Образование как общественное явление

1. Образование как общественное явление: определение, сущность. Противоречия современного образования

2. Концепции содержания образования. Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения.

3. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Многообразие образовательных программ.

4. Качество образования и его диагностика.

Вопросы для самопроверки:

1. Сравните определение понятия «образовательный процесс» в различных педагогических источниках. Выделите параметры сравнения.

2. Объясните, почему противоречия являются движущей силой процесса?

3. В чем выражаются результаты образовательного процесса?

4. Выработайте рекомендации по формированию педагогических целей.

5. Составьте структурно-логическую схему закономерностей образовательного процесса. Обсудите в группах.

Самостоятельная работа

1. Выявите черты идеального учебника.

Отчет: письменная работа.

2. Личностно-ориентированного обучения имеет свои технологии. сравните их, дав каждой характеристику. Признаки сравнения выявить самостоятельно.

Отчет: таблица сравнения технологий.

Литература

1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2009.

2. Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2009.

4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2009.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2009.

7. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2011.

Дополнительная литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2. Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.

3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

4. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

7. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. –М., Академия, 2006.

10. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

12. .Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

13. Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

16. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

3. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

4. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

5. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –

7. http://elibrary.ru/defaultx.asp

8. Гуманитарная электронная библиотека –

9. http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

10. 8. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

11. 9. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

12. 10. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

13. 11. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

14. 12. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

15. 13. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm

16. 14. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm

15. Лебедев В. Коллективные творческие дела –

17. http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm

16. Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –http://edu.of.ru/attach/17/4917.doc

18. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library/.

19. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php . (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).

20. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru .

21. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru .

22. http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html

5.1. .РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2009.

2. Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2009.

4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2009.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

7. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2011.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики. - Казань: «Дом печати», 1997. - 144 с.

3. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. - 188 с.

4. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З. Медико-социальные и педагогические проблемы формирования здоровья детей школьного возраста. - Уфа: Восточный университет, 2004. - 92 с.

5. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.

6. Бабияж М. Сельская школа в Польше // Педагогика. - 2006. - № 1. - С.106-107..

7. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия, 23 октября 2004 г.

8. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ.

9. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. -М.:Просвещение, 1991. - 224 с.

10. БатаршевА.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М., 2001.

11. И.Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург:Деловая кн., 1996. - 339 с.

12. Н.Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., 1986.

13. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.-352 с.

14. Божович Л.М. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

15. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997. — № 4. - С. 25-30.

16. Бондаренко СМ. Урок-творчество учителя. - М.: "Знание", 1974. – 64 с.

17. Бухаркина М.Е. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранный язык в школе. - 2005. - № 3. - С. 24-28.

18. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002. - №2. - С. 28-39.

19. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

20. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 192 с.

21. Вершловский С.Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) // Вопросы образования. - 2004. - № 4. - С. 244-257.

22. ВинникотД.В. Разговор с родителями. М, 1994.

23. Волкова Т.Н. 1000. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет. - Донецк: ООО «БАО», 2005. -240 с.

24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. -480 с.

25. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью: Практическая психология для учителя. М., 1998.

26. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. - М: Наука, 2003. - 256 с.

27. Гершунекий Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). -М.: «ИнтерДиалект+», 1997. - 697 с.

28. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: "Школа-Пресс", 1995. - 448 с.

29. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. -286 с.

30. Громыко Ю.В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. — М.: Просвещение, 1997. - 157 с.

31. Гузеев В.И. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. - № 6. - С. 15-19. 34.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996-35.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.

32. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования // Вопросы образования. - 2004. - № 3.-С.77-117.

33. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо-традиция воинских искусств. - 3-е изд. -М.: Наука, 1991. -429 с.

34. Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннет Вое. - М.: ООО "ПАРВИНЭ", 2003. - 672 с.

35. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с анл.. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.

36. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М, 1990. 41.Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Речь, 1995.-263 с.

37. Зайцева Н.В. П.Ф.Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического воспитания // Педагогика. - 2006. - №. 1. - С. 94-96.

38. 3еер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

39. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1999.

40. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

41. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач: Учебное пособие. - М.: Учебно-метод. коллектор «Психология», 2001. - 154 с.

42. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Academia, 2004. - 207 с.

43. Калина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. - 2005. - № 3. - С.5-32.

44. 49.Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

45. 5О.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на лю-дей. - М.:Прогресс, 1989.-712 с.

46. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - М.: Выш. шк., 2002. - 95 с.

47. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.

48. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.-284 с.

49. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль, 2001.

50. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с. 56.Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспитания. М., 1995.

51. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. - 213 с.

52. Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. - М: Просвещение, 1987.-144 с.

53. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс; Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. - 958 с.

54. Корчак Я. Воспитание личности. - М.: Просвещение, 1992. - 287 с. 61.КрайгГ. Психология развития. СПб., 2000.

55. Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999. - № 6.-С. 12-15.

56. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. - Минск: Высшаяшкола, 1978.-224 с.

57. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М.Не только любовь. М., 1992.

58. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

59. Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий образования. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инст-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 320 с.

60. Лельчицкий И.Д., Лукацкий М.А. "Идеал учителя" как научное понятие: историко-педагогический аспект // Педагогика. - 2005. - № 1. -С. 79-85.

61. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001. 69.Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманит. факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. - М.: СГУ, 2005. - 263 с.

62. Личность и личностный рост: восточные теории личности. - М., 1994. -128 с.

63. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

64. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

65. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

66. Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 48-57.

67. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. — Минск: Высшая школа, 1999.-175с.

68. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школыга-ков. М., 1984. 77.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987, № 5.

69. Минаева В.М. Актуальные аспекты раннего преодоления застенчивости // Человеческий фактор в условиях развивающегося информационного общества. Орел, 2002.

70. Минаева В.М. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Воспитание школьника. 2001. №7.

71. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. - 292с.

72. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. -М.: Наука, 1999. - 191 с.

73. Одаренные дети: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

74. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

75. Орлова Е.Н. Учебно-педагогические задачи межпредметного характера в подготовке учителя. - Тула: ТГПИ им. Л.Н.Толстого, 1983. - 157 с. 85.Педагогические мастерские: Франция - Россия. - М.: Новая школа, 1997.-128 с.

76. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. А.А.Гарипова, М.И.Гарипов, О.Ю.Шаврина. - Уфа: Восточный университет, 2005. - 80 с.

77. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

78. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М, 1992.

79. Пономарев Я.А. О понятии «психологический механизм решения творческих задач» // Психология творения. - М.—Воронеж, 1999. - С.286-304.

80. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб., 2002.

81. Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной. М,1997.

82. Прангишвили КВ., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф., КовригаСВ.,Разбегин В.П. Поиск подходов к решению проблем. - М.:Просвещение, 1999. - 212 с.

83. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.

84. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной.Екатеринбург, 2000.

85. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. 96.Ратанова Т.А„ Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М, 1998.

86. Рахматуллин Р.Ю. Методология науки и научного познания: Пособие для аспирантов. Уфа: Восточный университет, 2004. - 112с.

87. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

88. Ришар Ж.-Ф. Моделирование решения задач // Иностранная психология. -М, 1995. -Т. 3. - № 5. - С. 32-41.

89. Роджерс К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 1987, № 10.

90. РоджерсК. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

91. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н.' М., 1989,

92. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 191 с.

93. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

94. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.

95. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эм­пирические аспекты исследования: Монография. - Уфа: Гилем, 2004. -258 с.

96. Селевко Г. Социально-педагогическое обследование в школе // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С.37-44.

97. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т. 1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с; 816 с.

98. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. -2005.-№10.-С. 53-62.

99. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

100. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем. Учебное пособие. - М.: Генезис, 2006. - 319 с.

101. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. - 174 с.

102. Тихомиров O.K. К анализу факторов, создающих трудность решения задач человеком // Психологические исследования. - М., 1970. - Вып. 2. - С. 75-82.

103. У родного очага / Под ред. Л.П. Стрелковой. СПб., 1999.

104. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

105. Управление школой: теоретические основы и методы. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.

106. Федорова С. Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 65-70..

107. Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание школьников.- 2005.- № 4.- С. 2-8.

108. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста: Хрестоматия повозрастной психологии. М., 1994.

109. Франкл В. Человек в поисках смысла. М: Прогресс, 1990. - 368 с.

110. Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

111. Фром Э. Человеческая ситуация. М., 1995.

112. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем. -М.: Высш. шк., 1991.- 192 с.

113. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Мысль, 1998. - 312 с.

114. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные понятия, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

115. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

116. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.-336 с.

117. Шацкий С. Т. Работа для будущего. -М.: Просвещение, 1989. -223 с.

118. Широких О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? // Воспитание школьников. -2005.-№4.-С. 8-13.

119. ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.

120. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. - М.: ООО «Издательство ACT»; OOO «Изда­тельство Астрель», 2002. - 221 с.

121. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

122. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретиче­ские основы и практическая реализация). - М: Новая школа, 1996. -352 с.

123. Янгирова В.М. Теория воспитания. - Уфа: Творчество, 2003. -160 с.

Семинар № 5.

Наши рекомендации