II. Педагогика века Просвещения
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
I. Воспитание в первобытном обществе
1. Концепции происхождения воспитания. Их сущность.
2. Этимология слова «воспитание».
3. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.
4. Формы воспитания.
5. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.
6.* Целесообразно ли возродить инициацию в современном обществе и почему?
II. Педагогика Древней Греции и Древнего Рима
- Типы школ.
- Общее и различия спартанской и афинской систем воспитания.
- Раскройте сущность следующих понятий: агеллы, педоном, лаконичная речь, школа грамматиста и кифариста, дидаскалы, педагог, палестра, пятиборье, гимнасии, эфебии, сократические вопросы.
- Цель воспитания по Сократу, Платону, Демокриту, Аристотелю.
- Что нового появилось в школе Др. Рима по сравнению со школами Др. Греции?
- Педагогические взгляды М.Ф. Квинтиллиана.
7.* По какой системе вы воспитали бы своего ребенка: афинской или спаратанской? Почему?
III. Воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном обществе
- Типы церковных школ. Контингент учащихся, содержание обучения.
- Содержание рыцарского воспитания и обучения.
- «Схоластика». Теории номинализма и реализма.
- Когда и где появились первые университеты?
- Кого и чему учили в цеховых, гильдейских, городских и латинских школах, коллегиумах, гимназиях?
6.* В какой из школ (см. п.5) вы хотели бы преподавать? Почему?
IV. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVI в.в.)
- Идеи писателей-гуманистов.
- Особенности гуманистического воспитания В. Де Фельтре, Ф. Рабле, Т. Мора.
V. Педагогика эпохи капитализма (XVIII- XIX в.в.): Ф. Фребель, Ш. Фурье, Р. Оуэн, П. Кергомар.
1. Система взаимного обучения Эндрю Белла (1753-1832 г.г.) и Джозефа Ланкастера (1778-1838 г.г.).
2. Педагогические идеи Ф. Фребеля. Его концепция дошкольного воспитания.
3. Система всестороннего воспитания Ш. Фурье.
4. Просветительская деятельность Р. Оуэна.
5. Педагогические воззрения и концепция дошкольного воспитания П. Кергомар.
VI. История отечественной школы и педагогики
I. Народная дохристианская педагогика. Педагогика Киевской Руси и Московского государства.
1. Специфика народной педагогики как общественного феномена. Анимизм – общественная основа воспитания. Фольклор: формы, жанры, сюжеты.
2. Народный элемент в последующем развитии теории и практики воспитания.
3.Педагогика в контексте древнерусской культуры. Организация школ (училищ). Содержание и методы обучения.
4. Распространение просвещения в Московском государстве. Книгопечатание.
5. «Изборник» Святослава, «Поучение» Владимира Мономаха, Домострой. Стоглав. Деятельность М. Грека; педагогические воззрения Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию учебной литературы. Педагогика раннего детства.
II. Педагогика века Просвещения.
1. Политика Петра I в области образования. Новые школы и учебные заведения.
2. Идеологи новой образованности: Ф. Прокопович, В. Татищев, И. Посошков.
3. Деятельность И. Бецкого, его концепция сословного образования. Педагогические идеи Ф. Янковича: европейская концепция. Устав народных училищ в Российской империи. Воспитательные дома.
4. А.И. Радищев, Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов (национальная концепция): педагогика Нового времени.
В тетради составить опорные схемы:
Образец: «Типы школ в 1 четверти 18 века (схема № 1) – от начальной до высшей» Цель:
Вопросы | Типы школ | ||
светские | военные | духовные | |
Цифирные (ук. 1714) | Навигацкие (ук. 1701) | Архир. семин. Академ. (устав 1721) | |
1. Кто обучал | |||
2. Кого обучали | |||
3. Ступени школы | |||
4. Содержание обучения | |||
5. Учебные пособия | |||
6. Специфика школы | |||
7. Сроки обучения | |||
8. Система контроля (оценивание, экзамены и т.п.) | |||
9. Виды наказаний |
III. Уставы 1804, 1828, 1864 г.г., их значение в развитии системы образования России. Педагогика периода кризиса крепостничества. Педагогическая мысль пореформенной России (к/р.)
Становление целостной системы образования в России, создание Министерства народного просвещения. Вклад Министерства государственных имуществ в создание сети сельских школ. Зарождение новых методов обучения, появление учебной литературы с естественнонаучными сведениями для сельских школ («сельские чтения»). Усложнение системы школьного образования в 60 г.г.: земские школы, училища повышенного типа, женские гимназии, педагогические классы и т.д.
Создание Министерства народного просвещения и учебных округов. Приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Деятельность декабристов. В.Ф. Одоевский. Расширение сферы образования после отмены крепостного права. Детский сад в системе воспитания. Социально-политические аспекты развития педагогики (школьная реформа). Наука-образование-воспитание: Н.И. Лобачевский, С.П. Шевырев, И.И. Давыдов, П.Л. Чебышев, Д.И. Менделеев. Концепции «формального» и «материального». Образование и нравственность.
IV. Классическая педагогика 60-х г.г. XIX в.