Старый лес (величествен, величественен).
3. Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика.
4. Вид этого юноши был (легкомыслен, легкомысленен).
5. Эгог момент был для всех (торжествен, торжественен).
Задание 38
Исправьте предложения. Объясните ошибки. 1. Он был горяч, полный жизни.
2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.
3. Самый крупнейший город в мире — Мехико.
4. Разработка новой темы становится все более интенсивнее.
5. Более быстрее развивается машиностроение.
6. Один брат— шумный, другой— тих.
Эта книга плохее, чем та.
Задание 3 9'
Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных и употребите их в контексте.
Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.
Задание 40
Сравните конструкции. Отметьте, различаются ли они семантически или стилистически. Употребите их в контексте.
1. Серебряная статуэтка — статуэтка из серебра; дружеская помощь — помощь друга; материнское сердце — сердце матери; проездной билет — билет на проезд; музыкальные звуки — звуки музыки.
2. Библиотечная книга— книга из библиотеки; командирский приказ — приказ командира; отцовский костюм — костюм отца; поэтический язык — язык поэзии; лесничий домик — домик лесника.
3. Городское озеро — озеро в городе; речная вода — вода из реки; павлинье перо — перо павлина; отцовская любовь — любовь отца; кирпичная стена — стена из кирпича.
Задание 41
Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты.
(Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тремя) ножницами; (семь, семеро) мальчиков; (десять, десятеро) носков; (пять, пятеро) перчаток.
Задание 42
Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите семантические и стилистические различия между вариантными формами имен числительных.
1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание.
2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях.
3. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.
4. Олимпиада длилась (три, трое; день).
5. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор).
Задание 43
Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения.
1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
Обои студентки получили наконец стипендию.
3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.
4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.
Для выполнения задания мне не хватило пары часов.
Задание 44
Раскройте скобки, выберите нужную форму местоимения. Объясните свой выбор. Отметьте вариантные и ошибочные употребления местоимений.
1. У (ее, нее) не было той книги, которую я просила.
Благодаря (ей, ней) мы прослушали интересную лекцию.
3. Вокруг (их, них) всегда было много народу.
4. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости.
5. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой)
станции.
Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу.
7. Все (ихние, их) конспекты лежали на столе.
Задание 45
Укажите стилистические и семантические различия между синонимическими вариантами выделенных местоимений.
1. Он любит сам себя — он любит самого себя.
2. Увидел кое-что — увидел что-то.
3. В доме поселился некто — в доме поселился кто-то.
4. Я люблю свою работу— я люблю мою работу.
Задание 44
Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.
У (он, я, они, она).
Навстречу (я, он, она, они).
Выше (он, она, я).
Благодаря (он, она, они, мы, вы).
100
101
За (он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). ч^Х» Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).
Задание 47
Найдите ошибки, связанные с употреблением местоимений, объясните их. Исправьте предложения.
1. Он появился со своим секундантом. У него, был лре-красный вид. 2. Витя и Cacj завели^разговор, и он обещал еще прийти. 3. Мне очень нравится своя подруга. 4. Мальчик с его собакой возвратился домой.^^з. Лицо у ней круглое.
5. Она вежливая, добрая, все, что ее попросишь^ она дает.
6. Нога проваливалась в снег почти до колена. Их трудно было вытаскивать. 7. Собака находилась около него.
Задание 48
Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.
Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.
Задание 49
Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую ха
рактеристику. ^ рг>
Выброси — выбрось; выйди — выйдь, выдь; выгляни — выглянь; уведоми — уведомь; вылези — вылезь; поезжай — съезди, едь; ля~г — ляжь.
Задание 50
Выберите форму, соответствующую литературной норме.
Машет — махает, пашет — пахает, полощет — полоскает, рыщет — рыскает, хнычет — хныкает, щи'пЛет — щипает, мурлычет — мурлыкает, мучит — мучает, каплет — капает.
Задание 51
Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.
Вылезти — вылезть, нести — несть, цвести — цвесть, плести — плесть, грести — гресть, везти — везть, весТи — весть.
Задание 52
Дайте функционально-стилистическую характеристику приведенным глагольным формам.
1. Сох — сохнул, мок — мокнул, вис — виснул, пах — пахнул, сверг — свергнул, воздвиг — воздвигну л, гас — гаснул.
2. Исчез— исчезнул, иссяк— иссякнул, ослеп— ос-лепнул, закис — закиснул, засох — засохнул, намок — на-мокнул, зачах — зачахнул.
Задание 53
Выберите форму, соответствующую литературной норме. Объясните свой выбор.
1. Мокший — мокнувший; промокший — промокнувший.
2. Мерзший— мерзнувший; замерзший— замерзнувший.
3. Гасший — гаснувший; угасший — угаснувший.
4. Сохший— сохнувший; засохший— засохнувший.
Задание 54
Сравните глагольные формы. Дайте их стилистическую характеристику.
Дав — давши, написав — написавши, сказав — сказавши, купив — купивши, пропев — пропевши, подумав — подумавши, напомнив — напомнивши.
Задание 55
Употребите приведенные ниже глагольные формы в контекстах соответствующей стилистической окраски.
Припевая — припеваючи, поджидая — поджидаючи, умея — умеючи, глядя — глядючи, зная — знаючи.
Задание 54
В отрывках из произведений С. Есенина найдите глагольные формы, находящиеся за пределами современной литературной нормы.
1. Наклонивши лик свой кроткий, Дремлет ряд плакучих ив...
2. Выше, выше, вихорь, тучи подыми!
3. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Их было, 26.