Тема 17. Тактика подготовки и назначения судебной экспертизы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.
Вопросы:
1. Понятие и виды судебных экспертиз, система экспертных учреждений России.
2. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования, тактика их получения.
3. Действия следователя при подготовке и назначении судебной экспертизы.
4. Содержание заключения эксперта. Критерии его оценки.
Темы докладов:
1. Понятие и основания назначения и проведения судебных экспертиз.
2. Виды и классификация судебных экспертиз.
3. Экспертные учреждения в Российской Федерации.
4. Тактика назначения и проведения экспертиз.
Для того чтобы избежать трудностей при изучении материалов, относящихся к данной теме, необходимо изучить теоретическую часть темы, и обратить особое внимание на следующие вопросы:
Судебная экспертиза - это производство экспертами в установленной законом форме по поручению органов дознания, предварительного следствия и суда специальных исследований в отдельных областях науки, техники, искусства, ремесла с целью установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заключения экспертизы являются источниками доказательств, а фактические данные, содержащиеся в них, - доказательствами.
Экспертиза производится сведущими, работающими в специальных экспертных учреждениях органов внутренних дел, юстиции, здравоохранения либо иными лицами, компетентными в решении вопросов, интересующих следствие и суд.
Различают следующие виды судебных экспертиз:
в зависимости от отрасли знания - криминалистические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, судебно-бухгалтерские, судебно-технические, судебно-экономические и др.;
по признаку последовательности проведения - на первичные, повторные и дополнительные;
по объему исследования - основные и дополнительные;
по составу (характеру) используемых знаний - однородные и комплексные;
по количеству экспертов - единичные и комиссионные;
по месту проведения - в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения.
Подготовка к назначению экспертизы состоит из следующих элементов: собирание, отбор, хранение и приготовление к направлению на экспертизу объектов экспертного исследования; выбор экспертного учреждения или эксперта; вынесение постановления о назначении экспертизы, ознакомление с ним обвиняемого, разрешение заявленных при этом ходатайств, исполнение постановления - направление его в экспертное учреждение или эксперту (вместе с объектами исследования). В необходимых случаях эксперту может быть направлено и уголовное дело.
Экспертное исследование состоит из следующих стадий: предварительное исследование объектов (экспертный осмотр); раздельное исследование (анализ); сравнение (синтез); эксперимент; выводы; составление заключения.
Оценка заключения эксперта предполагает его анализ, сопоставления с другими доказательствами, которые имеются в деле, проверку достоверности объектов исследования и правильности содержащихся в заключении выводов. В процессе оценки заключения эксперта следователю необходимо установить: полноту проведения экспертом исследований, на основании которых сделаны выводы; научную обоснованность методов, использованных экспертом при проведении экспертизы; обоснованность заключений фактическими данными уголовного дела и результатами проведенных экспертом исследований; полноту заключения, его ясность, соответствие ответов эксперта заданию, полученному им от следователя.
Получение образцов для сравнительного исследования - это самостоятельное процессуальное действие, заключающееся в получении экспериментальным путем у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего объектов, являющихся продуктами жизнедеятельности их организма или создаваемых ими, необходимых для сравнения с вещественными доказательствами в целях идентификации или установления их родовой (групповой) принадлежности.
Классификация образцов производится по следующим основаниям:
по характеру отражения - индивидуальные (образцы следов рук, ног, орудий взлома и др.), родовые (образцы выделений человеческого организма и др.);
по времени и условиям возникновения - свободные и экспериментальные. Свободные образцы - это материальные объекты, которые образуются не для целей сравнительного исследования и, чаще всего, до возбуждения уголовного дела. Экспериментальные образцы - это материальные объекты, получаемые следователем после возбуждения уголовного дела для сравнительного исследования путем проведения специального следственного действия;
по видам судебных экспертиз - криминалистические, судебно-медицинские, судебно-товароведческие и т. д.
Процесс подготовки к получению экспериментальных образцов включает в себя следующие элементы:
решение вопроса о том, какие образцы и в каком количестве необходимо получить;
определение времени и места получения образцов;
определение способа и условий получения образцов;
определение состава участников следственного действия;
вынесение постановления о получении образцов, о производстве следственного действия и ознакомление с ним действующего лица;
подготовка технических средств;
составление письменного плана (при необходимости);
подготовка средств фиксации образцов и хода их получения.
Процесс получения образцов подробно фиксируется в протоколе.
В протоколе кроме общих реквизитов указывается основание для получения образцов и их количество, какие и у кого конкретно были получены образцы, условия, при которых были получены образцы, технические средства, которые применялись для их изъятия.
В необходимых случаях процесс получения образцов может быть зафиксирован с помощью фото- и киносъемки или видеозаписи.
Тема 18. Общие положения криминалистической методики.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо изучить вопросы предлагаемые преподавателем.
Вопросы:
1. Понятие, задачи, принципы и система методики расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистической методики).
2. Классификация частных криминалистических методик и их структура.
3. Криминалистическая характеристика преступлений.
4. Особенности возбуждения уголовного дела, первоначальный и последующий этапы расследования преступлений.
5. Взаимодействие следователя с органами дознания, сотрудниками других служб и правоохранительных органов. Участие общественности в расследовании преступлений.
Темы докладов:
1. Понятие, виды и значение криминалистических характеристик преступлений.
2. Методы и средства выявления преступника, скрывшегося с места происшествия.
3. Информационная модель преступления: понятие и основные элементы.
При изучении данной темы необходимо обратить особое внимание на следующие основные положения:
В целях качественной подготовки по данной теме студенту необходимо обратить внимание на следующие методические рекомендации.
Во-первых, следует уяснить понятие криминалистической методики, проанализировать ее задачи и охарактеризовать общие положения методики и частные методики расследования как основные части данного раздела криминалистики.
В рамках первого вопроса темы необходимо акцентировать внимание на изучении таких принципов криминалистической методики, как законность, плановость, этапность, оперативность и быстрота ведения расследования. Необходимо также рассмотрение вопроса относительно системы методов криминалистической методики.
Во-вторых, изучение частных криминалистических методик предполагает рассмотрение их структуры и основных классификаций.
В-третьих, анализируя криминалистическую характеристику преступлений, студенту необходимо охарактеризовать информационную модель преступления, перечислить ее структурные составляющие.
В-четвертых, в рамках данной темы студентом должны быть изучены первоначальный, последующий и заключительный этапы расследования преступлений, охарактеризован каждый из них и проанализированы их отличительные особенности.
В-пятых, в рамках последнего вопроса темы студенту следует рассмотреть общие принципы взаимодействияследственных, оперативных органов и криминалистических подразделений, уяснить понятие следственно-оперативной группы, перечислить основные принципы ее формирования, охарактеризовать формы взаимодействия следователя и оперативного работника со специалистом, а также проанализировать роль общественности в расследовании преступлений, указав формы и основные направления ее участия в данном процессе.