Методическое сопровождение внедрения учебной программы дошкольного образования
Методическое сопровождение внедрения учебной программы дошкольного образования осуществляется Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», региональными институтами развития образования, районными (городскими) управлениями (отделами) образования.
Особое внимание необходимо обратить на своевременное выявление проблем, возникающих у педагогических работников учреждений дошкольного образования, изучение их запросов и потребностей при внедрении учебной программы дошкольного образования.
Методическое сопровождение включает в себя:
оказание методической помощи районными (городскими) управлениями (отделами) образования;
повышение квалификации педагогических работников учреждений дошкольного образования по вопросам планирования и организации образовательного процесса при реализации содержания учебной программы дошкольного образования на базе региональных институтов развития образования;
повышение квалификации управленческих кадров и педагогов-психологов учреждений дошкольного образования в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования».
В предстоящем учебном году деятельность структурных подразделений Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» будет направлена на координацию и взаимодействие всех региональных структур, курирующих дошкольное образование, на повышение квалификации и переподготовку кадров, методическое сопровождение педагогических работников учреждений дошкольного образования по реализации содержания учебной программы дошкольного образования по актуальным проблемам:
современная нормативная правовая база, обеспечивающая эффективную деятельность учреждения дошкольного образования по решению основных задач при реализации учебной программы дошкольного образования;
прогнозирование и планирование повышения квалификации педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях реализации учебной программы дошкольного образования;
развитие профессиональных управленческих и методических компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в сфере управления в соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования;
методическое сопровождение деятельности педагогических работников учреждений дошкольного образования по реализации учебной программы дошкольного образования на основе индивидуально-дифференцированного подхода;
использование современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе учреждений дошкольного образования;
организация платных услуг в сфере дошкольного образования;
психологическая и методическая поддержка педагогических работников учреждений дошкольного образования при реализации учебной программы дошкольного образования и др.
В условиях реализации учебной программы дошкольного образования специалистам управлений (отделов) образованиянеобходимо особое внимание уделить:
поддержке и развитию информационного образовательного пространства, обеспечивающего педагогическим работникам доступ к современным образовательным ресурсам (на основе использования информационно-коммуникационных технологий и создания образовательных ресурсных центров), внедрению компьютерных средств, Интернет-ресурсов (онлайн-конференций, сайтов, сетевого взаимодействия по локальной районной сети) и т.д.;
обеспечению дифференцированного подхода к методическому сопровождению руководителей и специалистов учреждений дошкольного образования (организация работы районных методических объединений, мастер-классов, круглых столов, творческих мастерских, семинаров, конференций и т.д.);
анализу состояния работы в учреждениях дошкольного образования по методическому сопровождению деятельности педагогических работников при реализации обновленного содержания дошкольного образования и организации образовательного процесса в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;
совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования по вопросам реализации содержания учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов дошкольного образования;
изучению результатов организации образовательного процесса на основе внедрения учебной программы дошкольного образования;
выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по использованию современных методик и технологий в образовательном процессе при реализации содержания учебной программы дошкольного образования и др.
Обращаем внимание региональных институтов развития образования на необходимость разработки и включения в программы повышения квалификации инвариантных модулей и тем по реализации учебной программы дошкольного образования, проведения практических занятий, деловых игр, обеспечивающих активное участие слушателей в учебном процессе, подготовку базовых площадок для проведения практических занятий, активизацию методической работы с педагогическими кадрами.
Предлагаем обновить содержание учебных программ повышения квалификации воспитателей дошкольного образования и специалистов учреждений дошкольного образования по следующим вопросам:
нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования;
содержание и специфика организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования на основе учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов дошкольного образования;
содержание образовательных областей учебной программы дошкольного образования по возрастам;
планирование и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста при реализации образовательной программы дошкольного образования;
специфика основных форм организации образовательного процесса (игры, занятия) в разных возрастных группах;
осуществление интеграции содержания образовательных областей в процессе организации образовательного процесса;
использование современных образовательных методик, технологий в образовательном процессе учреждения дошкольного образования при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
педагогическая диагностика при реализации образовательной программы дошкольного образования;
создание условий для организации здоровьесберегающего образовательного процесса;
взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в вопросах обучения и воспитания воспитанников и др.
Для учреждений дошкольного образования актуальными станут следующие формы методического сопровождения:
- организация постоянно действующего семинара по изучению содержания учебной программы дошкольного образования;
- проведение собеседования по результатам самостоятельного изучения педагогами учебной программы дошкольного образования;
- разработка учебного плана учреждения дошкольного образования с участием каждого педагогического работника, организация коллегиального обсуждения учебного плана и утверждение его руководителем учреждения дошкольного образования;
- организация работы с педагогическими кадрами по планированию образовательного процесса на основе целей, задач учебной программы дошкольного образования;
- создание условий для повышения квалификации педагогических работников по освоению и внедрению современных образовательных и информационных технологий, способствующих реализации учебной программы дошкольного образования;
- оформление аннотированной постоянно действующей выставки научно-методического обеспечения учебной программы дошкольного образования;
- составление электронного каталога и картотеки наглядных пособий, дидактических игр по направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования;
- проведение индивидуального и группового консультирования по запросам педагогических работников;
- обеспечение свободного доступа к Интернет-ресурсам и возможности работы педагогических работников с нормативными правовыми актами и методическими материалами по дошкольному образованию;
- создание условий для изучения эффективного опыта педагогических коллективов по реализации содержания учебной программы дошкольного образования.
Сложившаяся система дополнительного образования взрослых должна обеспечить структурную и содержательную целостность, открытость и мобильность единого методического пространства в реализации содержания учебной программы дошкольного образования.
Рекомендации по составлению учебного плана учреждения дошкольного образования
Учебный план учреждения дошкольного образования (далее – учебный план) разрабатывается на основе типового учебного плана дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133) и утверждается руководителем учреждения.
Учебный план составляется с учетом рекомендаций Министерства образования (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году от 28 июня 2012 г.) и специфики учреждения дошкольного образования (возраст воспитанников, язык обучения и воспитания, наличие специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания, спектр образовательных услуг, оказываемых учреждением дошкольного образования, материально-технические условия (наличие бассейна) и пр.).
Учебный план включает в себя:
перечень образовательных областей: «Физическая культура», «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Обучение грамоте», «Искусство»;
количество учебных часов на изучение образовательных областей по группам воспитанников;
общее количество учебных часов (игр, занятий) в неделю;
максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного воспитанника (в астрономических часах).
При составлении учебного плана необходимо учитывать требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».