Дополнительный материал для учащихся.
Сильный уровень.
Подберите подходящее по смыслу слово и напишите словосочетания.
Душистые ... Цветные ...
Колючие ... Густые ...
Проворные ... Длинные …
Слова для справок: ёж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.
Средний уровень.
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут ... (мыши).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте ... (лыжи).
По полям бегут ручьи,
На дорогах ... (лужи),
Скоро выйдут муравьи
После зимней ... (стужи).
С. Маршак
Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыши.)
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
Слабый уровень.
Вставьте в данные слова сочетания жи или ши.
Пру..на, вер..на, о..бка, ма..на, пу..нка, сне..нка, дру..на, сме..нка, на..вка, кру..на.
Напишите слова. Подчеркните жи, ши.
– Каким правилом воспользовались, чтобы правильно написать слова?
Анишит Йокоповна осталась вами довольна. Она решила открыть вам еще один секрет, но о нем – на следующем уроке.
, ок
Урок 25
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ
ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ, ЦИ, ЦЫ, ЦЕ
Цели деятельности педагога:создать условия для формированиязнаний об особенностях звуков[ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением, различать звуки [ж], [з].
Планируемые результаты образования: предметные:научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, различать звуки [ж], [з], писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей; личностные УУД:проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; рисунок – изображение Незнайки.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Звонок невелик,
А сотне ребят велит:
Сядь да учись,
Трудись, не ленись.
II. Чистописание.
Есть у нас большой рычаг –
Не работает никак.
Будем двигать вверх и вниз –
Ты давай скорей включись!
Учащиеся берут большим и указательным пальцами правой руки большой палец левой руки и начинают сгибать и разгибать его в суставе.
Затем они берут указательный палец левой руки и выполняют то же упражнение.
Это упражнение проделывают для всех пальцев. Повторяют упражнение, меняя руки.
– Из Лесной школы в гости к Маше и Мише пришел Незнайка.
На доске написан образец слогов: жи ши ци же ше це.
III. Сообщение темы урока.
– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)
Незнайка считает, что без правил можно легко прожить.
Незнайка. Зачем мне правило учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с отметкой «пять»!
– «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.
IV. Работа по теме урока.
Словарный диктант.
– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь.
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф).
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина).
Ведет медведя в балаган
На веревочке … (цыган).
Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: жераф, кувшын, машына, цеган.
– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.
– В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)
– Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
Чтение учебника (с. 62–63).
Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило и готов еще раз написать диктант.
Картинный диктант от Анишит Йокоповны.
На доске размещены картинки. Дети выходят по одному к доске, записывают слова и подчеркивают сочетания: жи и ши.
Снежинка, цифры, ежи, циркуль, шишка, карандаши, лыжи.
Какое слово «лишнее»? (Слово «лыжи», так как гласная безударная.)
– Ребята, а знаете ли вы, почему лыжи так называются? Слушайте! – обращается к детям Незнайка. – Слово «лыжи» произошло от слова «улизнуть». Оказывается, эти слова – родственники. А в старину слово «лызгать» обозначало «скользить по льду».
Лызнуть – улизнуть – скрыться.
И выходит, что в самом названии «лыжи» заключается главное свойство скольжения.
«Лыжи» – слово древнее, появилось около 800 лет назад.
– Отгадайте шараду:
С Ы мы мчим вас
Что есть мочи.
С У мы ноги вам
Промочим.
(Лыжи, лужи.)
– Молодец, Незнайка, хорошо рассказал о происхождении слова «лыжи», – похвалила Анишит Йокоповна. – За это я расскажу тебе о…
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
(Коньки.)
Коньки:
1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
2. Вид спорта – бег на таких полозьях.
Металлические коньки впервые появились почти 300 лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные коньки. Их назвали «скороходами». Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки» (А. Светлов).
Работа в тетради (с. 36).
– Запишите слово «коньки». Запомните безударную гласную
Работа в парах.
Ученики получают карточки для работы в парах.
а) III уровень. Впишите пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Гриша взял лыж.. , а у Наташ.. к..ньки. Весело катаются малыш.. .
б) I уровень. Впишите пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
– В какое слово не смогли вставить пропущенную букву? (В слове «хороший», так как она безударная.)
На пруду каток хорош..й,
Лед сверкает, как стекло.
На к..ньках беж..т Алеша,
И в мороз ему тепло.
В. Донников
в) II уровень. Спишите предложения из стихотворения А. С. Пушкина, вставляя пропущенные буквы.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчиш..к радостный народ
К..ньками звучно реж..т лед.
– В какие слова не смогли вставить буквы? Почему?
г) III уровень. Вставьте пропущенные буквы, где это возможно, в словах стихотворения.
Ц..пленок в ц..рке выступал.
Играл он на ц..мбалах,
На мотоц..кле разъезжал
И ц..фр знал немало.
Он из ц..линдра доставал
Морковь и огурц..
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы.
Гимнастика для рук
Один из дежурных проводит пальчиковую гимнастику.
А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики –
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики –
Девочки и мальчики.