е)коммуникативную(обеспечение психологического контакта и сотрудничества педагога и учащихся); ж) формирующую (перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся); з) контрольно-аналитическую и оценочную (контроль, анализ и: оценка эффективности воспитательных усилий, хода формирования личности); и) координации и коррекции (согласование воспитательных усилии всех участников процесса воспитания и их коррекция); к) совершенствования (творческий поиск новых форм и методов воспитания).
При осуществлении перечисленных функций педагог, как: полагает Н.М. Таланчук, может использовать следующие методы воспитательной деятельности:
1) диагностические (наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации, факторное и лонгитюдное изучение);
2) целеориентационные (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);
3) планирования (структурирование, персонификация, нормирование, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия);
4) организаторские организация коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование);
5) мобилизяционно-побудительные (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение);
6) коммуникативные (выбор опорных позиций, адаптирование отношений и выработка их норм, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество);
7) формирующие (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);
8) контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, сбор и учет данных о качестве воспитания, систематизация, классификация, типизация, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная самооценка);
9) координационно-коррекционные (выбор и выработка единых и персонифицированных требований к учащимся, к организации воспитательной работы, корректирование действий и усилий).
Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников.
Критерий и показатели эффективности воспитательного процесса. Профессор Н.М.Таланчук утверждает, что критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей. Критерии воспитанности личности, по его мнению, производны от социальных ролей, сколько объективно существует присущих человеку социальных ролей, столько и должно быть критериев (см. таблицу).
Социум | Социальные роли | Задачи воспитания и самовоспитания |
Семья | Супружеская Отцовско-материнская Сыновне-дочерняя | Супружеская культура Педагогическая родительская культура Выполнение сьновне-дочернего долга |
Коллектив | Профессионально-трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная Педагогическая | Профессиональное мастерство и компетентность, трудолюбие Экономическая культура Организаторские способности Коммуникативная культура Педагогическая культура в коллективе |
Общество | Патриотическая Национально-интернациональная Политическая Правовая Классово-интерклассовая Нравственная Экологическая | Патриотизм Национально- интернациональная культура Политическая культура Правовая культура Классовая и иитерклассовая культура Этическая культура и нравственный образ жизни Экологическая культура |
Мир | Геосоциальная Интренациональная | Геосоциальная культура Интерсоциальная культура |
Я – сфера | Материально-потребительская Духовно-потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегулятивная Целеутверждающая | Здоровые материальны потребности Развитость духовных потребностей Активность и успешность самообразования Активность и успешность самосовершенствования Развитость творческих, способностей Психосаморегулятивная культура Деловитость |
Оценка эффективности процесса воспитания в соответствии с перечисленными критериями позволяет оценить результативность деятельности педагогов по обеспечению гармоничного развития воспитанников,