Коммуникативные затруднения педагогов
Выпускники педагогических вузов нередко испытывают коммуникативные проблемы в своей профессиональной деятельности. Молодые педагоги не знают своих индивидуальных особенностей, не обладают умениями реализовывать их в профессиональной деятельности, не могут найти свое место в педагогической действительности. Эти трудности связаны как с изменившимися требованиями к личности и деятельности педагога в современном образовании, так и с недостатками в профессиональной подготовке.
Исходя из структуры коммуникативного потенциала личности учителя, выделяют четыре основных группы коммуникативных затруднений педагогов:
– базовые коммуникативные затруднения;
– содержательные коммуникативные затруднения;
– операциональные коммуникативные затруднения;
– рефлексивные коммуникативные затруднения.
К базовым коммуникативным затруднениям учителя можно отнести следующие:
– нежелание вступать в контакт;
– неспособность к сопереживанию и сочувствию другому человеку;
– отсутствие положительной установки на другого человека;
– категоричность оценок и суждений в педагогическом общении;
– неприятие иных точек зрения, позиций, взглядов;
– неуверенность в себе, отсутствие коммуникативной инициативы;
– повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнеров по общению.
Содержательные коммуникативные затруднения проявляются в ситуациях построения учителем внутренних планов и программ коммуникативных действий, к ним относятся:
– невладение необходимыми коммуникативными знаниями;
– неумение наблюдать за участниками коммуникации;
– неумение планировать собственные коммуникативные действия;
– неспособность перестроить программу коммуникации в зависимости от изменившихся условий педагогической деятельности.
Операциональные коммуникативные затруднения проявляются в неумении эффективно реализовывать на практике намеченные программы коммуникативных действий:
– неумение грамотно, логично, ясно выражать свои мысли;
– невладение выразительной, образной, яркой речью;
– неумелое использование в коммуникациях невербальных средств общения;
– неумелое использование паралингвистических характеристик речи;
– неумение вести беседу и расспрашивать собеседника;
– неумение занимать и удерживать оптимальную позицию в коммуникативных контактах;
– неумение давать собеседнику адекватную обратную связь;
– неумение контролировать ход процесса общения и т. д.
К рефлексивным коммуникативным затруднениям относятся:
– отсутствие навыков рефлексивного слушания;
– неумение оценивать собственные коммуникативные действия;
– отсутствие у учителя стремления к самонаблюдению и самоанализу собственных коммуникативных проявлений в профессиональной деятельности;
– неумение соотносить индивидуальные коммуникативные возможности с реальными условиями педагогической деятельности.
Контрольные вопросы и задания для самоподготовки студентов
1. Охарактеризуйте структурные компоненты коммуникативной деятельности (предмет, потребности, мотивы, действия, задачи, средства, продукты).
2. Раскройте сущность понятия «педагогическое общение».
3. Назовите основные коммуникативные качества.
4. Дайте определение коммуникативных способностей и перечислите их.
5. Что понимается под «коммуникативной компетентностью» учителя.
6. Раскройте сущность понятия «коммуникативный потенциал». Охарактеризуйте его основные структурные компоненты.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М.Андреева. — М., 1980. — 415 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. труды / А. А.Бодалев. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
3. Бодалев А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А.Бодалев // Педагогика. — 1990. — №12. — С. 65—71.
4. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М.Бородкин, Н. М.Коряк. — Новосибирск: Наука, 1983.
5. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П.Буева. — М.: Просвещение, 1978. — 111 с.
6. Грехнев В. А. Культура педагогического общения / В. А.Грехнев. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
7. Добрович А. В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей / А. В.Добрович. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
8. Ерастов Н. П. Психология общения / Н. П.Ерастов. — Ярославль, 1979. — 96 с.
9. Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений / М. С.Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 37 с.
10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А.Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.
11. Коломинский Я. Л. Психология общения / Я. Л.Коломинский. — М.: Знание, 1974. — 96 с.
12. Коротаев А. А. Исследование стиля педагогического общения / А. А.Коротаев, Т. С.Тамбовцева // Вопросы психологии. — 1990. — №2. — С. 126—130.
13. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование / В. Н.Куницына. — Л., 1985. — 20 с.
14. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии / К. М.Левитан. — М.: Наука, 1994. — 192 с.
15. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А.Леонтьев. — М.: Знание, 1979. — 46 с.
16. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред.: В. Н.Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 665 с.
17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И.Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
18. Максимова Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности / Р. А.Максимова. — Л., 1981. — 24 с.
19. Марисова Л. И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л. И.Марисова. — Берлин, 1978. — 69 с.
20. Петровский А. В. Психологические контакты, взаимопонимание / А. В.Петровский // Воспитание школьников. — 1997. — № 6. — С. 16—20.
21. Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — 344 с.