Как метко заметил один американский критик: «Хореография Баланчина - это классический балет, вывернутый наизнанку»
В противоположность модным балетмейстерам того времени, Баланчин сохранил в своем лексиконе многие движения классического танца. В его балетах получили новую жизнь всевозможные виды заносок, которыми он пользовался в равной степени в мужских и женских танцах, многочисленные мелкие движения: па-де-буре, купе и другие.
Мужчины в его спектаклях нередко выполняют движения, ныне ставшие исключительно привилегией женщин, и, наоборот, женщины делают движения, более свойственные мужчинам. Часто ощущение новизны движения возникает оттого, что привычные па подаются в неожиданном ракурсе и читаются как новые.
Большинство своих танцевальных находок Баланчин делает в музыке. Тот или иной поворот музыкальной фразы, элементы ритмической структуры порождают в его фантазии новые сложные танцевальные рисунки. В отношении к музыкальному материалу, в необычно умном прочтении его, пожалуй, и состоит основная особенность хореографии Баланчина. Музыкальные произведения он анализирует не только как хореограф, но и как музыкант, переводя на язык танца конструктивные элементы, характер изложения и развития мелодии, особенности ритма, фактуры, гармонии, многообразия оркестрового звучания.
Главной особенностью Баланчина было то, что почти все его балеты были одноактными и бессюжетными. Как правило, Баланчин создавал балеты на музыку, не предназначенную для танца: сюиты, концерты, симфонии... Несмотря на то, что в его труппе «Нью-Йорк сити балле» танцевали такие выдающиеся танцовщики, как Верди, Леклерк, Мария Толчиф, Патриция Макбрайд, Адамс, Монсион, Тарас, Робинс, Артур Митчел, Ж. д'Амбуаз, Виллела и многие другие, у Баланчина не было системы звезд. Он считал, что любой танцовщик должен уметь воплощать любые формы, порожденные фантазией балетмейстера.
Баланчин избегал «олитературивания» танца, сведения танцевального спектакля к разновидности драматического спектакля. Для него балет никогда не являлся хрестоматийным изображением событий. По мнению Баланчина, танцу незачем занимать у литературы свойственные ей средства художественной выразительности. «В балете фабула так же необязательна, как и для музыкального произведения» - любил повторять он. Если основа музыки - звук, то основа балета - танец. Балет уже сам по себе обладает достаточно богатыми средствами эмоционального воздействия, заложенными в ритмическом движении танцующих, в перемещениях отдельных танцовщиков и групп.
Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе)– русско-американский хореограф, одна из крупнейших фигур в истории мирового балета. В ХХ веке, в эпоху всеобщего увлечения модернизмом, он заново утвердил классическую традицию, дав ей мощный импульс. Баланчин создал новое направление классического танца и особый неповторимый стиль. Он довел до совершенства культуру бессюжетного, чисто танцевального одноактного балета, построенного по законам музыкальной партитуры. Он стал одним из создателей американской балетной школы. Бессменный руководитель труппы Нью-Йорк Сити Балле, Баланчин поставил свыше 100 блистательных хореографических опусов.
“Ballet Imperial”, как и “Симфонию до мажор”, “Тему с вариациями”, “Бриллианты”, условно считают “петербургскими”, мемуарными. Воспоминания о Петербурге, Петрограде, откуда Баланчин уехал в 1924 году, персонифицированы в образах императорского балета. На эти усилия памяти, кажется, была затрачена без остатка способность к пафосу, помпезности, имперскому восторгу, какая только была присуща аскетичному, отстраненному театру Баланчина. “Ваllet Imperial” поставлен в 1941 году на музыку Чайковского – композитора, чье балетное творчество в сознании каждого связано с балетами Петипа.
Михаил Николаевич Барышниковродился 28 января 1948 года в Риге. С 1958 года он учился в Рижском хореографическом училище, затем, с 1964 года, в Ленинградском хореографическом (Вагановском) училище, в классе А.И.Пушкина. Выпускником предвыпускного класса Михаил Барышников получил первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне. В 1967 году он стал ведущим солистом Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова. Принимал участие во всех новых балетных постановках, в том числе и таких знаменитых, как "Сотворение мира", где был первым исполнителем партии Адама. В 1969 году артист получил первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Москве за исполнение миниатюры Леонида Якобсона "Вестрис". Последним спектаклем в Ленинграде была "Жизель". В 1974 году, во время гастролей балетной труппы в Канаде Михаил Барышников остался на Западе. Вскоре он стал ведущим солистом "American Ballet Theatre", исполнял на этой сцене главные классические партии, танцевал также балеты современной хореографии. Сотрудничал Барышников с труппой "New York City Ballet" Джорджа Баланчина. В 1980 году вернулся в "American Ballet Theatre", где занял пост художественного руководителя; впоследствии на сцене этого театра поставил "Золушку" и "Лебединое озеро". Помимо этого, Михаил Барышников также не раз снимался в кино ("Поворотный момент", "Белые ночи", "Кабинет доктора Рамиреса"), выступал в телевизионных шоу ("Барышников на Бродвее"). В 1990 году известный танцовщик совместно с балетмейстером Марком Моррисом организовал "White Oak Dance Project".
Дон Кихот (Барышников/Харвей/Л. Минкус) / Don Quixote (Brian Large/Baryshnikov/Harvey) American Ballet Theatre 1984 г.
Режиссер: Brian Large
В ролях: Михаил Барышников, Синтия Харвей
Описание: В романе великого испанского писателя Сервантеса "Дон Кихот" рассказывается о подвигах во имя добра и справедливости странствующего рыцаря "печального образа" Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Панса. В основу либретто взят лишь один эпизод романа, в котором Дон Кихот совершает добрый поступок, помогая молодым влюбленным Китри и Базилю обрести свое счастье вопреки воле отца.
Этот балет, впервые поставленный балетмейстером М. Петипа на музыку композитора Л. Минкуса, насыщен огромным количеством жизнерадостных и разнообразных танцев и, наделенный яркими сценическими образами, обрел долгую сценическую жизнь на балетной сцене.
Доп. информация: Композитор: Людвиг Минкус
Хореография: Мариус Петипа, Александр Горский, Михаил Барышников
Запись: Метрополитен Опера, Нью Йорк
Владимир Викторович Васильев 18 апреля 1940 года
Народный артист СССР, профессор, лауреат Ленинской, Государственной премии СССР, двух Государственных премий России, лауреат международных конкурсов, лауреат премии имени В. Нижинского "Лучший танцовщик мира", секретарь Союза театральных деятелей России, академик Международной академии творчества и Академии российского искусства
Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец - Васильев Виктор Иванович (1912 - 1963), работал шофером директора на фабрике технического войлока. Мать - Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г. рожд.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии. Супруга - Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и России.
В 1947 году "за компанию" Володя Васильев с другом пришел в хореографический кружок Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в Городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого впервые выступил на сцене Большого театра на концерте - это были русский и украинский танцы.
В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Профессиональный взгляд Михаила Марковича точно отметил характерную особенность танца ученика: "... Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой". Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете "Франческа да Римини". Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: "Мы присутствуем при рождении гения!"
26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и даже не думал танцевать классику. Первоначально в театре у него и были характерные роли: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон", Пан в хореографической сцене "Вальпургиева ночь" - первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста. Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева "Каменный цветок", в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц ("Золушка", 1959), Андрей ("Страницы жизни", 1961), Базиль ("Дон Кихот", 1962), Паганини ("Паганини", 1962), Фрондосо ("Лауренсия", 1963), Альберт ("Жизель", 1964), Ромео ("Ромео и Джульетта", 1973).
Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в "Танцевальной сюите" (постановка А. А. Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К. Щедрина "Конек-Горбунок" (постановка А.И. Радунского, I960), Батыра в "Шурале" Ф.З. Яруллина и Раба в "Спартаке" А.И. Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в "Лесной песне" Г.Л. Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в "Класс-концерте" (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского "Петрушка" (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964). В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он действительно - "исключение из правил", личность, способная воплотить на сцене любой образ - и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота. Об этом неоднократно говорили и критики, и его коллеги по искусству. Легендарному М. Лиепа, Народному артисту СССР, премьеру Большого театра принадлежит такое высказывание: "Васильев - это гениальное исключение из правил! Он обладает феноменальным талантом в технике, и в актерском мастерстве, и во владении танцевальной фразой, и в музыкальности, и в умении перевоплощаться и т.д.". А вот что сказал Ф.В. Лопухов, патриарх русского балета: "По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем... Он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас". Великий русский балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский выделял Васильева изо всех когда-либо виденных им танцовщиков, называя его "настоящим гением танца". Еще в 1960 году Голейзовский создал специально для него концертные номера "Нарцисс" и "Фантазия" (для Васильева и Е.С. Максимовой) и в 1964 году - партию Меджнуна в балете С.А. Баласаняна "Лейли и Меджнун".
Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича также связаны с именем Владимира Васильева, который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского "Щелкунчик" и "Спящая красавица"; знаменитый Спартак в одноименном балете А. И. Хачатуряна (1968; за эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в "Ангаре" А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако постепенно между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова и ряд других ведущих солистов были вынуждены расстаться с Большим театром.
За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом - "Гранд-опера", Римская опера, театр "Колон", "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера" и т.д. Феномен Владимира Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета И.Ф. Стравинского "Петрушка" ("Балет XX века", Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета "Ромео и Юлия" на музыку Г. Берлиоза. В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его для участия в съемках фильма-оперы "Травиата" (Испанский танец - постановка и исполнение). 1987 год стал годом исполнения роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети "Голубой ангел" на музыку М. Констана ("Марсельский балет"). 1988 год принес артисту первое исполнение партии Зорбы в постановке Лорки Мясина "Грек Зорба" на музыку М. Теодоракиса ("Арена ди Верона"), а также первое исполнение главных партий в возобновлении Лорки Мясиным одноактных балетов Леонида Мясина "Пульчинелла" И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и "Парижское веселье" на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в театре "Сан-Карло" (Неаполь). В 1989 году Беппо Менегатти поставил спектакль "Нижинский" с Васильевым в главной роли (театр "Сан-Карло"). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его "Богом танца", итальянцы, узнавая на улицах, пытались носить на руках, в Аргентине (после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов "Фрагменты одной биографии") он стал просто национальным героем, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т.д.
Кроме Екатерины Максимовой - постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он всегда называл своей Музой, - с ним танцевали такие знамениты балерины, как Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.
Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительное ощущение музыки, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Федор Васильевич Лопухов писал: "... говоря слово "бог" применительно к Васильеву ... я имею в виду чудо в искусстве, совершенство". Васильев по праву считается преобразователем мужского танца, новатором, с которым связаны его высшие достижения. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан "Танцовщиком XX века".
Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает потребность более полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет "Икар" С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 - 1-я редакция, 1976 - 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева - необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет: "Эти чарующие звуки..." (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), "Я хочу танцевать" ("Ностальгия") на фортепьянную музыку русских композиторов и "Фрагменты одной биографии" на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал "Россия", 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: "Макбет" (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); "Анюта" (по рассказу А.П. Чехова "Анна на шее" на музыку В.А. Гаврилина; Театр "Сан-Карло", ГАБТ, 1986), "Ромео и Джульетта" (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990), "Золушка" (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), "Балда" (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает свое видение классических балетов: "Дон Кихот" (Американский балетный театр, 1991), "Лебединое озеро" (ГАБТ, 1996), "Жизель" (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997).
В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: "Двое", "Классическое па-де-де", "Русская", "Два немецких танца" и "Шесть немецких танцев", "Ария", "Менуэт", "Вальс", "Карузо", "Шут", "Петрушка", "Элегия", "Увертюра на еврейские темы", "Синкопы" и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он видит в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии - Икар и Эола, Макбет, Солистка в "Чарующих звуках", Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои "Ностальгии" и "Фрагментов одной биографии". В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.
Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства - он снимается как драматический актер в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта" (Сид, 1980), "Фуэте" (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории "Евангелие для лукавого" (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах "Анюта" (Петр Леонтьевич, 1982) и "Дом у дороги" (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев ставит оперы: опера-балет "Тахир и Зухра" на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием "О Моцарт! Моцарт..." на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр "Новая опера", Москва, 1995), "Травиата" Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх "Аида" Дж. Верди (Римская опера, 1993) и "Хованщина" М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).
Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969) и рок-оперы "Юнона и Авось" в театре "Ленком" (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций "Сказка о Попе и работнике его Балде" (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), "Художник читает Библию" (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).
Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 годы Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.
В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем-директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов кордебалета, хора и оркестра; была организована собственная Видеостудия театра и подготовлен постоянный цикл передач на телеканале "Культура"; создана и открыта страница Большого театра в Интернете; создана пресс-служба театра; значительно расширена литературно-издательская деятельность; организована Академия классического танца Большого театра в Бразилии; организованы международные акции в поддержку реконструкции Большого театра, проведено множество благотворительных акций и многое другое. Каждый год в театре проходили премьеры, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др., резко вырос уровень исполнительского мастерства. Масштабные зарубежные гастроли театра вновь стали проходить с огромным успехом, и мир заговорил о возрождении Большого театра. "Триумфальное возвращение Большого", "Снова Большой!" - писали газеты. В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности "в связи с сокращением штата".
В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля "Долгое путешествие в Рождественскую ночь", посвященного П.И. Чайковскому (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев, а в 2001 году - премьеры постановок Васильева "Дон Кихот" в труппе "Токио-балет" (Япония) и "Золушка" в Челябинском театре оперы и балета.
Васильев снимался в экранизациях балетов: "Сказка о Коньке-Горбунке" (Иванушка, 1961), "Подпоручик Киже" (Павел I, 1969), "Спартак" (1976); "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); оригинальных телебалетах: "Трапеция" (Арлекин, 1970), "Анюта" (Петр Леонтьевич, 1982), "Дом у дороги" (Андрей, 1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: "Путь в Большой балет" (1960), "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969), "Хореографические новеллы" (1973), "Классические дуэты" (1976), "Страницы современной хореографии" (1982), "Гран па в белую ночь" (1987), "Слава Большого балета" (1995) и др.
Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: "Дуэт" (1973), "Катя и Володя" (СССР - Франция, 1989), "И осталось, как всегда, недосказанное что-то..." (1990), "Отражения" (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова "Екатерина Максимова. Владимир Васильев" (М.: Терра, 1999), Pedro Simon "Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev. Giselle" (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина "Владимир Васильев" (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой "Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности" (М.: Театралис, 2000).
В.В. Васильев - Народный артист СССР, Народный артист РСФСР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии "Хрустальная Турандот" в 1991 году (совместно с Е.С. Максимовой) и в 2001 году - "За честь и достоинство".
В.В. Васильев награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2000), Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999), французским орденом "За заслуги" (1999).
В.В. Васильев завоевал I премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964), приз "Интервидения" (за телебалет "Анюта") на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (1982), Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет "Анюта") на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983), приз Интервидения и приз за лучшее исполнение мужской роли (телебалет "Дом у дороги") на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (Прага, 1985), приз за лучший спектакль сезона - балет "Анюта" в театре "Сан-Карло" (Неаполь, 1986), приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986).
В.В. Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Среди них: премия имени В. Нижинского - "Лучший танцовщик мира" (1964, Парижская академия танца), специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария), премия имени М. Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Е.С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премия Римского муниципалитета "Европа-1972" (Италия), медаль Академии искусств Аргентины (1983), премия Академии Симба (1984, Италия); премия "Вместе за мир" (1989, Италия), премии имени Дж. Тани - "Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" (совместно с Е.С. Максимовой, 1989, Италия), премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990), премия города Террачина (1997, Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция), медаль "За заслуги" принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия).
В.В. Васильев - почетный профессор МГУ, действительный член Международной Академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.
Свободное время Васильев в основном посвящает живописи - своему самому постоянному и давнему увлечению (состоялись три персональные выставки его работ). Особенно любимые им художники - Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Коровин, Врубель. Основная тема полотен Васильева - пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка под Костромой, где он всегда проводит отпуск. В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает - мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели - Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты - Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы - Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Бах. Относительно недавно у Васильева появилось новое увлечение - он стал писать стихи, а в 1999 году вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".
Живет и работает в Москве.
Владимир Васильевстал для многих ценителей балета идеалом мужского танца ХХ века. Его танец поражал не только техническим совершенством, но и глубиной мысли и силой чувств. Он умел заполнить собой сцену, умел преодолевать силу земного притяжения - его прыжок казался невесомым. "Безбрежный танец Васильева, гениальный танец Васильева", - так говорили и восторженные поклонники, и специалисты в области балетного искусства.
Так счастливо сложилась его творческая судьба, что она совпала с двумя великими балетными эпохами Большого театра - эпохой Леонида Лавровского и пришедшей ей на смену эпохой Юрия Григоровича. Понятие "Большой балет" пришло в мир с поднятием "железного занавеса". Именно тогда начинал свой творческий путь юный Владимир Васильев. Большой балет стал своеобразным символом нашей страны, и для многих имя Васильева стало синонимом мужского танца в Большом балете.
"Что это - судьба или случай…", - говорит сам Васильев о первых своих шагах в мире балета. В цикле Владимир Васильев вспоминает о тех людях, которые прошли вместе с ним через прославленную сцену Большого театра, о тех, чьи имена вписаны в историю золотого века Большого балета.
Фильм 2-й. "Впереди планеты всей". Об исторических гастролях Большого театра и о начале творческого и семейного дуэта Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Владимир Васильев размышляет о роли искусства балета в судьбах людей. Использованы фрагменты кинохроники о гастролях в Лондоне и США в конце 50-х годов прошлого века, фрагменты спектаклей Большого театра, которые историки балета назвали "золотым фондом" Большого балета.
Инна Шкрабова о фильме:
"Балет - самое жестокое искусство, - сказал Владимир Васильев, - потому что подвластен только молодым: в девятнадцать лет сценическую карьеру начинают, к сорока, если до этого не случится серьезных травм, - заканчивают..."
В его эпоху от артиста балета требовалось в первую очередь быть артистом, а потом уже - танцовщиком. Это диктовалось и стилем самих спектаклей: развернутые хореографические полотна с конкретным сюжетом, часто на основе литературных произведений (так называемый драмбалет) - господствующий стиль 50-х и 60-х. Тогда в Большом театре работали выдающиеся балетмейстеры - Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Василий Вайнонен, Леонид Якобсон, Касьян Голейзовский, Юрий Григорович. Владимир Васильев работал с каждым из них и образно и увлекательно рассказал в программе о совместном творчестве. А первой звездной ролью Владимира Васильева на сцене Большого театра стал Иванушка в балете "Конек-горбунок" Р. Щедрина. "Эта роль удивительно совпала с моей индивидуальностью: русский парень с открытой улыбкой, герой русских сказок. Технических трудностей для меня не существовало - я мог исполнить все, что требовалось по роли. Спектакль создавался в удивительной эмоциональной атмосфере: молодой талантливый композитор Родион Щедрин, влюбленный в Майю Плисецкую, написал для нее балет. Меня пригласили на первую в моей жизни главную роль, и моей партнершей была потрясающая балерина Плисецкая!". С теплотой и нежностью Владимир Васильев рассказывает и о других своих партнершах, замечательных балеринах Раисе Стручковой, Нине Тимофеевой, Марине Кондратьевой. Но "балериной всей жизни и музой" стала для него Екатерина Максимова.
Самой знаменитой ролью Васильева считается роль Спартака. Балет "Спартак" в постановке Юрия Григоровича стал настоящим прорывом! Григорович привнес новую эстетику и новое понимание танца. Впервые в истории мирового балета, считает артист, танцовщик в спектакле стал равен балерине, до этого он оставался "в тени ее пачки".
"Индивидуальность Васильева одним словом не определишь, - сказала о нем Галина Уланова, - он удивительно многогранен. В его репертуаре героические, комедийные, лирические, трагические и гротесковые роли. И потому в историю балета Васильев вошел не только как уникальный танцовщик, но и как выдающийся актер. Его танец отмечен не только техническим совершенством, но и глубиной мысли, и силой чувств".