Тема 37. Физиология обмена веществ и энергии

Мотивация изучения темы:обмен веществ и энергии представляет собой совокупность процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и внешней средой. Эти процессы являются основой всех явлений жизнедеятельности, обеспечивают непрерывное образование, обновление, разрушение клеточных структур, синтез и разрушение различных химических соединений.

Цели занятия.

Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности: ПК-3, ПК- 6, ПК- 18, ПК – 28.

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - процессы обменабелков, жиров и углеводов; факторы, влияющие на эти процессы.

«Уметь» - применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов обмена веществ, правильно интерпретировать эти показатели , с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии обмена веществ и энергии организма.

«Владеть» - методами, позволяющимианализировать показатели обмена веществ и энергии,правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов.

_____________________________________________________________

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. анатомические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра анатомии);

2. гистологические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии);

3. процессы анаболизма и катаболизма белков, жиров и углеводов (кафедра биологической химии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1.Общее понятие об обмене веществ. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ.

2.Общее представление об обмене белков. Азотистое равновесие. Регуляция белкового обмена.

3.Общее представление об обмене жиров. Регуляция липидного обмена.

4.Обмен углеводов и его регуляция.

5.Составляющие энергетического обмена. Основной обмен, методы определения.

6.Обмен веществ в старческом и пожилом возрасте.

Задания для ССР во внеучебное время

1.Дать определение азотистого равновесия.

2.Перечислить гормоны, участвующие в регуляции белкового обмена.

3.Перечислить действие инсулина на углеводный обмен.

4.Перечислить основные методы определения основного обмена.

5.Перечислить условия определения основного обмена.

6.Назвать нормы энергетических затрат для различных групп населения.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1.О чём можно судить по азотистому балансу?

2.Какие гормоны обладают анаболическим действием?

3.Какие гормоны понижают содержание углеводов в крови?

4.Какие гормоны обладают жиромобилизирующим действием?

5.От чего зависит должный основной обмен человека?

6.Какие факторы влияют на энергетический обмен?

7.На чём основана непрямая калориметрия?

8.О чём свидетельствует отклонение от должного основного обмена?

9. Что такое дыхательный коэффициент? Чему он равен для белков, жиров и углеводов?

10. Сколько килокалорий энергии выделяется при расщеплении 1 г. жира, 1г. белка, 1 г. углеводов.

Наши рекомендации