Практика пробных уроков и занятий
Сроки проведения, количество учебных недель, часов:
5 семестр; в период с 16 сентября по 8 декабря; рассредоточенно; 2 недели; 72 часа;
6 семестр; в период с 13 января по 6 апреля; рассредоточенно;2 недели; 72 часа;
7 семестр; в период с16 сентября по 20 октября; с 28 октября по 15 декабря; рассредоточенно;2 недели; 72 часа;
8 семестр; в период с 26 января по 14 апреля; рассредоточенно;2 недели; 72 часа;
Базы практики: образовательные организации: прогимназии, гимназии, лицеи, средние общеобразовательные школы.
Основными задачами практики являются: формирование у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков; развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.
Основными видами деятельности студентов являются:
– подготовка конспектов пробных уроков в соответствии с современными требованиями к структуре и содержанию урока;
– проведение и анализ пробных уроков в соответствии с расписанием занятий и графиком консультаций;
– посещение, обсуждение и анализ пробных уроков практикантов подгруппы.
– ведение дневника практики установленной формы (приложение 3);
– составление отчёта установленной формы (приложение 4).
В ходе данного вида практики студенты должны овладеть следующими умениями:
– планировать уроки по предмету, разрабатывать конспект уроков, внеклассных занятий;
– работать с методической литературой и программами, самостоятельно подбирать и готовить материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и занятиям;
– выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков;
– осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов.
За весь период практики студенты проводят 24 урока, осуществляют наблюдение не менее 75 уроков (25 уроков в семестр), которые готовят и проводят другие студенты. Примерное распределение количества уроков по учебным дисциплинам представлено в следующей таблице:
Дисциплина | Количество пробных уроков и занятий |
Русский язык (в том числе: обучение грамоте, русский язык, уроки развития речи, литературное чтение, урок внеклассного чтения и др.) | |
Математика (в том числе; информатика – 1 урок) | |
Технология | |
Окружающий мир (темы природы) | |
Окружающий мир (история, обществознание) | |
Основы религиозных культур и светской этики | |
Изобразительная деятельность | |
Музыкальное воспитание | |
Физическое воспитание |
2.3. Производственная практика Первые дни ребёнка в школе
Сроки проведения, количество учебных недель, часов:
7 семестр; в период с 2 по 8 сентября; концентрированно; 1 неделя; 36 часов.
Базы практики: образовательные организации: прогимназии, гимназии, лицеи, средние общеобразовательные школы.
Основной целью практики является ознакомление студентов с психолого-педагогическими основами и особенностями организации работы учителя в первые дни обучения ребенка в образовательной организации.
В ходе практики студенты получают навыки организации первых дней обучения школьников; наблюдают педагогический процесс, который иллюстрирует теоретические сведения, полученные при изучении таких дисциплин, как: «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания математики» и др.
Основные задачи практики: наблюдение процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в школе в течение первой недели занятий; выявление особенностей коллективной и индивидуальной работы учителя с первоклассниками и их родителями; изучение программ и планов, регламентирующих деятельность учителя начальной школы.
Основные виды деятельности студентов:
– ознакомление с условиями комплектования первых классов и следующими видами деятельности учителя в период подготовки и проведения первых дней ребёнка в школе
(размещение учеников в классе в зависимости от их особенностей; знакомство детей со школой, правилами поведения в классе, школе; планирование работы на первую неделю;
организация и проведение Дня знаний);
–наблюдение за процессом адаптации одного первоклассника, проведение анкетирования, составление психолого-педагогической характеристики;
– организация работы с родителями первоклассников;
– оказание помощи учителю в проведении режимных моментов и занятий (изготовление дидактического материала, оформление кабинета и доски, подготовка презентаций к урокам, проведение подвижных перемен, физминуток);
– наблюдение уроков, обсуждение с учителем особенностей проведения;
– анализ посещённых уроков с руководителем практики в группе однокурсников;
– ведение дневника практики (приложение 5).