Тема VIII. Педагогическая инноватика в обучении (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность инновационных процессов в обучении.

2. Представьте теоретические основы педагогической инноватики.

3. Проанализируйте алгоритм технологии нововведений.

4. Дайте понятие инновационной среды.

5. Назовите виды педагогических инноваций.

6. Обоснуйте условия для появления и функционирования педагогических инноваций.

7. Рассмотрите критерии педагогических инноваций (новизна, оптимальность, результативность и др.).

Задания к семинару:

1. Выделите особенности инновационных подходов в обучении по разным источникам (Кукушин В.С. «Дидактика», Хуторской А.В. «Современная дидактика», Загвязинский «Дидактика: современная интерпретация»)

2. Дайте толкование следующим понятиям:

· новизна в образовании — это …

· результативность — это …

· оптимальность — это …

· передовой педагогический опыт — это …

3. В чем отличие инноваций и лжеинноваций?

Основные понятия модуля:

Дидактика, теория обучения; обучение, преподавание, учение, закономерности обучения, принципы обучения, критерии обучения, методология обучения, мотивация учения, логика учебного процесса, дидактическая концепция, функция обучения; целостный педагогический процесс, двусторонность обучения, единство преподавания и учения, социально-дидактические отношения, знания, умения, навыки; образование, государственный стандарт образования, содержание образования, модель образования, метод обучения, инновация, инновационная школа, инновационное образование; форма организации обучения, дидактическая система обучения, урок, средства обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, педагогическое взаимодействие.

Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (28 часов)

№ п/п Изучаемые темы Кол-во часов Виды деятельности Продукт деятельности
Основные дидактические концепции и модели обучения. Разработка структуры дидактических моделей обучения. Обобщенная дидактическая модель обучения.
Становление современных дидактических систем. Анализ состояния современных дидактических систем. Таблица современных дидактических систем обучения.
Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения. Проектирование совместной деятельности учителя и учащихся в пед. процессе. Проект совместной деятельности учителя и учащихся.
Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Изучение процесса становления самостоятельности учащихся в пед. процессе. План самовоспитания школьника по формированию самостоятельности.
Средства обучения в учебной деятельности. Разработка перечня современных средств обучения в учебной деятельности. Таблица «Классификация средств обучения».
Философские, психологические и методологические основы теории обучения. Систематизация указанных основ теории обучения. Реферат «Философские, психологические и методологические основы теории обучения».
Методы продуктивного обучения. Изучение основных подходов к классификации методов продуктивного обучения. Конспект раздела из учебника А.В. Хуторского «Современная дидактика».

Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):

1. Традиционные и современные методы обучения в практике современной школы.

2. Многообразие форм организации обучения как дидактических конструкций.

3. Инновационные процессы в обучении в современных условиях развития общества.

4. Педагогические технологии авторских школ в контексте поиска возможностей обновления образовательной практики.

5. Современные подходы к организации обучения.

6. Современные подходы к содержанию образования.

7. Значение образования в формировании личности и развитии общества.

8. Дидактическая сущность современных концепций и моделей обучения.

9. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных авторских школ и педагогических систем.

10. Современные авторские школы и педагогические системы в России и за рубежом.

11. Дидактические возможности современных методов обучения.

12. Современные подходы к педагогическому анализу и самоанализу урока.

13. Педагогическая рефлексия в процессе обучения.

14. Формирование конфликтологической культуры учителя в процессе обучения.

15. Педагогическая диагностика в обучении.

16. Контроль и оценка в истории педагогики и на современном этапе

17. Программное обеспечение учебного процесса как условие успешной профессиональной деятельности учителя.

18. Взаимосвязь современных технологий обучения и педагогического мастерства.

19. Контрольно-измерительные материалы по предмету как условие эффективности учебного процесса.

Вопросы к экзамену:

1. Проведите исторический экскурс в дидактику как фундаментальную теорию обучения.

2. Раскройте содержание основных категории дидактики исходя из современных проблем обучения (образования).

3. Раскройте сущность содержания образования на основе перехода от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному подходу.

4. Раскройте принципы структурирования содержания образования.

5. Обоснуйте проблемы целостности педагогического процесса.

6. Представьте сущность процесса обучения через его основные противоречия.

7. Опишите обучение как многофункциональный процесс.

8. Охарактеризуйте различные подходы к классификации методов обучения.

9. Охарактеризуйте процесс обучения в школе (в вузе) с позиции использования методов обучения по источнику передачи и восприятия информации.

10. Охарактеризуйте процесс обучения в школе (в вузе) с позиции использования методов обучения по логике передачи и восприятия информации.

11. Охарактеризуйте процесс обучения в школе (в вузе) с позиции использования методов обучения по степени самостоятельности мышления школьника при овладении знаниями.

12. Охарактеризуйте процесс обучения в школе (в вузе) с позиции использования методов обучения по степени управления учебной работой.

13. Раскройте сущность современных концепций и моделей обучения.

14. Рассмотрите сущность и особенности педагогического конфликта в процессе обучения.

15. Раскройте возможности использования методов контроля и самоконтроля в процессе обучения.

16. Представьте формы организации обучения как специальные дидактические конструкции в определенных условиях.

17. Представьте урок как наиболее распространенную форму обучения в современной школе.

18. Обоснуйте требования к уроку в современных условиях.

19. Обоснуйте необходимость и возможность использования неурочных форм обучения в современном образовательном учреждении.

20. Представьте процесс обучения в единстве преподавания и учения.

21. Обоснуйте формы организации познавательной деятельности учащихся.

22. Раскройте основные идеи технологизации процесса обучения.

23. Раскройте современные подходы к контролю и оценке результатов обучения.

24. Охарактеризуйте назначение и особенности педагогической диагностики в процессе обучения.

25. Раскройте сущность инновационных образовательных процессов в современных условиях развития общества.

26. Раскройте дидактические возможности использования современных средств обучения. Представьте классификацию современных средств обучения.

27. Проследите потребность обновления средств обучения в условиях информатизации общества.

28. Представьте авторские школы в контексте поиска возможностей обновления образовательной практики с позиции обеспечения качества образования.

29. Раскройте культурно-исторический характер содержания школьного образования.

30. Раскройте деятельностно-личностный характер содержания школьного образования.

31. Представьте содержание образования как фундамент формирования базовой культуры школьника.

32. Обоснуйте сложность формирования фундамента базовой культуры школьника в учебно-воспитательном процессе.

33. Раскройте проблему стандартизации школьного содержания образования.

34. Представьте ГОС как нормативный документ, регламентирующий деятельность общеобразовательного учреждения.

35. Представьте ГОС как нормативный документ, регламентирующий содержание общего образования.

36. Обоснуйте необходимость рассмотрения данного понятия (базовая культура школьника) на современном этапе развития образования.

37. Раскройте сущность и особенности педагогической технологии (понятие, предмет, требования, признаки, элементы, связь).

38. Раскройте сущность и структуру педагогического мастерства и и докажите его связь с педагогической технологией.

39. Раскройте сущность закономерностей и принципов обучения.

40. Раскройте специфику методов продуктивного обучения (когнитивные методы, креативные методы, мозговой штурм, метод проектов и др.)

Список рекомендуемой литературы:

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск. Поликом, 2007. - 192 с.

2. Александрова Е. Современный урок: каким он видится учителям, и каким — ученикам? // Директор школы. - 2002. - № 8.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогикà. Спб.: Питер, 2000

4. Брызглова С. Исследование уровня технологичности урока // Народное образование. - 2003. - №8.

5. Виды современных организационных форм обучения. Урок как основная форма обучения // Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов. - М., 1999.

6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

7. Голованова Н.Ф. Общая педагогика.Учебное пособие для вузов. Речь. С.-Петербург, 2005

8. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков)/ В.В. Гузеев// Школьные технологии — 2002.- №4.

9. Гузеев В. Оганизация урока в форме проблемного семинара / В.Гузеев // Народное образование. - 2002. - №8.

10. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев.- М.: Народное образование, 2001.

11. Дидактика современной школы. Пособие для учителя / Под редакцией В.А. Онищука. - Киев: Рад. Школа, 1987.

12. Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов РФ. - М.: Славянский дом книги, 1999. - С. 224 - 245.

13. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное-пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М., 2001.

14. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

15. Ильина Н.Ф., Адольф В.А. Онтология непрерывного образования: учебное пособие / Н.Ф. Ильина, В.А. Адольф; Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. - Красноярского, 2009. - 204 с.

16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. - Распоряжение № 1756 от 29.12.2001 г.

17. Левитас Г.Г. Технология учебных циклов // Завуч. 2002 - №2.

18. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара: Изд-во СИУ, 1998.

19. Манаенкова О.А. Моделирование и проведение учебных занятий на основе интегративного подхода // Наука и школа. - 2002. - №4.

20. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование, 2000. - №2. - С. 14 - 18.

21. Оконь В. «Введение в общую дидактику» - М.: Высшая школа, 1990.

22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. педагог. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

23. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.П. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

24. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений. - М.: Просвещение, 1996.

25. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Школьная пресса, 2004.

26. Слуцкий В. Что делает урок воспитывающим // Воспитание школьников. - 2003. - №7.

27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

28. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие/ В. А. Ситаров. - 2-е изд., стер. - М.: Academia, 2004.

29. Стратегия модернизации содержания общего образования / Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001.

30. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990.

31. Хуторской А.В. Современная дидактика. - Спб.: Питер, 2004

32. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьников в педагогическом процессе / М.И. Шилова. - Красноярск: РИО КГПУ, 1998























Модуль IV

Наши рекомендации