Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов

ПРИ БОЛЕЗНЯХ УХА

Стандарт обследования детей и сроки направлении на МСЭ:

При выявлении наследственной или врожденной формы ребенок направляется на МСЭ с момента постановки диагноза для раннего начала реабилитационных мероприятий, дети с приобретенной формой тугоухости или глухоты - при наличии стойких от умеренных до выраженных нарушениях функции слуха.

Диагностический минимум при направлении на МСЭ: заключение педиатра, невролога, лор-врача, заключение сурдолога, логопеда, данные аудиометрии, при наследственных формах- заключение генетика. При необходимости углубленного обследования используются данные электрофизиологических и других специальных морфофункциональных методов исследования (аудиоимпедансометрия, отоакустическая эмиссия, вызванные слуховые потенциалы).

Критерии инвалидности: стойкие нарушения сенсорной функции (функции слуха) от умеренной до значительно выраженной степени (иногда могут сопровождаться нарушением языковых и речевых функций, нарушением психических функций), приводящие к ограничениям способности 1-2 степеней к ориентации, способности к общению, способности к обучению, в некоторых случаях- способности к трудовой деятельности, нуждаемость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Нарушения слуховой функции организма расцениваются от незначительной до выраженной, исходя из клинико-функциональной характеристики выраженной в процентах. Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций основывается преимущественно на оценке характера и степени выраженности нарушения функции слуха (степени тугоухости), лучше слышащего (единственного) уха (по международной классификации тугоухости). Учитываются также и другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения заболевания, время наступления слухового дефекта, степень адаптивности к нему, вид и особенности осложнений, сочетание с нарушением речи и психических функций и другие.

При этом оцениваются максимально выраженные нарушения сенсорной функции и наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений на максимально выраженное нарушение функции организма ребенка (…+10%).

Как правило, нарушения слуха у ребенка разной степени выраженности приводят к следующим основным ограничениям жизнедеятельности:

Ограничению способности к ориентации:

1 степени при способности к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств

1 степени при способности к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу

2 степени при способности к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; ограничению способности к общению:

2 степени при способности к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; общение оценивается при использовании ребенком слухового аппарата; ограничение способности к обучению:1 степени при способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств (слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов), определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии и 2 степени при способности к обучению и получению образования в рамках ФГОС в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных технологий с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии с возможным использованием слухового аппарата при эффективном слухопротезировании и возможностью вербального или невербального контакта с педагогическим персоналом, или с привлечением сурдопереводчика, и наблюдается у больных со значительно выраженным снижением слуха на оба уха с отсутствием речевых нарушений или в сочетании с нарушением речи от умеренной степени до полного ее отсутствия, в том числе при двусторонней глухоте и при глухонемоте.

Наши рекомендации