Использование предметов в другом качестве
В основе лежит подход Е.П. Торренса, предложившего данный метод развития творческого начала в детях:
—необычное использование знакомых вещей (перечислить все возможные способы);
—использование геометрических фигур (назвать как можно больше предметов, в которые входят заданные геометрические фигуры);
—«спроси — угадай» (перечислить все возможные варианты причины и следствия изображаемой ситуации).
Преодоление стереотипности мышления — ТРИЗ
Автор теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) — Г.С. Альтшуллер. Главное место в ней занимает курс РТВ — развития творческого воображения [44], включающий методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы:
—мозгового штурма, активизирующего перебор вариантов для решения проблемы, имеющего следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее), на основе которого отбираются оригинальные решения;
—стектиш (по У. Дж. Гордону): объединение разнородных элементов, основным способом которого является применение разного вида аналогий (прямой, фантастической, символической, компонентной, функциональной, путем гирлянд и ассоциаций).
Развитие словесного творчества
Основу этой группы методов составляют рекомендации, данные Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей:
—игра в рассказчика;
—бином фантазии;
—техника «фантастических гипотез»;
—деформирование слова;
—«продолжи стих»;
—«рисунок в несколько рук»;
—«перевирание сказки»;
—«придумывание историй»;
—«сказки наизнанку»;
—«салат из сказок»;
—«карты на стол»;
—«начало и конец»;
—«ассоциативное поле» [40].
Развитие логики
Педагог В.А. Бухвалов выделяет следующие виды творческих заданий:
—выбор требуемой информации из предложенной;
—исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;
—объединение (систематизация);
—сравнение;
—доказательство, опровержение;
—составление плана деятельности;
—моделирование;
—установление причин;
—определение последствий;
—определение новых функции;
—решение противоречий;
—поиск проблемы.
Для решения этих задач автор предлагает использовать различные методы активизации мышления: мозговой штурм, синектику, метод фокальных объектов (преобразование систем с помощью признаков случайно выбранных объектов), морфологический метод.
Метод творческих преобразований
Предполагает использование последовательных вопросов, позволяет описать изменения, происходящие в изучаемом явлении, если применить к нему то или иное преобразование.
Вопросы о предметах и объектах
Альтернативное применение
♦ Можно ли данный объект использовать иначе?
♦ Как использовать по-другому, если немного изменить?
♦ На что данный объект похож, что он напоминает?
♦ На кого данный объект похож, кого он напоминает?
♦ Какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?
Изменение
♦ Можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?
♦ Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?
♦ Можете ли вы изменить свой голос, прическу, свой внешний вид?
♦ Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?
Уменьшение
♦ Можно ли сократить данный процесс по времени?
♦ Как сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?
♦ Можно ли сделать этого человека менее заметным?
♦ Что еще можно облегчить, укоротить, убрать?
Увеличение
♦ Как увеличить продолжительность этого процесса?
♦Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?
♦Что сделать, чтобы человек стал заметнее, ярче?
♦Что еще можно усилить, увеличить, добавить?
Замещение
♦Можно ли заменить название?
♦Что еще можно использовать вместо этого?
♦ Кто мог бы успешно заменить этого человека?
♦ Можно ли вместо этого использовать другой механизм?
♦ Можно ли это сделать в другом месте, в другое время?
Перемещение
♦ Могут ли эти люди поменяться своими местами, своими делами?
♦ Можно ли поменять части местами?
♦ Как это сделать в другой последовательности?
♦ Можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?
Следующий, немаловажный момент — необходимость создания
развивающего комплекса упражнений. Особенность детского творчества заключается в игре (предэстетической деятельности), но эта игра — исходный пункт, из которого начинает развиваться личность. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Творческие игровые задания и ситуации должны помогать создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. Так как игра — процессуальный, а не продуктивный вид деятельности — ребенок по-своему преобразует окружающую среду, что является первым шагом к творчеству. Поэтому в основе нашей работы по развитию творческих способностей детей лежит игровая деятельность.
К средствам творческого развития дошкольника можно отнести дидактические игры и упражнения, формирующие интеллект и продуктивные виды деятельности. При проведении этих игр используются определенные методы и приемы, которые можно классифицировать по содержанию деятельности.