Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько)

J& определенная иерархия управляющих устройств, т. е. ступенчатая соподчинен-ность частей в системе при относительной самостоятельности этих частей;

i& осуществление обратной связи, т. е. передача информации о необходимом образе действий от управляющего объекта к управляемому (прямая связь) и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (об­ратная связь);

>& осуществление шагового технологического процесса при ракрытии и подаче учебного материала;

j£a индивидуальный темп продвижения и управления в обучении, создающий условия для успешного изучения материала всеми учащимися, но в индиви­дуально необходимое время для каждого отдельного ученика;

»£в использование специальных технических средств или пособий.

Видыобучающих программ

Линейные программы— последовательно сменяющиеся небольшие бло­ки учебной информации с контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа. (При неправильном ответе надо вернуться к первому этапу.) (Б. Скиннер).

Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько) - student2.ru


Разветвленная программа— обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос (или выполнить задание) и продолжить работу с новой порцией материала. (Н. Краудер).


Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько) - student2.ru


Адаптивная программа— подбирает или предоставляет обучаемому воз­можность самому выбирать уровень сложности нового учебного материа­ла, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочни­кам, словарям и пособиям и т. д. (В основном возможна при использова­нии компьютера). В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которо­го учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа— включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

!

Преимущества программированного обучения

* применение алгоритмизированных предписаний помогает обучаемым нахо­дить верные решения определенного круга задач кратчайшим путем;

* выработка способов рациональных умственных действий, логичности мыш­ления;

* приобщение к использованию в обучении современных информационных тех­нологий;

* индивидуализация учебного процесса;

* обеспечение эффективной организации и управления учебным процессом;

* возможное обучение любых категорий обучаемых (вплоть до детей с умствен­ными или речевыми ограничениями по специальным программам).

Недостатки программированного обучения

D преобладание репродуктивных методов и регламентации деятельности обу­
чаемого; '

Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько) - student2.ru /

□ использование только для алгоритмически разрешимых познавательных за­
дач;

О ограничение живого общения с обучающим;

□ торможение развития внешней речи обучаемого;

D необходимость технических устройств или специальных пособий и умения ими пользоваться.

Модернизированный вариант программированного обучения — компьютерное обучение. Преимущества современных компьютеров как технических устройств снимают ряд недостатков программированного обучения, но порождают новые (см. с. 151 «Компьютер в учебно-воспитательном процессе»).

Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько) - student2.ru Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько) - student2.ru

Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько) - student2.ru Концепции развивающего обучения

Сущность развивающего обучения

о» Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л. С. Выготский).

с» Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоря­ют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокуп­ность личностных качеств: знания, умения и навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности; эмоционально-нравствен­ную и деятелыгостно-практическую сферы.

о» Ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития.

Дидактическая система Л. В. Занкова

Л. В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдуще­го столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы

о> Высокий уровень трудности.

ш Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учеб­ных программ.

©> Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным со­путствующим повторением и закреплением в новых условиях.

е> Осознание школьниками хода умственных действий

е> Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познаватель­ных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

е> Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.

©> Развитие каждого учащегося данного класса.

Наши рекомендации