Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов
Раздел 1. Литература Средних веков.
1. Периодизация литературы средневековья в связи с важнейшими историческими процессами, происходившими в Европе в ту эпоху.
2. Как складывались взаимоотношения варварских племен с римлянами? Какие племена населяли Европу в период раннего средневековья?
2. Назовите памятники народно-героического эпоса раннего средневековья.
3. Как в ирландском и исландском эпосе отразились общественное устройство, быт, мировоззрение, нравственный идеал общины, рода?
4. Сравните героев кельтского эпоса с героями гомеровского эпоса, найдите общие черты и различия.
5. Жанровое своеобразие и поэтика «Старшей Эдды».
6. Мир «Беовульфа»: сказочно-мифологическое и историческое.
7. Какова роль христианства и церкви в средние века? Что позволило католической церкви стать мощной политической силой? Что такое теология, схоластика и мистика?
8. Клерикальная литература и ее особенности. Как средневековый человек представлял себе мир, свою жизнь и смерть?
9. Что такое феодальная иерархия и как она создавалась? Что такое корпоративизм?
10. Как развивался героический эпос эпохи феодализма? Условия его возникновения и характер бытования. Основные циклы французских героических эпопей. «Песнь о Роланде» и поэмы каролингского цикла.
11. Эпический мир и эпический герой в «Песни о Роланде».
12. «Песнь о Нибелунгах» и ее сюжетные корни в древнейшей поэзии. Влияние куртуазно-рыцарской поэзии на содержание и форму поэмы.
13. Как развивалась рыцарская культура в XII-XIII веках? Прованс и его роль в развитии куртуазной лирики. Культ прекрасной Дамы. Основные жанры и тематика лирика трубадуров. Борьба «темного» и «ясного» стилей.
14. Куртуазный роман и его циклы. Классический артуровский роман в творчестве Кретьена де Труа
15. Борьба городов с феодалами. Возникновение городской литературы и ее характер. Жанры и стиль городской литературы.
16. Как развивались светские драматические жанры? Назовите основные.
17. Кто такие ваганты? Каковы особенности их творчества
18. Когда Западная Европа вступила в эпоху перехода к Ренессансу? Какие новые процессы в это время развиваются? Какие естественнонаучные и географические открытия были совершены? Как эти открытия повлияли на духовную жизнь Европы?
19. Какой была Италия и политическая жизнь в ней в период Предвозрождения? Как жизнь и творчество Данте связаны с политикой и философско-эстетическими исканиями времени?
20. «Божественная комедия» Данте – синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени. Черты средневековой поэзии и гуманистические тенденции в «Комедии».
Раздел 2. Литература эпохи Возрождения
21.Место эпохи Возрождения в европейском культурно-историческом процессе. Хронологические границы.
22 Ренессансный гуманизм как новое течение в общественной мысли и культуре Западной Европы.
23.Учение о сущности человека, ренессансный антропоцентризм, идея «универсального человека».
24.Ренессансная пантеистическая натурфилософия. Картина мира и отражение ее в литературе.
25.Реформация церкви. Реформация и гуманизм.
26.Условия и причины возникновения ренессансного движения в Италии. Этапы развития итальянской литературы в эпоху Возрождения.
27.Петрарка – первый ренессансный поэт. Поэтическое новаторство его лирики.
28.«Внутренний раздор» Петрарки в «Книге песен». Образ Лауры и художественные средства его создания. Образ лирического героя.
29.Идейно-художественная эволюция Боккаччо. Антифеодальные и антиклерикальные мотивы в «Декамероне». Новое мировоззрение и новая мораль. Боккаччо – новеллист.
30.Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения.
31.Специфика Северного Возрождения. Периодизация.
32.Ироническая философия Эразма Роттердамского и его «Похвала Глупости».
33.Немецкие народные книги. Бюргерская литература.
34.Поэзия Франсуа Вийона.
35.Возрождение во Франции, его особенности.
36.Рабле и подъем французского гуманизма.
37.«Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле и становление романной формы.
38.Гуманистические идеи в романе Рабле.
39.Утопические идеи и педагогические воззрения Рабле и их воплощение в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».
40.Связь Рабле с традициями народной смеховой культуры. Сатирические приемы.
41.Поэзия «Плеяды». Реформа французского языка. Лирика Ронсара и ее эволюция.
42.Своеобразие английского Возрождения. Этапы развития литературы. Предшественники и младшие современники Шекспира.
43.Периодизация творчества Шекспира.
44.Поэмы и сонеты Шекспира.
45.Исторические хроники Шекспира. История и современность. Идеальный монарх и узурпатор власти.
46.Комедии Шекспира и их типы. Природа и любовь. Женские образы. Шуты и комики.
47.Ренессансное понимание трагедии. «Ромео и Джульетта».
48.«Магистральный сюжет», трагический герой, конфликт в «Гамлете».
49.Мир и герой в трагедии «Отелло».
50.«Король Лир» - социально-философская трагедия.
51.Персонажи и образные лейтмотивы в трагедии «Макбет».
52.Последние драмы Шекспира, их жанровое своеобразие.
53.Как развивалась английская драма после Шекспира? Кто такие пуритане? Их отношение к гуманистической культуре.
54.Особенности испанского Возрождения. Рыцарский и плутовской романы в Испании.
55.«Дон Кихот» Сервантеса: замысел и реализация. Гуманистические идеи и их воплощение в романе.
56.Двойственность образа Дон Кихота. Понятие «донкихотства».
57.Социальный фон романа «Дон Кихот».
Содержание и формы промежуточной аттестации
Форма аттестации – экзамен (д/о)