Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент 17 страница
24. Уведомление, о котором идет речь в ч. 4 к.с., готовится учреждением связи и подписывается его руководителем. Оно должно направляться немедленно. А это значит, что такое уведомление в адрес следователя (дознавателя и др.) следует направлять в день поступления почтово-телеграфного отправления и соответственно в день его задержания.
25. В ч. 5 к.с. закреплены специфические требования, применяемые к порядку производства осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений. Эти правила действуют уже после того, как следователю (дознавателю и др.) сообщили о задержании в учреждении связи арестованной бандероли, посылки или другого почтово-телеграфного отправления либо телеграммы или радиограммы.
26. Сразу после получения уведомления следователь (дознаватель и др.) должен прибыть в учреждение связи, где полномочиями работников этого учреждения осуществлено задержание почтово-телеграфного отправления.
27. Сначала следователь (дознаватель и др.) приступает к "осмотру" почтово-телеграфной корреспонденции. Он всегда предшествует выемке почтово-телеграфной корреспонденции.
28. В протоколе осмотра почтово-телеграфных отправлений указывается, кем и какие именно почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.
29. Задержанные полномочиями следователя (дознавателя и др.) в процессе осмотра почтово-телеграфные отправления или их части затем подвергаются выемке. Получателю почтово-телеграфного отправления направляются лишь не имеющие значения для уголовного дела почтово-телеграфные отправления, отсылка которых адресату не раскроет тайну наложения ареста на его почтово-телеграфную корреспонденцию.
30. Специфика осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений заключается в том, что понятыми здесь согласно ч. 5 к.с. должны быть "работники" учреждения связи. Законодатель не определил круг работников учреждения связи, которые могут быть приглашены для участия в качестве понятого. Главное, чтобы это были работники именно того учреждения связи, в котором осуществлено задержание почтово-телеграфного отправления. Помимо этого в целях уменьшения вероятности раскрытия тайны наложения ареста на почтово-телеграфные отправления рекомендуется приглашать в качестве понятых тех работников, которые принимали участие в задержании почтово-телеграфного отправления или которым, как минимум, известно о наложении ареста на таковое.
31. При каждом получении нового почтово-телеграфного отправления составляется отдельный протокол осмотра. Но как быть, если в один день поступило несколько почтово-телеграфных отправлений? Их следует осматривать в процессе одного или нескольких следственных действий? Нарушения закона не будет ни в том, ни в другом случае. Это же правило касается и выемки почтово-телеграфной корреспонденции. Если по прибытию в учреждение связи следователю представили несколько задержанных почтово-телеграфных отправлений и ни что не мешает осмотреть их в ходе производства одного следственного действия, рекомендуется так и поступать. Завершив такой осмотр, при наличии к тому фактических оснований можно произвести одним следственным действием выемку имеющих значение для уголовного дела почтово-телеграфных отправлений.
32. Протокол осмотра почтово-телеграфной корреспонденции составляется по общим правилам оформления протокола следственного действия (ст. 166 и 167 УПК) и, в частности, протокола осмотра (ст. 180 УПК).
33. В протоколе следует отразить, "какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру". Данное требование нацеливает правоприменителя на отражение в протоколе вида, даты, веса, ценности почтово-телеграфного отправления, данных об его адресате и отправителе, имеющихся здесь печатей и штемпелей. Осмотр почтово-телеграфного отправления не может ограничиваться лишь его содержимым (содержанием, к примеру, текста самого письма).
34. При обнаружении в процессе осмотра достоверных данных о том, что в почтово-телеграфной корреспонденции содержатся сведения (предмет или документ), имеющие значение для уголовного дела, или же в случае, когда после его осмотра не представляется возможным направить письмо (бандероль и т.п.) получателю почтово-телеграфного отправления, почтово-телеграфная корреспонденция задерживается. О данном обстоятельстве законодатель также требует указать в протоколе осмотра. Это указание является подтверждением наличия фактических оснований производства выемки почтово-телеграфных отправлений.
35. Для того чтобы приступить к производству выемки, нет необходимости составлять специальное постановление об ее производстве. При наложении ареста на почтово-телеграфные отправления судом уже принято решение, позволяющее производить выемку почтово-телеграфной корреспонденции. Поэтому сразу же после принятия решения о наличии фактических оснований производства выемки почтово-телеграфных отправлений (после завершения протоколирования их осмотра, в процессе которого установлены данные основания) следует осуществить следующие действия:
1) обеспечение участия в выемке почтово-телеграфных отправлений понятых и других необходимых для производства следственного действия лиц;
2) разъяснение участвующим в производстве выемки лицам их прав и обязанностей (если этого еще не было сделано, предупреждение их о неразглашении данных предварительного расследования*(1037)), ответственности и порядка производства выемки почтово-телеграфных отправлений;
3) запрещение в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится выемка почтово-телеграфных отправлений, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания следственного действия;
4) изъятие предметов (документов) и предъявление их понятым (иным участникам следственного действия);
5) производство (в необходимых случаях) фотографирования, кино-, видеосъемки, составление рисунков и (или) схем;
6) составление описи изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;
7) принятие мер к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе выемки обстоятельства частной жизни лица, чьи почтово-телеграфные отправления изымаются, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;
8) завершение протоколирования результатов данного следственного действия по правилам к.с., а также ст. 166, 167, 182, 183 УПК;
9) вручение под расписку руководителю учреждения связи копии протокола выемки почтово-телеграфных отправлений.
36. В ч. 6 к.с. законодатель предусмотрел две разновидности фактических оснований принятия решения об отмене ареста, наложенного на почтово-телеграфные отправления:
1) отпала необходимость в этой мере;
2) окончено предварительное расследование по данному уголовному делу.
37. Необходимость в применении такой меры, как арест на почтово-телеграфные отправления, отпадать может по разным причинам. Чаще всего это решение задач, во исполнение которых мера процессуального принуждения налагалась (установление всех лиц, причастных к совершению преступления, места нахождения разыскиваемого лица, орудия преступления или всех предметов преступного посягательства, выемка необходимого доказательства, установление иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и т.п.).
38. См. также комментарий ст. 450 УПК*(1038).
Статья 186. Контроль и запись переговоров
1. Задачи контролирования (записи) переговоров, осмотра и прослушивания фонограммы следующие. Сначала преследуется цель отслеживания всей информации, которая может быть выявлена в процессе прослушивания и записи разговора определенного в постановлении судьи субъекта. Затем в осматриваемой и прослушиваемой фонограмме отыскиваются сведения, имеющие значение для дела. После установления наличия таковых фонограмма постановлением следователя (дознавателя и др.) приобщается к уголовному делу.
2. Условия контролирования (записи) переговоров, осмотра и прослушивания фонограммы:
3. Контроль (запись) переговоров возможен только по делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях или в случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц насилия, вымогательства и других преступных действий.
4. Сведения, послужившие основанием к производству данного следственного действия, должны содержаться в доказательствах (показаниях свидетелей, потерпевших и т. д.).
5. Данное следственное действие производится в отношении переговоров лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.
6. На момент производства осмотра и прослушивания фонограммы должны быть точно установлены лица, принимавшие участие в зафиксированном на ней разговоре.
7. Осмотр и прослушивание производятся в присутствии понятых, а при необходимости специалиста и лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны.
8. Фонограмма к уголовному делу приобщается в полном объеме.
9. Срок, на который установлено осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров, не может превышать шести месяцев.
10. Основания контроля и записи переговоров, а также осмотра и прослушивания фонограммы таковы. Фактическое основание принятия решения о контроле и записи переговоров заключается в наличии достаточных данных (доказательств), позволяющих полагать, что во время прослушивания и записи переговоров конкретного лица могут быть получены сведения, имеющие значение для дела.
11. Юридическое основание - постановление судьи (судебное решение).
12. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О*(1039) информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Таким образом, сведения о входящих и исходящих сигналах соединения абонентов могут подлежать контролю лишь на основании судебного решения*(1040).
13. Процедура получения судебного решения о производстве контроля и записи переговоров следующая. Следователь (дознавателя и др.) с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров, о чем выносится постановление. Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о разрешении его производства (чч. 1 и 4 ст. 165 УПК).
14. Основания осмотра (прослушивания) и приобщения фонограммы к уголовному делу отличаются от оснований контроля и записи переговоров. Фактическим основанием осмотра и прослушивания фонограммы является наличие в распоряжении следователя (дознавателя и др.) должным образом опечатанной фонограммы и сопроводительного письма к ней, в котором указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Юридическое основание осмотра и прослушивания фонограммы - постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров. Специального постановления о производстве осмотра (прослушивания) фонограммы выносить не требуется.
15. Соответственно фактическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу будет наличие закрепленных в протоколе ее осмотра достоверных данных о том, что в фонограмме содержатся сведения, имеющие значение для дела. Юридическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу признается соответствующее постановление следователя (дознавателя и др.).
16. Порядок осуществления контроля и записи переговоров, а также осмотра и прослушивания фонограммы:
17. Принимается решение о необходимости и возможности осуществления контроля и записи переговоров.
18. Выносится мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров.
19. Указанное постановление должно содержать следующие сведения:
а) наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров;
б) классный чин или звание, фамилия, инициалы руководителя следственного органа, давшего согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров;
в) номер уголовного дела, по которому возбуждается ходатайство;
г) основания производства контроля и записи переговоров (доказательства, подтверждающие, что телефонные и иные переговоры лица могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела);
д) ссылка на ст. 186 УПК;
е) наименование суда, перед которым возбуждается ходатайство;
ж) фамилия, имя и отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;
з) срок, на который устанавливается контроль и запись переговоров;
и) виды переговоров, в отношении которых осуществляется контроль и запись, номер телефонов (домашних, служебных);
к) наименование учреждения, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.
20. Получается согласие руководителя следственного органа.
21. В порядке ст. 165 УПК судом принимается постановление о разрешении производства этого следственного действия.
22. Следователь (дознаватель и др.) направляет постановление судьи в учреждение (подразделение), наделенное полномочиями на производство подобных мероприятий и обладающее как соответствующими специалистами, так и техническими средствами.
23. Следователь (дознаватель и др.) истребует от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания.
24. Фонограмма опечатывается и с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных средств, передается следователю (дознавателю и др.).
25. С участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны следователем (дознавателем и др.), производится осмотр и прослушивание фонограммы, составляется протокол.
26. Следователем (дознавателем и др.) выносится постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу как вещественного доказательства.
27. Фонограмма хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.
28. По общему правилу контроль и запись переговоров прекращается постановлением следователя (дознавателя и др.), когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Такое постановление должно выноситься также в случае приостановления или окончания предварительного расследования.
29. См. также комментарий ст. 450 УПК.
Статья 186.1. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
1. В настоящей статье закреплен порядок производства нового следственного действия. Законодатель прямо не указывает наименование этого следственного действия. Исходя из названия комментируемой статьи его рекомендуется называть получением информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. При этом следует иметь в виду, что в содержание данного следственного действия отдельным элементом входит осмотр представленных осуществляющей услуги связи организацией соответствующего рода сведений.
2. Исходя из содержания ч. 1 к.с., а также п. 12 ч. 2 ст. 29 УПК, решение о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами вправе принять только суд в лице судьи районного суда или военного суда соответствующего уровня.
3. Причем формулировку, использованную в ч. 1 ст. 186.1 УПК, следует толковать буквально. Получение, а тем более истребование информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами не может быть произведено на основании одного лишь постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения даже в исключительных случаях. Правила ч. 5 ст. 165 УПК не распространимы на получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
4. Фактическое основание получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет место при наличии достаточной для принятия этого решения совокупности данных (доказательств либо доказательств вместе с оперативно-розыскной информацией), позволяющих полагать, что такого рода сведения могут содержать в себе данные, имеющие значение для уголовного дела.
5. Следователь (дознаватель и др.) и суд не должны располагать неоспоримым подтверждением того, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами будет содержать имеющие значение для уголовного дела данные. Достаточно, чтобы имелись доказательства, из анализа которых можно было бы сделать соответствующее предположение.
6. Юридическое основание получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - это всегда судебное решение. Данное решение в обычном порядке принимает судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия (дознания) или по месту нахождения соответствующей осуществляющей услуги связи организации, которая будет предоставлять рассматриваемого рода сведения.
7. Решение принимается в порядке ст. 165 УПК. Причем процедура получения судебного решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами следующая. Следователь (дознаватель и др.) с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, о чем выносится постановление.
8. Подписанное следователем (дознавателем и др.) и руководителем следственного органа постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами с материалами, подтверждающими наличие фактических оснований принятия искомого решения, направляется в суд.
9. В течение 24 часов с момента поступления указанного ходатайства постановление следователя (дознавателя и др.) вместе с поступившими материалами должны быть рассмотрены судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора и (или) следователя (дознавателя и др.) или без такового.
10. Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Решение о разрешении производства искомого процессуального действия не может быть оформлено резолюцией судьи на постановлении следователя (дознавателя и др.), возбудившего ходатайство о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Судья не вправе принять указанное решение и без возбуждения перед ним следователем (дознавателем и др.) соответствующего ходатайства. Причем ходатайство должно быть именно о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Для принятия судебного решения о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами недостаточно, к примеру, ходатайства следователя (дознавателя и др.) о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров.
11. Основания осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, отличаются от оснований производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Осмотр имеет место уже после принятия решения о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Поэтому фактическим основанием осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, являются поступившие следователю (дознавателю и др.) от руководства осуществляющей услуги связи организации соответствующие документы.
12. Специального постановления о производстве осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, дополнительно к тому, в котором принято решение о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, выносить не требуется.
13. Соответственно юридическое основание осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, - судебное решение о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Процессуальное решение об осмотре документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, дополнительного оформления не требует.
14. Переходим к разъяснению положений, закрепленных в ч. 2 к.с. Здесь собраны правила, касающиеся оформления ходатайства следователя (дознавателя и др.) о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Исходя из этих правил, следователем (дознавателем и др.) соответствующее ходатайство оформляется в виде мотивированного постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
15. В ч. 2 к.с. ничего не говорится о необходимости отражения в ходатайстве данных о конкретном абоненте (абонентах), сведения о соединении с которым интересую органы предварительного расследования. Законодатель не ограничивает круг "абонентов", соединения между которыми могут устанавливаться в ходе производства рассматриваемого следственного действия. Между тем следует иметь в виду, что таковыми обычно являются обвиняемые, подозреваемые и лица, состоящие с ними в родстве, дружбе (их знакомые). В то же время нельзя отрицать возможность при наличии к тому фактических оснований получения информации о соединениях между любыми другими лицами и (или) принадлежащими последним абонентскими устройствами. Такими лицами в том числе могут быть потерпевший, свидетель и даже лицо, которому ничего не известно о расследуемом преступлении и обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
16. В ч. 5 к.с. закреплены специфические требования, применяемые к порядку производства осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Эти правила действуют уже после того, как следователю (дознавателю и др.) поступили соответствующие документы.
17. Сразу после получения должным образом опечатанных документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, следователь (дознаватель и др.) должен приступить к их осмотру.
18. В протоколе осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указывается, кем и какие именно документы были подвергнуты осмотру.
19. Понятыми при осмотре документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, могут быть любые совершеннолетние лица. Не обязательно чтобы они были сотрудниками осуществляющей услуги связи организации. Причем осмотр таковых обычно производится по месту производства предварительного расследования - в кабинете следователя (дознавателя и др.). В целях уменьшения вероятности раскрытия тайны проведения рассматриваемого следственного действия рекомендуется предупреждать участников осмотра о неразглашении данных предварительного расследования в порядке ст. 161 УПК.
20. При каждом получении нового документа, содержащего информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, составляется отдельный протокол осмотра. Но как быть, если в один день поступило несколько подобного рода документов? Их следует осматривать в процессе одного или нескольких следственных действий? Нарушения закона не будет ни в том, ни в другом случае.
21. Протокол осмотра документа, содержащего информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, составляется по общим правилам оформления протокола следственного действия (ст. 166 и 167 УПК) и, в частности, протокола осмотра (ст. 180 УПК).
22. В протоколе следует отразить, какие именно документы были подвергнуты осмотру. Данное требование нацеливает правоприменителя на отражение в протоколе вида, даты искомого документа, данных об его адресате и отправителе, имеющихся здесь печатей и штемпелей. Осмотр рассматриваемых документов не должен ограничиваться лишь его содержимым (содержанием, к примеру, текста самого письма).
23. В ч. 7 к.с. законодатель предусмотрел две разновидности фактических оснований принятия решения о прекращении производства анализируемого следственного действия:
1) отпала необходимость в этой мере;
2) окончено предварительное расследование по данному уголовному делу.
24. Необходимость в применении такой меры, как получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, отпасть может по разным причинам. Чаще всего это решение задач, во исполнение которых следственное действие производится (установление всех лиц, причастных к совершению преступления, места нахождения разыскиваемого лица, орудия преступления или всех предметов преступного посягательства, выемка необходимого доказательства, установление иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и т.п.).
25. См. также комментарий ст. 450 УПК.