Обучение детей и подростков с нарушением слуха
Из трёх направлений специального образования обучение детей с нарушением слуха имело в нашей стране (впрочем, как и на Западе) наиболее долгую историю и очевидные успехи. А потому есть повод детальнее рассмотреть, как менялась советская школа для глухих детей в контексте исполнения планов первых пятилеток.
В силу разных причин перипетии специальной школы 1930-х гг. современных исследователей не привлекают. Берясь за оценку эффективности действий государства по организации всеобуча детей и подростков с нарушением слуха в границах политически драматического десятилетия, выдержать позицию беспристрастного судьи непросто. Дефектологическая литература советской поры с пиететом сообщает о грандиозных свершениях 1930-х г., тогда как современные авторы обходят события тех лет молчанием либо ограничиваются одной-двумя критическими фразами. Апологетика «периода наступления социализма по всему фронту и упрочения социалистического общества» насчитывает тысячи страниц. По сей день она имеет немало сторонников, искренне убеждённых в превосходстве советской сурдопедагогической системы помощи той поры над современными ей системами помощи глухим в странах Западной Европы. Наиболее ярко эта пафосная позиция представлена в работах А. Г. Басовой, А. Д. Добровой, И. И. Данюшевского, А. И. Дьячкова, П. П. Почапина и др. На рубеже XX—XXI столетий нередко приходится слышать прямо противоположную оценку, согласно которой, если вспоминать о достижениях 1920—1930-х гг. в деле образования лиц с нарушением слуха, то обращаться надо исключительно к опыту Запада. Сторонники подобного мнения либо имитируют неосведомлённость, либо искренне не знают о политике советского правительства в сфере специального образования, о темпах и масштабе строительства сети специальных школ.
История возникновения и развития национальных систем специального образования учит нас тому, что цели и задачи, которые правительства отдельных стран ставят перед своими специальными школами, как правило, не совпадают, а потому оценка качества постановки специального обучения в том или ином государстве на основе прямого сравнения может привести к ложным выводам. Попробуем проанализировать ход становления советской сурдошколы по сущностным показателям, другой подход, на наш взгляд, непродуктивен.
Во-первых, советская специальная школа для детей с нарушением слуха, как уже отмечалось, не стала правопреемницей дореволюционных училищ, официально заявив об этом, следовательно, выискивание и перечисление достоинств и недостатков принципиально разных учебных заведений ради восхваления или порицания любого из них лишено смысла. Родство школ для глухих детей Российской империи и СССР формально, общее у них только название, тогда как цели деятельности, нормативные правовые основы, принципы финансирования, организационные формы, задачи и содержание обучения разительно отличаются.
Во-вторых, оценочные эпитеты могут меняться в зависимости от личных позиций и пристрастий тех, кто берётся описывать и комментировать образовательные модели минувшей эпохи. Педагог, отдавший советской специальной школе жизнь, дефектолог-исследователь, молодой выпускник вуза, родитель ребёнка-инвалида, современный журналист, западный специалист, да и не только они, в дискуссии по интересующему нас вопросу, как правило, занимают несовпадающие позиции.
В-третьих, заказчиком советской специальной школы выступало исключительно государство, а потому оценки, игнорирующие это обстоятельство, любопытны, но грешат субъективизмом.
Итак, накануне начала 1930/31 учебного года во исполнение решения ЦК ВКП(б) ВЦИК и СНК СССР принимают постановление «Об обязательном всеобщем начальном образовании».
Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении»(14 августа 1930 г.)
«Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения. <.„>
Призывая профессиональные, комсомольские, кооперативные и другие общественные организации, а также всех рабочих, трудящихся, крестьян, особенно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самодеятельность и энергию и добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения, Центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Ввести с 1930/31 года повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объёме не менее четырёхлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 года в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.
Установить с 1930/31 года обязательное прохождение всего курса школ I ступени (первых четырёх групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.
2. Ввести с 1930/31 года обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырёх групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы, курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).
3. Ввести с 1930/31 года всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объёме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929/30 году.
Установить в тех же местностях с 1930/31 года обязательное прохождение всего курса школы-семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развёртывание сети фабрично-заводских школ- семилеток».
По прошествии года Наркомпрос РСФСР издаёт ведомственный приказ «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (8 июня 1931 г.), вовлечь всех детей с нарушением слуха соответствующего возраста предполагалось к 1 октября 1932 г. К сожалению, ни к назначенной дате, ни в последующее десятилетие исполнить решение в полном объёме не удалось, в известной мере проектантов подвела статистика. Планируя всеобуч глухих, стратеги из Наркомпроса воспользовались устаревшими данными переписи 1926 г. и даже отчасти 1897 г. Реальное число детей с нарушением слуха на деле оказалось много выше, чем сообщалось в архивных выкладках. По данным Наркомпроса РСФСР, в 1932 г. в СССР действовало 79 школ для глухонемых детей (7053 ученика). Напомним, в 1907 г. доктор П. Якобий, зафиксировав существование в Российской империи всего 50 таких школ и около 2200 учащихся, доказал, что специальное обучение получало не более 6% глухих детей школьного возраста. Сравнивая отечественные показатели с соответствующей статистикой Бельгии, Германии, Дании, Нидерландов, Норвегии, Швеции — 85% охвата, российский отоларинголог корил царское правительство за медлительность. Интересно, что сказал бы П. Якобий в адрес Наркомпроса РСФСР, пообещавшего посадить за парту всех детей с нарушением слуха, но добившегося на деле охвата не более 25% из них?
Задача полного охвата глухих детей школьным обучением по-прежнему оставалась нерешённой, вместе с тем следует признать кардинальные перемены в государственной политике РСФСР. Правительство царской России не считало обучение детей с нарушением слуха вопросом, заслуживающим высочайшего внимания, в 1930-е же годы в роли беспощадного критика сложившейся ситуации выступил высший государственный орган — СНК РСФСР. Так как заказчиком специального обучения после революции 1917 г. единолично выступало государство, то и критические стрелы полетели в Наркомпрос с олимпийских высот.
Подводя итоги года, республиканский комитет по всеобучу при СНК РСФСР заслушал отчёт Наркомпроса РСФСР «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (28 декабря 1931 г.). Ознакомившись с результатами, Президиум ВЦИК признал их неудовлетворительными и потребовал не позднее 1933 г. обеспечить обучение всех детей с нарушением слуха. В искренности правительственного распоряжения не стоит сомневаться, на этот раз оно подкреплялось финансовым обеспечением — в постановлении ВЦИК говорилось об увеличении расходов на содержание и обучение глухонемых. Дело пошло энергичнее, и уже к 1 сентября 1933 г. Наркомпрос РСФСР рапортует о том, что школьным обучением охвачено 11 232 глухих, 374 слабослышащих и 210 позднооглохших. Как удалось за год почти удвоить число учащихся — секрет Полишинеля74: одних посадили в общеобразовательные классы, других собрали в специальные классы, созданные при массовых школах, кое-где открыли специальные учреждения. Поспешность и формализм, проявленные отделами народного образования при исполнении указания ВЦИК, не могли привести к желательным результатам. Не способные в короткий срок выполнить указание правительства — «не позднее 1933 г. обеспечить обучение всех детей с нарушением слуха», — чиновники от образования нашли выход, подменив условие задачи. Требование «обеспечить обучение» администрация на местах стала исполнять как предписание «посадить всех глухих детей за школьную парту», впрочем, обеспечить образование инвалидов по слуху при отсутствии квалифицированных педагогов не представлялось возможным. Несмотря на то что вопрос подготовки кадров начал решаться в середины 1920-х гг.75, достичь желаемого результата не удалось. Паллиативное решение Наркомпроса о массовой ускоренной подготовке сурдопедагогов не представляется оптимальным. По признанию А. Г. Басовой, «порядок краткосрочной подготовки дефектологов на курсах и в техникумах также мог быть лишь временным. Для трудного дела обучения глухих детей требовались более квалифицированные кадры дефектологов с высшим педагогическим образованием».
Таким образом, обеспечить качественное обучение детей с нарушением слуха в установленные правительством сроки не удалось, вместе с тем большое число глухих получили доступ к школьному образованию. «Наиболее активно шло развёртывание сети школ для глухих в Новосибирском крае, где было открыто 33 школы, и в Центрально-Чернозёмной области, в которой была открыта 21 школа. Трудности осуществления всеобщего обучения глухих детей на местах в первые годы его проведения заставляли органы народного образования широко использовать предусмотренный приказом Наркомпроса такой путь обучения глухих и слабослышащих, как специальные классы при массовых школах. Таких классов было создано в 1933 г. 616, а в 1934 г. — 634. <...> Но сурдопедагоги, обучавшие глухих детей в специальных классах при массовых школах, зачастую были малоквалифицированными, они не были связаны с коллективами школ для глухих, в коллективы же массовых школ они также не входили».
Попытаемся оценить динамику становления новой специальной школы с позиций заказчика. В конце 1920-х гг. Советское государство принимает твёрдое решение развивать систему образования для лиц с нарушением слуха. Немедленно уточняется и обновляется соответствующая нормативная правовая база, определяются источники финансирования, в массовом порядке начинают готовиться сурдопедагогические кадры, издаются учебники нового поколения, строятся школы и трудовые мастерские. Продолжается целенаправленная борьба за преодоление филантропического подхода к телесно и умственно дефективным детям, за их вовлечение в общественно полезный труд за пределами специального учреждения. «Перед специальной школой наряду с общими задачами народного образования, — утверждает А. Г. Басова, — стояли и задачи чисто специфические. Прежде всего, было необходимо до конца преодолеть ещё существовавшее инвалидно-филантропическое отношение к глухим детям на основе принципов социалистического гуманизма. Не менее важной задачей для специальной школы было изменение содержания обучения и воспитания глухих в свете общих требований и установок Коммунистической партии и советского правительства. Необходимо было изыскивать эффективные средства и методы обучения, которые помогли бы глухим детям в усвоении общеобразовательных знаний, овладении трудовыми навыками, в развитии способности общения с окружающими». Аналогичные мысли почти слово в слово изложены и в работах классика советской сурдопедагогики А. И. Дьячкова, таким образом, речь идёт не
о частном мнении отдельного исследователя, а об официальной позиции. Образовательные задачи ранжировались именно в таком порядке: обучение и воспитание глухих в строгом соответствии с требованиями и установками коммунистической идеологии, овладение академическими знаниями в объёме школьной программы, трудовое обучение и, в последнюю очередь, развитие способности общения с окружающими. То, что пионерам и классикам сурдопедагогики на протяжении веков представлялось важнейшей задачей, для советской специальной школы становилось третьестепенным вопросом. Да и «специальной» Наркомпрос числил эту школу «во-вторых», во-первых, она являлась «единой трудовой», а потому профессиональные рекомендации сурдопедагогов творцы образовательной политики чаще всего пропускали мимо ушей.
Уникальность отечественной ситуации изначально заложена революционными декретами. И в организационно-структурном, и в содержательном плане специальной школе предписывалось максимально копировать школу общеобразовательную. Пока речь шла о следовании программе первой ступени, задача не казалась неразрешимой. Естественно возникающие трудности с усвоением глухими учениками единой программы специальная школа могла преодолевать, удлиняя стандартные сроки обучения. Но как только содержание образования 1-й ступени пересматривается, усложняется и унифицируется, специальной школе становится всё сложнее поспевать за ней. Даже самые талантливые сурдопедагоги более не могли работать по авторским программам, в одиночку ища ответы на усложняющиеся вопросы, порождаемые изменением содержания образования. Специальная школа нуждалась в централизованной методической помощи, а методисты, в свою очередь, в поддержке со стороны исследователей — сурдопедагогов, сурдопсихологов, педологов и пр.
В 1930 г. Наркомпрос РСФСР вводит в действие программы для начальной и семилетней школы, построенные на основе комплексов-проектов. Не успев понять, насколько новые программы пригодны к использованию в специальной школе, сурдопедагоги на Всероссийской конференции учителей глухих (1930) получают их к исполнению. Едва-едва они попытались приспособить бригадно-лабораторные методы к условиям школы для детей с нарушением слуха, как новацию упразднили. Накануне следующего учебного года (5 сентября 1931 г.) выходит постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Главной целью обучения подрастающего поколения руководство страны теперь определяет борьбу за знания, за овладение основами наук.
Из постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»(5 сентября 1931 г.)
«Советская школа, ставящая своей целью «подготовлять всесторонне развитых членов коммунистического общества», даёт детям несравненно более широкий кругозор и общее развитие, чем дореволюционная буржуазная школа. За последние годы возрос уровень общего образования детей в советской школе. <...>
Однако, несмотря на все... достижения, ЦК констатирует, что советская школа далеко ещё не соответствует тем огромным требованиям, какие предъявляются к ней современным этапом социалистического строительства. ЦК считает, что коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не даёт достаточного объёма общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер и не подготовляет детей как всесторонне развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой. <...>
Предложить наркомпросам союзных республик немедленно организовать научно-марксистскую проработку программ, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география, история) с расчётом, чтобы с 1 января 1932 г. начать преподавание по перестроенным программам».
Получив очередное указание, Наркомпрос немедленно приступает к перестройке учебных планов и программ общеобразовательной школы, согласуясь с требованиями предметного преподавания. Тем временем ЦК ВКП(б) издаёт постановления «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (август 1932 г.), «Об учебниках для начальной и средней школы» (февраль 1933 г.). Впоследствии список нормативных документов пополнят постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (май 1934 г.), «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» (сентябрь 1935 г.).
В свете новых партийных решений и специальной школе приходится перестраиваться. Сначала коренной переделке подверглись программы по общеобразовательным предметам 1929/30 учебного года. Напомним, в период с 1930 по 1941 г. школа для глухих детей развивалась как неполная средняя школа, а школа для слабослышащих детей — как полная средняя школа. Обновлённый учебный план 1932 г. стал многопредметным, вынужденная копировать учебный план общеобразовательной школы, школа для глухих вводит преподавание истории, обществоведения, физики, химии, технологии, военного дела. Повышение внимания к преподаванию русского языка потребовало от сурдопедагогов подвергнуть ревизии прежде применявшийся «чистый устный метод». По мнению А. Г. Басовой, «актуальность этого вопроса вытекала также из постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г., в котором говорилось о необходимости изживания универсальных методов обучения». Если согласиться с подобным утверждением, следует поверить, что партийное руководство страны ориентировалось в проблемах сурдопедагогики лучше дефектологов.
Программа, спущенная специальной школе сверху, из-за почти буквального копирования массовой оказалась неисполнимой. Тогда пришлось вспомнить о профессионалах. Наркомпрос РСФСР поручает Московскому институту глухонемых (бывшему Арнольдо-Третьяковскому училищу) доработать программу таким образом, чтобы та отвечала всем требованиям партийных постановлений, но вместе с тем была доступна глухим ученикам. Разумеется, свобода перегруппировки учебного материала оставалась весьма ограниченной, переделка программ по «мировоззренческим» предметам (обществоведению, истории, физике и др.) не допускалась. И всё же в 1934 г. специальная школа получила «свой» учебный план, правда, и он для большинства учебных заведений оказался трудным. Теперь уже учительство просит Наркомпрос о том, что необходимо привести обновлённый учебный план в большее соответствие с возможностями тех, кому по нему надлежало учить и учиться. По счастью, в Наркомате здравый смысл возобладал над чиновничьей любовью к форме, а не к сути, и в 1935 г. Отдел специальных школ Наркомпроса РСФСР организует рабочую группу для корректировки учебного плана и программ, включив в неё научных сотрудников и опытных сурдо- педагогов-практиков. Случившееся можно расценить как гражданский подвиг, в атмосфере повышенной политической подозрительности и поиска ведьм нашлись люди, решившиеся «подправить» замысел высшего руководства.
Необходимо несколько слов сказать об учебной книге. Долгое время единые учебники отсутствовали, каждый сурдопедагог в меру личного опыта и понимания идеологического момента использовал либо собственноручно подготовленные пособия, либо учебники массовой школы, либо их адаптированный под возможности глухого ученика вариант. Вплоть до 1938 г. специальная школа располагала одним-единственным стабильным учебником — «Букварём» Н. А. и Ф. А. Рау.
Приведённые фрагменты учебников и рабочих тетрадей учащихся дают возможность проследить, как менялись представления их авторов о целях школьного обучения детей с нарушением слуха. Ради того чтобы ввести глухого ребёнка в контекст социальной жизни, сурдопедагогу приходилось изготавливать самодельные книжки, в которых традиционное содержание насыщалось картинками и текстами, знакомящими неслышащего ученика в доступной для него форме с новой государственной идеологией. Фрагменты рабочей тетради, написанной глухим учеником под руководством сурдопедагога I Московского института глухонемых в 1925 г., позволяют понять, что в выборе учебного материала даже политической тематики учитель в ту пору обладал достаточной независимостью и свободой.
Однако вскоре острота политического момента делает подобную самодеятельность невозможной и небезопасной. Если внутри школы авторские учебники ещё допускались, то государственные издательства стараются по возможности обойти идеологические ловушки. Высочайший уровень идеологической виртуозности демонстрирует НКО УССР и авторы пособия «Исправление речи» (1933), сумевшие весь курс развития речи свести к набору обиходных стереотипных фраз.
Государство требует полностью отказаться от учебников, прежде считавшихся классическими, ибо на первый план выдвигается «формирование мировоззрения учащихся на основе принципов коммунистического воспитания ребёнка». Школе предписано «формировать у глухонемых моральные качества и свойства, необходимые для поведения и деятельности членов социалистического общества». Официальная установка в избытке реализуется в одном из первых типовых учебников по чтению для специальной школы, выпущенном Учпедгизом в 1934 г. Главной своей задачей его авторы видят формирование у глухих учащихся однозначных идеологических установок, социальных стереотипов: «полезный — вредный», «друг — враг», что, по их мнению, в дальнейшем позволит воспитать из глухого подростка преданного делу ВКП(б) строителя социализма, т. е. члена общества, полезного государству.
Во исполнение постановления ЦК ВКП(б) «О работе Госиздата РСФСР и об объединении издательского дела» в 1930 г. при Наркомпросе РСФСР создаётся Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ), в составе которого образовано крупное учебно-педагогическое издательство (1930). На долгие годы Учпедгиз становится монополистом учебного книгоиздания. Государство крайне заинтересовано в создании единой школьной программы и единых стабильных учебников, вскоре ЦК ВКП(б) издаёт постановление «Об учебниках для начальной и средней школы» (1933). Постановление осудило стремление множить некие «динамичные» учебники, постоянно обновляющие свой материал. Власть не устраивало то, что в школе широко использовались не контролируемые ею «рассыпные учебники», «журналы-учебники» (наподобие ежемесячных журналов), пытавшиеся отражать текущий момент. Неудовольствие вызывали и «краевые учебники», которые, по мнению творцов постановления, в массе своей являлись неудовлетворительными в методическом отношении, создавали большой разнобой в содержании учебного материала. ЦК ВКП(б) подверг жёсткой критике сложившуюся практику, потребовав создать новые, стабильные учебники, которые можно было бы использовать в течение ряда лет. Исполняя партийные директивы, Наркомпрос приступает к разработке и выпуску учебников, строго соответствующих вновь принятым программам по всем предметам курса советской школы (1933). В силу названных причин в Учпедгизе начинают выпускать учебную и учебно-методическую литературу для специальных школ. Руководит этой работой профессор В. А. Гандер. Советская специальная школа переходит на стабильные единые учебники. Привлечение к делу профессионалов приносит свои плоды, многие учебники заказываются не «политически благонадёжным» авторам, а тем, кто реально знает методику обучения детей с нарушением слуха. Одной из первых Учпедгиз выпускает в свет «Книгу для чтения» для 3 класса школ глухонемых (1934), подготовленную опытными сурдопедагогами Московского института глухонемых А. А. Глебовым, М. И. Глебовой, А. М. Перешивкиной, Н. С. Кабсшкиным.
Активное вмешательство государства в учебное книгоиздание незамедлительно приносит свои плоды. Уже в 1933 г. только в РСФСР издаётся более 100 учебников по различным учебным предметам общим тиражом свыше 50 млн экземпляров.
Темпы развития сети специальных школ для детей с нарушением слуха поражают. Если в 1924 г. РСФСР располагала 41 профильным учебным заведением (2500 учащихся), то к концу первой пятилетки (1932) соответствующие показатели составили 79 и 7053, дальнейший рост числа спецшкол и учащихся в них можно проследить по таблице 4.
Таблица 4