Развитие музыкального мышления
Начальным толчком для включения процессов мышления чаще всего оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся средства и возможности не позволяют удовлетворить имеющуюся потребность. В учебной деятельности проблемная ситуация предстает в виде противоречия, которое проявляется в несоответствии между имеющимися знаниями и новыми требованиями. То знание, которое учащемуся необходимо усвоить, занимает место неизвестного. Совершая ряд учебных действий, он добывает необходимые знания в процессе самостоятельного мышления.
Согласно концепции известного педагога М.Махмутова, проблемные ситуации для развития у учащихся навыков мышления могут быть смоделированы через:
1) столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
2) организацию практических работ;
3) предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;
4) формулирование гипотез;
5) побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;
6) побуждение учащихся к предварительному обобщению новых факторов;
7) исследовательские задания.
Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.
Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:
· выявить в произведении главное интонационное зерно;
· определить на слух стилевое направление музыкального произведения;
· найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других (например, найти фрагмент с музыкой Чайковского в ряду фрагментов с музыкой Шопена, Бетховена, Рахманинова);
· выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного итого же произведения;
· определить на слух гармонические последовательности;
· подобрать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.
Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:
· сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях (например, сонаты Бетховена в редакциях А. Гольденвейзера и Э. Петри);
· найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;
· составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;
· исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой;
· исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении (в синем, красном, фиолетовом).
Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:
· мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса;
подобрать по слуху знакомые песни;
· импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ.
Таким образом, в зависимости от конкретного вида деятельности в музыкальном мышлении может преобладать либо наглядно-образное начало, что мы можем наблюдать при восприятии музыки, либо наглядно-действенное, как это происходит в момент игры на музыкальном инструменте, либо абстрактно-логическое, которое активизируется при сочетании музыки. Естественно, что когда все эти виды мышления соединяются воедино, молено говорить о высшем проявлении музыкального таланта.
При выполнении проблемных заданий полезно сравнивать варианты решений одного и того же задания.
Дискуссии и обсуждения уточняют и развивают процессы мышления учащихся, заставляют их четче формулировать свои позиции и делать необходимые выводы.
Освоение логики развития музыкальной мысли связано с пониманием таких приёмов ее развития, как варьирование, чередование, продвижение, прогрессирующее сжатие, компенсация.
Музыкальное искусство родилось в результате многолетних наблюдений человека за звуками окружающей среды. Звуки природы, человеческого голоса, резонирующие привели к систематизации и их осмыслению в специальной музыкальной деятельности.
Система соотношения музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.
Каждая национальная культура обладает своими особенностями музыкального мышления.
Например, восточная музыкальная культура отличается богатством ритмических структур, нетемперированными соотношениями звуков, развитием музыкальной мысли по горизонтали с использованием многочисленных ладовых наклонений (свыше 80). Монодическое развитие музыкальной мысли не способствовало развитию хоровых и оркестровых жанров.
В европейской музыке, приверженной гомофонно-гармоническому складу, развитие музыкальной мысли обусловлено логикой движения гармонических последовательностей.
В зависимости от вида деятельности различаются аспекты музыкального мышления.
Слушатель оперирует в процессе своего музыкального восприятия представлениями о звуках, интонациях, гармониях, пробуждающих в нем различные чувства, эмоции, воспоминания, образы. Это наглядно-образное мышление.
Исполнитель, имеющий дело с музыкальным инструментом, будет осмысливать звуки музыки в процессе собственных практических действий, находя наилучший вариант. Это наглядно-действенное мышление.
Композитор, желая передать жизненные впечатления через звуки музыки, будет осмысливать их через законы музыкальной логики, раскрывающейся в последовательности гармоний и музыкальной формы. Это абстрактно-логическое мышление.
Все виды музыкального мышления обусловлены общественной практикой исторической эпохи, т.е. имеют общественно-исторический характер. Поэтому произведение композиторов одной эпохи имеют сходные черты, которые обусловлены стилем эпохи – типичная совокупность приёмов и средств, используемых для отражения жизненного содержания: венские классики, романтизм, импрессионизм и пр., имеющие свою специфику музыкального мышления.
В рамках одного стиля может быть несколько направлений, по-разному, трактующих средства выразительности, например: рег-тайм, блюз, свинг в джазе и пр.
Ещё большая индивидуализация музыкального мышления наблюдается в манере выражения или индивидуальном стиле композитора.
Со времен Г.Белинского утвердилось понимание художественного мышлениякак мышления образами, опирающегося на конкретные представления.
В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трёх начал – материального, духовного и логического.
Материальная основа музыкального произведения – акустические характеристики звучащей материи, имеющая следующие параметры: мелодия, гармония, метроритм, динамика, тембр, регистр, фактура. Однако, они не могут дать художественный образ.
Художественный образ возникает в сознании только слушателя или исполнителя, только когда они подключают свое воображение, окрашивая собственными чувствами и настроениями.
Таким образом, нотный текст и акустические параметры – материальная основа, настроение и ассоциации – духовная сторона. Формальная организация музыкального произведения с точки зрения гармонической структуры, последовательности частей образует логический компонент музыкального образа.